III.БЕСЕДА О СЮЖЕТЕ ПЬЕСЫ




Читаем конспект. Краткий анализ поэмы Чехова по выбору (запись в тетрадь). Чтение комедии «Вишневый сад».

Тема урока: «Юмористические рассказы. Новаторство Чехова-драматурга.»

Антон Павлович Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни — вот что привлекало его прежде всего.

Новаторство Чехова - было оплодотворено не только его прочными связями с предшествующей литературой, но и живой связью с современностью, которая и открыла перед ним реальную возможность внести новый существенный вклад в развитие искусства. Чехов начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Антона Чехонте и др.).

Он был основоположником темы творчества – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других, это такие рассказы как: «Скучная история», «Дуэль», «Ионыч», «Дама с собачкой» и др. В рассказах «Бабье царство», «Мужики», «В овраге» показал дикость и жестокость деревенской жизни.

- Кто был главным героем в его рассказах?

Сообщение 1.

Главный герой Чехова – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. «Маленькая трилогия», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» изображают мир скучных людей. Эти рассказы связаны между собой единством замысла и посвящены исследованию общественной атмосферы российской жизни.

Раннее творчество характеризуется комизмом. Чехов обращает внимание на противоречивость жизни и на ее трагичность. Чеховская модель мира – распад на множество отдельных осколков, не связанных между собой, это жизнь. Особое место – изображение пошлости. Особенности сюжета – нет главного и второстепенного.

Сообщение 2.

- Против чего боролся А.П. Чехов в своих произведениях?

В своих произведениях Чехов боролся и против такого общественного явления, как «теория малых дел». Лида Волчанинова, героиня рассказа «Дом с мезонином», не хочет проводить жизнь в праздности. Она учительствует, помогает бедным, организует для них больницу. Но все это дела малые. Они не могут изменить положение, а служат лишь для самоуспокоения. И если бы Лида была истинно гуманным человеком, она поняла бы всю никчемность своей деятельности.

Чехов, рисуя несколькими штрихами эту сухую, эгоистичную, самолюбивую натуру, показывает, что такие люди не способны делать настоящее добро. Вызывая антипатию к поборникам «теории малых дел», автор тем самым как бы опровергает и саму эту теорию. Это один из своеобразных художественных приемов писателя. Самое главное (этого автор добивался всегда) — краткость. Чехов считал, что «умение писать — это умение вычеркивать плохо написанное».

Преподаватель.

Необходимо обратить внимание на роль пейзажа в произведениях Чехова. Например, в рассказе «Ионыч» только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая — описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка — всего несколько предложений, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя. Для достижения все той же краткости Чехов нередко прибегает к «рассказу в рассказе», например, в «Крыжовнике» и «Человек в футляре». Этот прием также помогает добиться объективности в изображении.

-Что вы знаете о юмористических рассказах А.П. Чехова?

Сообщение 3.

Чехов — непревзойденный мастер юмористического рассказа. Наряду со смешными ситуациями и другими приемами автор использует ассоциативность. Например, на ассоциациях построен рассказ «Лошадиная фамилия». Нужно срочно заговорить больной зуб. Но какая же фамилия у знахаря? Никто не может вспомнить. Запомнилось только то, что фамилия «лошадиная». Но Чехов не только смеялся. Он высмеивал. Один из наиболее ярких сатирических рассказов — «Человек в футляре». Здесь автор в качестве основного приема использует художественную деталь для изображения общественного явления — «футлярной жизни». Эта художественная деталь — футляр, которым всегда стремился окружить себя Беликов, герой. В любую погоду, даже когда ярко светило солнце, он носил с собой зонтик, надевал калоши, поднимал воротник своего черного пальто. Садясь в экипаж, Беликов просил поднять верх. Любимое его выражение - «как бы чего не вышло». Он не способен радоваться, восторгаться.

Преподаватель.

Еще один интересный прием, которым пользуется Чехов. Он не описывает непосредственно предмет или явление, а показывает лишь впечатление от него. Так, в рассказе «Ионыч» (когда дочь Туркиных, Котик, играет на фортепьяно) Старцеву представляется, что с горы падают камни, падают и падают. Чехов не говорит о том, плохо играла Котик или хорошо, но одна деталь - и уже все становится ясно.

Язык чеховских рассказов удивительно многообразен. В рассказе «Злоумышленник» мы встретим и канцелярский стиль, которым написано «Уложение о наказаниях», и просторечие.

Для лаконичных, но ярких описаний Чехов находит очень точные и выразительные сравнения, характерные и своеобразные эпитеты. Сюжетное построение рассказов А. П. Чехова просто и оригинально. В основе сюжета чаще всего конфликт героев, которые имеют разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы. Например, столкновение Беликова и Коваленко в рассказе «Человек в футляре» дополняется пояснениями повествователя Буркина.

В некоторых рассказах сюжет развивается параллельно с изменением характера героя, который в свою очередь зависит от его пребывания в той или иной среде, общения с разными людьми. Вспомним метаморфозы, происходящие с Ионычем в одноименном рассказе. По этому типу по­строены рассказы «Черный монах», «Учитель словесности» и др. Пафос чеховских рассказов. Кроме сатирического и комического, в прозе Чехова часто проступает лирическое начало, задушевное чувство «сквозь дымку грусти». Это достигается олицетворением предметов и их воздействием на повествователя или автора. Проза А. П. Чехова — образец художественности, она развивает важнейшую традицию русской ли­тературы — прозу малых жанров.

