Ценообразование на рынке труда. Персонал предприятия




 

Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовой мобильности.

Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе.

Несмотря на «гуманистическую» специфику рынка труда, в экономической теории абстрагируются от этих характеристик и определяют данный вид рынка как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, то есть зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного вида труда. В свою очередь, фирма, определяя количество работников, которое необходимо нанять, должна учитывать «цену труда» (то есть заработную плату). А цена труда зависит от его предельной производительности,т.е. того приращения объёма выпускаемой продукции, которое вызвано использованием дополнительной единицы труда (нового работника), при условии, что другие факторы производства останутся неизменными. Предельная производительность труда определяется по формуле:

,

где:

MPL – предельная производительность труда;

DQ – прирост продукции, вызванный дополнительной единицей труда;

DL – дополнительная единица труда.

Однако фирму интересует не только величина дополнительной продукции, выпущенной в результате найма нового работника, но и то, какой доход она получит от продажи продукции, созданной добавочной единицей труда. А определить это можно по формуле предельного дохода от продукта труда (MRPL)

,

где:

MRPL – предельный доход от продукта труда;

DR – прирост дохода, вызванный дополнительной единицей труда.

Практика показывает: при неизменной величине других факторов производства дополнительное увеличение численности работников приводит к тому, что MRPL сначала растёт (это увеличивает доход фирмы), а затем начинает снижаться(это уменьшает доход фирмы). Тому имеется несложное объяснение: с увеличением численности персонала и при неизменном оборудовании доля капитала, приходящаяся на каждого работника, начинает снижаться, что приводит сначала к уменьшению прироста продукции, затем к стабилизации её объёма, и, наконец, к абсолютному уменьшению.

В этой связи фирме важно определить, какова должна быть оптимальная численность занятых, которая обеспечивала бы максимальную прибыль предприятию. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль – максимизирующая занятость» и определяется по формуле:

где:

W – ставка заработной платы.

Индивид получает за свой труд заработную плату, которую тратит на приобретение товаров и услуг, приносящих ему пользу. Досуг также приносит ему определённую пользу: он читает, смотрит телевизор, занимается спортом, общается с друзьями и т.д.

В этой связи возникает проблема распределения времени между трудом и досугом. Как её разрешить? Для этого воспользуемся некоторыми положениями теории потребительского выбора. Во-первых, основной принцип экономического поведения индивида - максимизация полезности, получаемой от труда и досуга. Это лежит в основе распределения времени между названными «альтернативными» видами деятельности. Во-вторых, при оценке потребления благ и досуга действует закон убывающей полезности – каждый дополнительный час досуга (или дополнительное количество благ) приносит меньшую полезность, чем предыдущие. Иными словами, чем большим объёмом досуга (или благ) располагает индивид, тем меньшую ценность представляет для него дополнительный час досуга или дополнительная единица благ. Разумеется, для каждого индивида существует своя, субъективная шкала ценностей, которая влияет на распределение времени между трудом и досугом и, следовательно, оказывает влияние на величину предложения труда.

Согласно теории предельного продукта рабочий сам должен произвести продукт, возмещающий его зарплату. Сильная сторона этой концепции в том, что зарплата здесь зависит от эффективности труда работника. Чем выше производительность труда, тем выше зарплата.

На конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такую небольшую долю рабочих, что это не влияет на ставку зарплаты в целом. Рыночная ставка зарплаты дана фирме рынком, фирма в зависимости от нее нанимает столько труда, сколько ей необходимо при данной ставке.

Модель монопсонии. Это рынок, на котором господствует один покупатель. Монопсонии присущи следующие черты.

1) Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.

2) Данный вид труда является относительно немобильным либо в географическом смысле, либо в невозможности найти альтернативное применение.

3) Фирма диктует зарплату. Ставка зарплаты сочетается с количеством нанимаемых рабочих.

В некоторых случаях монополистическая власть нанимателей является полной, если в городе имеется лишь один крупный наниматель на рынке труда. Монополистические рынки существуют на таких рынках труда, как труд учителей государственных школ, труд медсестер, работников газетных издательств и некоторых других.

Монополист-наниматель считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставки зарплаты и сократить издержки.

На многих рынках рабочие продают свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Предположим сначала, что формируется профсоюз на конкурентном рынке. Ему приходится вести переговоры с относительно большим числом нанимателей, а не с монопсонистом.

Основная цель профсоюза – повышение зарплаты. Профсоюз может добиваться своей цели разными путями.

Наиболее желательным способом повышения зарплаты является расширение спроса на труд (увеличение спроса на продукцию данной отрасли через рекламу, использование лоббистов в правительстве для получения контрактов или увеличение государственных расходов на те или иные программы и т. д.). Но главные усилия профсоюзов в направлении повышения зарплаты концентрируются на предложении труда.

