Инструментальные циклы.
Долгое время в европейской музыке господствовал полифонический стиль, в котором сформировались особые жанры и формы, вершиной которых является, как известно, фуга.
Основными разновидностями циклических произведений были двухчастный цикл с фугой, и с XVII века (эпоха барокко) - сюита (для сольного инструмента или ансамбля) из разнохарактерных танцев или других пьес и concerto grosso (кончерто гроссо ) – исполняемый ансамблем инструментов цикл, нестабильный по количеству частей.
К концу 17 века в инструментальной музыке начинает утверждаться и существовать, наряду с полифоническим, и гомофонный склад музыки. В течение периода 17-18 веков происходят поиски и эксперименты в области инструментальной музыки, образование новых прогрессивных жанров и форм. Роль «экспериментальной студии» в этом отношении сыграла Италия, затем серьезные сдвиги произошли в австро-немецкой музыке. В музыке XVIII века, под влиянием нового мировоззрения и эстетических установок начинает преобладать светское образное содержание (светский – от устаревшего слова «свет» - окружающие люди, общество). Это мир образов и чувств человека, не связанный с религиозно-церковной тематикой, но поднимающий, тем не менее, вечные темы и проблемы:
героика | различные проявления радостных чувств (ликующие, шутливые, пасторальные) | лирика(поэтическое отношение к миру), душевные коллизии (лирико - драматические образы) | народно - бытовые образы, картины и явления природы. |
К середине XVIII века, путем постоянных экспериментов в концертных и камерных жанрах, во взаимосвязи с оперно-театральной музыкой в музыке инструментальной сформировались такие важнейшие циклические жанры как симфония и соната, а затем концерт для солирующего инструмента с оркестром (в формировании жанра концерта важная роль принадлежит итальянской скрипичной школе 17-18 веков). Еще один новый жанр – струнный квартет, – являет собой синтез сложившихся еще в «барочные» времена традиций ансамблевого музицирования с новыми принципами композиции и формообразования.
|
Симфония, соната, концерт и квартет являются жанровыми разновидностями такого типа композиции как СОНАТНО– СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ и утвердились в эпоху Венского классицизма (Венский классицизм - композиторская школа (направление), сложившаяся во второй половине XVIII века в Вене (столица Австрии) – ее великими представителями являются Йозеф Гайдн, Вольфганг-Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен).
Сонатно-симфонический цикл – высший тип многочастной инструментальной композициииз 3-х или 4-х частей, создаваемый по определенным закономерностям. Четырехчастный цикл обычно являет собой симфония, трехчастный – соната и концерт.
В основе любого цикла лежит принцип контраста частей – в сонатно-симфоническом цикле этот принцип переходит в новую фазу – контрастировать могут темы и образы внутри одной части, а это является уже основой внутреннего конфликта, отражающего противоречия самой действительности.
Идея и содержание любого сонатно-симфонического цикла - многогранное воплощение духовного образа человека в условиях явлений действительности. Идея цикла воплощается и раскрывается последовательно с каждой новой частью и с новых сторон – действенной, созерцательной и игровой, и затем обобщается.
|
Музыкальное развитие в сонатно-симфоническом цикле направляется и определяется принципами сонатности и симфонизма, что, собственно и отразилось в названии такого типа композиции. К принципу Сонатности относится особый принцип формообразования - сонатная форма.
С имфонизм – это метод развития образов в произведении (то есть метод драматургии), явление сложное и многогранное. Симфонизм подразумевает многостороннее раскрытие художественного замысла произведения на контрасте, конфликте и противопоставлении образов. Симфонизм воплощается в разных типах - в зависимости от содержания (идеи), особенностей музыкального материала и его развития.
В классическом типе сонатно-симфонического цикла сложились основные закономерности, связанные с характером каждой части цикла и особенностями их формообразования. Они таковы:
I часть | Определяет характер целого – показ восприятия мира героем. Форма обычно сонатная. Характер активный, темп быстрый. 1 часть как правило называется сонатное allegro. |
II часть | Обычно лирически-созерцательная. Темп медленный. Музыка этой части раскрывает духовно-эмоциональный мир героя через размышление, созерцание. Форма– либо сложная трехчастная. либо вариационная. |
III часть | Вносит жанровое или бытовое начало – обычно музыка танцевальная, игровая. У венских классиков носила название Менуэт, позже (с Бетховена) – скерцо, встречаются и другие названия. Форма как правило сложная трехчастная. |
IV часть | Финал – итог всего произведения. Это обобщение того, что хотел сказать композитор о жизни и чувствах своего героя. Обычно финал возвращает характер музыки 1 части цикла. Форма – чаще всего сонатная, рондо, рондо-соната. |