-Что связывает Чехова с театром?

Сообщение 4.

Чехов создал свой театр, со своим драматургическим языком, который не сразу был понят современниками писателя. Многим его пьесы казались неумело сделанными, не сценичными, растянутыми, с беспорядочными диалогами, недостатком действия, нечеткостью авторского замысла и т. Д. М. Горький, например, писал не без доброжелательной иронии о «Вишневом саде»: «Конечно - красиво, и – разумеется- со сцены повеет на публику зеленой тоской. А - о чем тоска - не знаю».

Чехов создал «театр настроения», намеков, полутонов, с его знаменитым «подводным течением», предвосхитив во многом театральные искания ХХ века. Новаторство Чехова- было оплодотворено не только его прочными связями с предшествующей реалистической литературой, но и живой связью с современностью, которая и открыла перед ним реальную возможность внести новый существенный вклад в развитие драматургического искусства.

Новаторство одухотворено ощущением целостной неразделимости искусства и жизни, творчества человека и всей его деятельности, в разных областях. В пьесах «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» «Вишневый сад», поставленных на сцене МХТ, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Преподаватель.

Раннее творчество характеризуется комизмом. Чехов обращает внимание на противоречивость жизни и на ее трагичность. Он создал жанр психологической драмы, в которой не много сюжетного действия, внешней интриги, нарочитой театральности.

В пьесах Чехова лирическое соединяется с драматическим, комедия с драмой. Такие контрастные переплетения позволят избежать монотонности.

Чехов расширил хронотоп (время и пространство) классической русской литературы XIX века, который можно назвать патриархальным: в центре произведений отечественной классики была, прежде всего дворянская усадьба, Россия дворянская и крестьянская, а он ввел в литературу городского человека с его урбанистическим мироощущением.

Чеховский хронотоп — это хронотоп большого города. Причем имеется в виду не география, не социальное положение, а ощущения, психология «городского» человека. Особенности конфликта. Чехов выработал особую концепцию изображения жизни и человека — принципиально будничную, «негероическую»: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни».

Для традиционной до чеховской драмы характерно, прежде всего, событие, нарушающее традиционное течение жизни: столкновение страстей, полярных сил, и в этих столкновениях полнее раскрывались характеры персонажей (например, в «Грозе» А. Н. Островского). В пьесах же Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы. Кажется, что в них ничего не происходит. Как утверждается в пьесе «Дядя Ваня», мир погибнет не от «громких» событий, «не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг...». Произведения Чехова движутся не от события к событию, а, скорее, от настроения к настроению.

Пьесы строятся не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей — единстве перед общей неустроенностью жизни. Полифонизм, многогеройность. В чеховских пьесах отсутствует сквозное действие и главный герой. Но пьеса при этом не рассыпается на отдельные эпизоды, не теряет своей целостности. Судьбы героев перекликаются и сливаются в общем «оркестровом» звучании. Поэтому часто говорят о полифоничности чеховской драмы.

-Какова же авторская позиция в пьесах Чехова?

Сообщение 5.

В пьесах Чехова авторская позиция не проявляется открыто и отчетливо, она заложена в произведениях и выводится из их содержания. Чехов говорил, что художник должен быть объективен в своем творчестве: «Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление».

Эти слова, сказанные драматургом в связи с пьесой «Иванов», распространяются и на другие его произведения: «Я хотел соригинальничать, — писал он брату, — не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, никого не оправдал».

В чеховских пьесах ослаблена роль интриги, действия. На смену сюжетной напряженности пришла психологическая, эмоциональная напряженность, выражающаяся в «случайных» репликах, разорванности диалогов, в паузах (знаменитые чеховские паузы, во время которых персонажи как бы прислушиваются к чему-то более важному, чем то, что они переживают в данный момент). Все это создает психологический подтекст, являющийся важнейшей составной частью спектакля.

Преподаватель

«Вишневый сад» - последнее свое произведение А.П. Чехов писал, превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля. Несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах: «Вся Россия - наш сад» выражена мысль, близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политической реакцией 80-90-х годов XIX в. значительную часть русского общества, отразилось на театральном репертуаре. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. А.П. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций - ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека. Тема нашего урока «Новаторство Чехова-драматурга».

III.БЕСЕДА О СЮЖЕТЕ ПЬЕСЫ

Преподаватель: Давайте побудем в роли исследователей и установим, в чем новаторский характер драматургии Чехова. По ходу работы составляйте план изложения материала. Итак, вспомним сюжет пьесы «Вишневый сад». Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в свое имение. Встреча с близкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы. А в то время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется родовое гнездо. Все буднично, привычно. Можно ли было создать эффективные, впечатляющие сцены?

Обучающийся: Да, можно, например, жизнь Раневской в Париже, встреча с ярославской бабушкой, аукцион.

Преподаватель: Все это проходит за сценой, но живет в сознании читателя, зрителя. А.П. Чехов стремится к изображению обыденности в жизни людей. Посмотрим, каков характер драматического конфликта у Чехова. Охарактеризуйте взаимоотношения Раневской с Лопахиным, Лопахина и Трофимова, т.е. людей, в отношениях которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Обучающийся: Лопахин благоговеет перед Раневской («Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде!»), дает ей взаймы, советует, как спасти имение («Хороший она человек, легкий, простой»).

Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю. Трофимов уважает Лопахина («У тебя тонкие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа... Все-таки я тебя люблю»). Лопахин предлагает Трофимову помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: