Практическое занятие № 6.
23.10. 2020
Выполнение упражнений по теме «Языковая норма».
23 октября до 12.00 прошу представить отчет о проделанной работе (фото в альбоме сообщества группы). Спасибо.
Вопросы для устного опроса по теме:
1.Языковая норма. Дайте определение.
2.Типология языковых норм. Назовите их.
3.Объективные и субъектные причины нарушения языковых норм в речи.
2. Выполните упражнения на знание лексических норм:
Упражнение 1.
Подберите определения к данным понятиям:
Претендент - это _______________________
Прецедент - это _______________________
а)случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода;
б) лицо, которое рассчитывает на какое-либо звание, должность или роль.
Упражнение 2.
А) Замените описательный оборот одним словом.
1.Острое инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями со стороны глотки, преимущественно небных миндалин.
2.Давление, оказываемое кровью на стенки кровеносного сосуда.
3.Период, длящийся 280 дней от зачатия до наступления родов.
4.Состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
5.Комплекс физических упражнений для развития двигательных навыков ребенка.
6.Шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу.
7.Зародыш на протяжении первых восьми недель беременности.
8.Намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимо больного.
9.Наука, изучающая старение живых организмов.
10.Измерение температуры тела человека.
Слова для справок: термометрия, здоровье, гимнастика, эмбрион, антенатальный или внутриутробный, эпифиз, кровяное давление, эвтаназия, ангина, геронтология.
Б) Замените описательный оборот одним словом.
1.Наука, изучающая форму и строение человеческого организма.
2.Самая крупная железа с массой у взрослого человека 1500г.
3.Наука, изучающая вопросы естественного движения населения.
4.Наука о долге перед пациентом, профессиональном поведении медицинского работника.
5.Лечебная многослойная повязка из марли в сочетании с ватой, бумагой и д р.
6.Специально оборудованное помещение медицинского учреждения для проведения исследований.
7.Комплекс мероприятий по предупреждению попадания инфекции в рану.
8.Наиболее частое осложнение после инъекций.
9.Лечебное питание при всех заболеваниях.
10.Повышение артериального давления выше нормы.
Слова для справок: компресс, печень, деонтология, анатомия, лаборатория, асептика, гипертензия, демография, инфильтрат, диетотерапия.
Тест.
Проверьте себя.
1.Совокупность правил литературного произношения и постановки ударения изучается в разделе:
а) «Лексика»;
б) «Орфография»;
в) «Орфоэпия»;
г) «Риторика».
2. Понятия, изучаемые в разделе «Лексика »:
а) речевая недостаточность;
б) вариантность падежных окончаний;
в) произношение иностранных слов;
г) паронимия.
3. Способность слова употребляться совместно с другими словами в речевом отрезке:
а) лексическая сочетаемость;
б) речевая избыточность;
в) многозначность;
г) функционально-стилевая принадлежность.
4. Сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова:
а) синонимы;
б) омонимы;
в) антонимы;
г) паронимы.
5. Речевая ошибка в словосочетании дешевые цены:
а) речевая недостаточность;
б) плеоназм;
в) тавтология;
г) лексическая несочетаемость;
д) выбор слова без учета значения;
е) смешение лексики разных эпох.
6. Грамматика включает в себя разделы:
А) морфология;
Б) орфография;
В) синтаксис;
Г) пунктуация.
7. Правила определения рода аббревиатур?
а) все они относятся к среднему роду;
б) по роду ведущего слова составного наименования;
в) по грамматическому признаку: окончанию;
г) все они относятся к мужскому роду;
д) все они относятся к женскому роду.
4. Упражнение
Задание:
1.Прочитайте текст. Определите главную мысль. Объясните, почему он так называется .
Укажите, к какому функциональному стилю относится данный текст.
Укажите, к какому типу относится данный текст.
Сестра милосердия
Редакция «Медицинского работника» поручила мне написать о прославленном коллективе Кронштадтского военно-морского госпиталя. Я пришел посоветоваться к известному хирургу Александру Петровичу Никитину.
- Надо бы остаться на ночное дежурство Татьяны Михайловны Смирновой…
- Смирнова – опытный врач? – спрашиваю у Никитина.
- Нет, она настоящая медицинская сестра.
Многое понял я в ту долгую, зимнюю ночь. А главное, почему из всех медицинских специальностей народ дал именно ей самое родное и нежное имя – сестра!
В хирургическом отделении 96 больных, и каждому нужно помочь: одному – поставить банки, другому – сделать укол, третьему – перевязку, кому-то при необходимости дать грелку и лекарство.
Дневные сестры оставили в специальном журнале пометки: Гулешину – теплую повязку; Калиновскому – аспирин с кофеином; Гукову – кислород через 4 часа. И подчеркнуто: «Следить: тяжелобольной! В случае ухудшения – вызвать врача».
Многое нужно сделать за ночное дежурство. Только при хорошей организации времени можно все успеть. То и дело звенит звонок. Сестра отправляется в палату. Там лежат три моряка. Один очень страдает. На днях у него ампутировали ногу. Врач наложил повязку и не велел снимать пять дней. А ему кажется, если сменить повязку – будет легче. Сестра делает вид, что меняет повязку.
Опять звонок. Сестра входит в палату. У больного усилились боли. При его заболевании это бывает. Сестра дает грелку и порошок: «Если боль не утихнет, выпейте еще лекарство». Минут через двадцать больной уже спокойно спит.
Пробило четыре часа. Тихо проходит по палатам сестра – одному поправит подушку, другому – одеяло. Если кто-то не спит, сядет рядом, потихоньку поговорит, успокоит.
Смотрю на Татьяну Михайловну и думаю: настоящей медицинской сестрой можно стать только при умении чувствовать больного, улавливать его настроение…
(А. Черняховский).