Принципиальное значение в анализе мнемических процессов имело положение о социальной природе памяти человека и возможности социального управления ее процессами (П. Жане, 1928; Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, 1930; А.Н. Леонтьев, 1931 и Ф. Бартлетт, 1932).
В основе этого направления лежит принцип первичности социального по отношению к индивидуальному. Впервые социальную природу человеческой памяти стала изучать французская социологическая школа. Ее основоположник Э. Дюркгейм полагал, что корень всех психологических феноменов находится не в индивидуальном сознании, они обусловлены исключительно общественными явлениями.
По мнению представителей французской социологической школы, память представляет собой особое действие, изобретенное людьми в ходе исторического развития. Она возникла вместе с возникновением социального поведения. Точнее, можно выделить два вида памяти: натуральную память, присущую всем живым существам, и специфически человеческую память. Два названных вида памяти содержит описание П. Жане клинического случая больной Ирен. Она ухаживала за умирающей матерью и пережила ее смерть. Однако, все трагические обстоятельства, сопровождающие кончину матери, как-будто исчезли из памяти Ирен. При этом, у нее были отмечены необычные ночные приступы: в бессознательном состоянии она подходила к пустой постели и ухаживала за воображаемой умирающей женщиной. Приступы заканчивались судорогами, глубоким сном и отсутствием воспоминаний. П. Жане удалось добиться того, что Ирен смогла рассказать о пережитых ею событиях, после чего наступило излечение.
Натуральная память представлена непроизвольным «вспыхиванием» следов прошлого и бессознательными действиями Ирен. Такой вид памяти П. Жане назвал реминисценцией. Специфически человеческую память – памятью-рассказом, которая требует развитого сознания и представляет собой социальное действие, обращение к себе или другим людям с сообщением об отсутствующем предмете или явлении. Человеческая память – это социальное, произвольное, сознаваемое и соотносимое с эпизодами жизни рассказывающего действие (Завершнева, 1999).
|
Развивая положение о социальной природе памяти, Ф. Бартлетт в работе «О воспоминании» сформулировал принцип зависимости памяти от интересов личности, определяемых обществом. Воспроизведение, по его мнению, представляет собой не репродукцию, а реконструкцию.
Дальнейшее развитие социологическое направление в психологии памяти нашло в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Они по-другому интерпретировали роль средств в запоминании информации. Основным принципом организации памяти, по мнению Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, является принцип использования внешних и внутренних средств запоминания и забывания.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, каждая высшая психическая функция, в том числе и память, возникает дважды. Сначала как внешняя (натуральная) интерпсихическая функция, и лишь затем она интериоризируется, то есть переносится во внутренний план, и становится интрапсихической функцией.
При этом именно использование средств принимается в качестве критерия, на основе которого определяется граница между памятью как натуральной психической функцией и памятью как высшей психической функцией. Для подтверждения данного теоретического положения А.Н. Леонтьев использовал методику двойной стимуляции.
|
Испытуемым (дошкольникам, школьникам и студентам) предлагали два ряда стимулов: ряд слов или бессмысленных слогов, которые надо было запомнить; ряд стимулов-средств (карточки с изображением различных предметов), которые можно было использовать для того, чтобы облегчить запоминание основного ряда. Карточки опосредствовали запоминание слов: для каждого слова испытуемый выбирал карточку, глядя на которую, он затем вспоминал нужное слово.
Примечание: а) 4 – 5 лет; б) 6 – 7 лет; в) учащиеся 1 – 2 кл.;
г) учащиеся 3 – 4 кл.; д) учащиеся 5 – 6 кл.; е) студенты.
Рис. 5. Параллелограмм развития памяти (по А.Н. Леонтьеву)
Результаты эксперимента были представлены графически (Рис. 5). Как видно из рисунка, от младшего дошкольного к среднему возрасту происходит постепенная дивергенция, а от среднего школьного возраста к взрослым испытуемым – конвергенция показателей продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания. Обнаруженная закономерность получила название «параллелограмма развития памяти».
Итак, экспериментальное моделирование знакового опосредствования запоминая и воспроизведения позволило выявить закономерность развития памяти от ее низшей формы (естественной способности к запечатлению и воспроизведению) к высшей форме. На первом этапе человек пользуется памятью, а не господствует над ней. На втором этапе на смену непосредственной памяти приходит опосредствованная память (Леонтьев, 1998).