Исторически рабочее движение всегда выступало за проведение политики, которая вела к сужению предложения труда, чтобы повысить общий уровень зарплаты. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое ограничивает иммиграцию, сокращает детский труд, поддерживают обязательный уход на пенсию, способствуют сокращению рабочей недели. Различают два типа профсоюзных объединений: замкнутый тредюнионизм и открытый, или отраслевой тредюнионизм.

Замкнутый, или цеховой тредюнионизм. Профсоюзы данного типа сокращают число своих членов. Одновременно они вынуждают предпринимателей нанимать только рабочих – членов этих профсоюзов, при этом обеспечивают полный контроль за предложением труда. К методам искусственного сокращения предложения труда относится длительный срок обучения, непомерные вступительные взносы, ограничение или запрещение принятия новых членов, квалификационное лицензирование профессий. Квалификационные требования могут включать уровень образования, непомерно строгие экзамены, предъявление личных характеристик о высоких моральных качествах. В США, например, лицензируется около 600 профессий. Многие экономисты считают, что очень высокие заработки врачей связаны отчасти с возможностью американской медицинской ассоциации осуществлять контроль за предоставлением патентов докторам.

Открытый, или отраслевой тредюнионизм. Большинство профсоюзов не ограничивают число своих членов. Наоборот, они пытаются объединить всех рабочих. К таким профсоюзам относятся профсоюзы автомобилестроителей, сталелитейщиков, докеров. Профсоюз может быть и закрытым, если его члены являются квалифицированными специалистами, для которых нет в необходимых количествах соответствующей замены.

Но профсоюз, включающий неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих, подорвет свое собственное существование, если будет ограничивать число членов в нем, поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных профсоюзом рабочих, которыми легко можно заменять членов профсоюза при найме на работу.

Если отраслевому профсоюзу удается объединить фактически всех рабочих данной отрасли, то фирмы будут находиться под большим давлением со стороны профсоюзов при заключении договора о ставке зарплаты. Профсоюз с помощью забастовки может полностью лишить фирму предложения труда.

Цена труда устанавливается выше, чем равновесная ставка зарплаты при свободной конкуренции. При отсутствии профсоюза, то есть в условиях чисто конкурентного рынка труда, незанятые рабочие согласились бы на более низкую зарплату.

Действия открытых и закрытых профсоюзов приводят к снижению занятости. Успех профсоюзов в установлении ставок зарплаты выше равновесной сопровождается уменьшением числа занятых.

Модель двухсторонней монополии. Предположим, что на рынке труда, который является скорее монопсоническим, чем конкурентным, сформировался сильный производственный профсоюз. Другими словами, мы объединяем монопсоническую модель с моделью открытых профсоюзов. В результате имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки зарплаты. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на зарплату путем изменения занятости.

Монополия на одной стороне рынка фактически может уничтожить монополию на другой стороне рынка, что способствует установлению равновесной ставки.

Профсоюзы, как видим, играют немалую роль в формировании размеров заработной платы, оказывают влияние на эффективность и производительность, занятость. Существенно изменяется роль профсоюзов в экономических отношениях нашей страны в связи с переходом к рынку. Остановимся подробнее на задачах, функциях и организации профсоюзного движения в нашей стране.

Улучшение условий труда, повышение заработной платы, социальные гарантии работающим и безработным являются главным в деятельности профсоюзов. Лучший способ добиться целей, стоящих перед профсоюзом, – заключить договор с администрацией на предприятии и соглашение с правительством на уровне страны и региона. Подписанию такого соглашения предшествуют долгие и напряженные переговоры. Объективные интересы работодателя (администрации, собственника) и наемного работника не совпадают. Работодатель заинтересован в том, чтобы, вложив как можно меньше средств, получить как можно большую отдачу. Снижая издержки производства, он будет стремиться экономить на зарплате, технике безопасности и экологичности производства.

Интересы наемных работников противоположны. Трудящиеся хотят получать как можно более высокую зарплату, иметь здоровые условия труда, а на вредном производстве – льготы и компенсационные выплаты. Их интересы за столом переговоров представляет профсоюзный орган. Чтобы хорошо вести переговоры, профсоюзные работники должны быть хорошо подготовлены: знать необходимые законы, не хуже администрации знать дела предприятия. Если стороны приходят к соглашению, то они подписывают договор, гарантирующий права трудящихся. Но может случиться и такое, что администрация откажется вести переговоры или не заключит договор, либо будет нарушать подписанное ранее соглашение. В этом случае профсоюз использует свое законное право обратиться в суд.

Но процесс может длиться долго, и тогда на повестку дня встает вопрос о коллективных действиях. Они могут быть в форме митингов, пикетов, наконец, забастовок.

Но есть и другие факторы, способные подвести к победе. Это степень организованности профсоюза, умение работать со средствами массовой информации, настроить в свою пользу общественное мнение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: