ПАМЯТКА «ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»




1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собст­венного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовер­шенствованию.

2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать об­становку взаимопонимания, от которой существенно зависит и харак­тер нравственных отношений в школе.

3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важ­нейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитан­никами. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требова­ния и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нрав­ственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоот­ношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не мо­гут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому прояв­лению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать спо­собность откликаться на чужое несчастье.

5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регу­лирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее по­рой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, ох­ваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю ду­шевную боль.

6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами админи­стративного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению от­рицательного заряда в нравственной атмосфере.

7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, посто­янно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу прово­димых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.

8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от на­смешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не до­пускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаи­моотношениях с учащимися.

9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных по­ступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на со­вершенствование системы нравственных отношений, ее саморегули­рование.

11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит по­следнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребен­ка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное пра­вило для учителя.

12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положи­тельные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливо­сти, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкре­пляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных кон­фликтах.

16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориента­ции, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фак­тов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.

18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основан­ные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоот­ношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учите­ля к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

 

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего про­фессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: