Механизмы и закономерности развития речи и усвоения системы языка




Основные вопросы темы:

Закономерности освоения системы родного языка. Связь речевого и когнитивного развития. Факторы, определяющие эффективность освоения ребёнком системы языка.

 

А.А. Леонтьев (1965, С. 83), определяя механизмы и закономерности развития детской речи, пишет о том, что «ребёнок, приступая к усвоению языка, сталкивается только с фактами, относящимися к области нормы. Он располагает известным тождеством звукового облика слова и известным тождеством предметной отнесённости слова. Исходя из этих двух нормативных данностей, он реконструирует систему языка». Далее автор замечает: «Точнее было бы сказать, что у него (ребёнка - прим ОЛ) поэтапно формируется психофизиологическая организация, которая достигнув высшей ступени формирования, коррелированна с системой языка и может быть описана с помощью соответствующей модели, а до тех пор требует описания с помощью вспомогательных моделей».

Усвоение языка по А.А. Леонтьеву происходит по определённым психологическим законам:

· Избирательность усвоения - отдельные индивиды, группы индивидов, поколения усваивают в языке то и настолько, что и на сколько отвечает их потребностям в общении, мышлении, в осознании и любой сознательной деятельности. Усвоение языка есть условие его развития как общественного явления, только будучи усвоенным язык имеет реальное существование. Отдельные элементы старого качества исчезают, а элементы нового качества закрепляются в результате употребления, характерного для определённой возрастной группы.

· Переход индивидуально-психологических языковых явлений в явления объективные, собственно языковые. Язык используется в общении, мышлении (оформляя мысль и фиксируя её), осознании эмоциональных переживаний путём их означения, при запоминании. В ходе его использования м.б. а/ более полное и точное усвоение действительности языка, при этом объективно существующее явление становится субъективно существующим, б/ частичное обогащение языка (новое произношение, новое значение, новое слово, грамматическая форма и т.п. на основании структурных особенностей языка и имеющихся «строительных» элементов), входя в общее употребление становятся явлениями общественного сознания.

А.М. Шахнарович (1995, С. 44), пишет о том, что «язык формируется в рамках общего развития ребенка, ста­новления форм его деятельности. Первоначально деятельность ре­бенка носит диффузный характер: он не различает предметы и орудия своих действий, себя и других участников совместных действий; его ощущения соединены с движением, познавательная деятельность — с практической. Неудивительно поэтому, что на данном этапе и язык для него существует неотрывно от его жизнедеятельности в целом; ребенок не замечает его в том смысле, что не выделяет, не осознает как нечто самостоятельное, как от­
дельный элемент, тем более не членит на какие-либо составляющие, а языковой материал какой бы то ни было протяженности восприни­мает как единый условный раздражитель, ориентируясь не на фо­нематический состав речи, а на ее общую ритмико-мелодическую
структуру

Теоретические установки, раскрывающие позиции современной онтолингвистики на вопрос механизмов и закономерностей развития детской речи можно определить следующим образом (С.Н. Цейтлин, 2000, С. 8-10; 2010):

- каждый ребенок сам строит свою языковую систему, причем проявляет при этом значительную степень творческой актив­ности;

- огромную роль при этом играет так называемый инпут - тот речевой материал, который ребенок перерабатывает. Матери­ал этот поставляется на ранних этапах прежде всего мате­рью, и успешность освоения ребенком родного языка во мно­гом определяется особенностями её речевого поведения по отношению к ребенку;

- исследование речевого развития ребенка невозможно без анализа его предметно-практической деятельности, которая обслуживается языком;

- речевое развитие ребенка неразрывно связано с его когнитивным развитием, причем связь эта является двунаправлен­ной: определенные когнитивные операции на ранних стади­ях ребенок может осуществлять независимо от того, освоил ни он языковые категории и единицы, с данным явлением связанные (например, дети способны различать цвет и форму предметов ещё на доречевой стадии), однако, когда начинают складываться соответствующие языковые структуры, языко­вое развитие в свою очередь начинает оказывать существен­ное воздействие на когнитивное, закрепляя успехи ребенка в когнитивной деятельности.

С.Н. Цейтлин, раскрывая механизмы усвоения языка, замечает, что «для того, чтобы начать говорить, нужно овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи… Ребёнок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует» (2000, С. 9). Не упорядочивая факты, ребенок не в состоянии овладеть языком. Знание правил есть результат речевого опыта, результатом его своеобразной переработки. Анализ речи, протекающий на бессознательном уровне способствует освоению языка и присущих ему правил. В ходе онтогенезе ребёнок самостоятельно усваивает язык, взрослый лишь поставляет речевой материал и «контролирует» адекватность его употребления ребёнком. Когда ребенок, делая такие обобщения, переходит установленные для него границы, возникает сверхгенерализация. Это явление «перехлеста» установленных в мышлении границ, которое предполагает расширение класса денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке (С.Н. Цейтлин, 2000, С. 59). «Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребёнка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане её грамматической, лексической, фонетической и другой организации» (С.Н. Цейтлин, 2000, с 10). Сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и языковые правила, затем частные (общая стратегия усвоения языка, относящаяся к разряду языковых универсалий). Язык как система усваивается раньше, чем нормативный вариант языковой системы. «Усвоение языка может быть представлено как овладение правилами перехода от ядра системы к речи, усвоение правил с учётом разного рода фильтров и ограничений» (С.Н. Цейтлин, 2000). Психолингвистические закономерности имеют универсальный характер независимо от системы конкретного языка. Система есть ядро (совокупность самых общих языковых правил) и периферия (отражает реализацию, конкретные репрезентации и частичное ограничение действия правил). Норма есть типичное (располагается на границе с системой) и единичное. Между пограничными уровнями располагаются фильтры, ограничивающие действие модели на более низком уровне (фонетические, формально-структурные, лексико-семантические, «списочные»). В речевой деятельности детей система фильтров до определённого времени отсутствует, поэтому языковые лакуны оказываются заполнены (абсолютные – соответствующих единиц в нормативном языке нет вообще; относительные – единицы имеются, но образованы иным способом).

Интерес, по мнению М.Р. Львова (2000), представляет изучение факторов процесса, движущих сил, побуждающих ребенка к речи. Определяются факторы на основе внешних проявлений, исходя из естественного процесса возникновения и развития речи у ребенка от момента его рождения.

1 – фактор положительных эмоций;

2 – фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком;

3 – фактор физиологического развития органов;

4 - фактор потребности содержательного общения;

5 – интеллект, фактор потребности и способности номинации и обобщения, формирования понятий как основной формы познания;

6 - фактор зависимости феномена «от двух до пяти» от окружающей языковой среды, в которой протекал процесс речевого развития;

7 – фактор речевой активности.

С.Н. Цейтлин отмечает, что специфические особенности развития речи и усвоения языка зависят от ряда факторов:

· Физиологические (повреждение мозговых структур, особенности их функционального созревания в ходе онтогенеза, тип функциональной межполушарной асимметрии (холистический, гештальтный способ овладения языком у левшей), пол ребёнка (межполушарная ассиметрия более выражена и динамична у мальчиков).

· Социальные (речевая среда (вся совокупность речевой продукции взрослых (инпут)), наличие или отсутствие социально- психической и сенсорной депривации, возраст коммуникаторов и их количество (братья, сёстры, дяди, тёти, бабушки, дедушки и пр.), преобладающий характер общения (по вертикали или по горизонтали), особенности речевого поведения матери или лица, осуществляющего уход за ребёнком (императивный или директивный стиль общения). Специфика общения зависит от того, кто ведёт диалог с ребёнком (мужчина или женщина) и от возраста ребёнка. Развивая коммуникативные навыки матери более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие ребёнку комфортное протекание коммуникативной деятельности и побуждающие к ней. Отцы лучше готовят ребёнка к реальному общению.

Среди социальных факторов особое значение имеет качественные характеристики материнской речи (С.Н. Цейтлин, 2000). Материнская речь, адресованная ребёнку специфична. Отмечается богатая интонационная окраска, тесная связь с ситуацией речевого общения, бессознательное стремление матери построить предложение правильно, спланировать его структуру, не обрывать посередине, не перестраивать на ходу, повторить предложение, переставив местами его компоненты и т.п., т.е. наблюдается стремление облегчить процесс восприятия. По мере развития ребёнка изменяется содержание и оформление речевого материала, предъявляемого ребёнку, что зависит от возможностей его восприятия. Т.е. речь матери адаптирована возможностям ребёнка. Особым явлением материнской речи является «язык нянь». «Язык нянь » - это сравнительно небольшой репертуар слов, отработанный и отшлифованный предшествующими поколениями и предназначенный для общения с маленьким ребёнком. Большая часть слов – звукоподражания (ономатопеи). В данном случае звуки, издаваемые животными, интерпретированы в соответствии с фонемным строем национального языка. Для подобных слов характерна: звукоизобразительный характер, неопределённость функционирования (отсутствие чётких границ предметной отнесённости), содержат звуки, лёгкие для артикуляции, представляют сосбой соединение двух одинаковых слогов, отсутствует преобладание ударного слога. Язык нянь «существенно облегчает вхождение в родной язык».

В зависимости от речевого поведения и стиля общения матери с ребёнком, условно можно выделить два типа матерей:

1. Мамы, предписывающие те или иные варианты поведения, использующие побудительные конструкции - императивный стиль общения.

2. Мамы, рассказывающие о происходящем, объясняющие мир, комментирующие поведение и эмоции – декларативный стиль общения.

Таким образом, механизмы развития речи и усвоения системы языка, согласно современных представлениям, имеют социобиологическую природу. С.Н. Цейтлин (2000, с 12; 2010) пишет о том, что «в настоящее время в отечественной онтолингвистике наступил новый период развития. С одной стороны, уже отчасти намечены некоторые общие закономерности усвоения ребенком родного (рус­ского) языка, хотя не вызывает сомнения, что и в этой сфере остает­ся много неизвестного. … С другой стороны, уже можно ставить вопрос о необходимости учета индивидуальных стратегий ребенка, используемых им при по­строении собственной языковой системы. Таких стратегий, очевидно, несколько, для выявления их нужны не только и не столько экспери­менты, сколько лонгитюдные наблюдения за значительным количе­ством детей. Не исключено, что некоторые речевые проявления, ко­торые в настоящее время чаще всего рассматриваются как приметы отставания или, напротив, опережения, на деле окажутся запрограмированными той индивидуальной стратегией освоения языка, которой следует ребенок. Однако типология речевых стратегий, очевидно, может быть разработана только после выяснения общих закономер­ностей освоения тех или иных языковых единиц и категорий».

Обобщая имеющиеся в онтолингвистике сведения, В.П. Глухов (2013, С. 286-294) выделяет следующие значимые для раскрытия темы аспекты:

1. Овладение языком предполагает:

- освоение ребёнком системой языка, т.е. единицами и элементами языка и правилами их функ­ционирования; системой языковых единиц и действиями со знаками языка как совокупностью взаимос­вязанных операций - семантических, синтаксических, лексических морфологических, морфо-семантических, фонематических и фонети­ческих, используемых при порождении и восприятии речи;

- овладение «языковой нормой», системой «традиционных» для данного языка правил, т.е. выведенными из практики речевой деятельности допустимыми вариантами использова­ния языка;

- овладение разными функциями языки и речи, разными формами и средствами осуществления речевой дея­тельности;

- усвоение особенностей способов речевого общения в различных видах деятельности (игровой, трудовой, самообслуживания, художественной, учеб­ной и проч.) и в различных ситуациях, в которых осуществляется сама речевая деятельность.

2. Вну­тренние и внешние условия, необходимы для усвоения языка включают:

- определенный уровень сформированности (созревания) нервной системы (центральной и периферической), достаточный для овладения языком на том или ином этапе его усвое­ния, созревание определенных структур нервной системы и сформированность определенных связей между ними (учитывая, что развитие как социальный феномен (в частности, процесс социализации) опережает биологическое созревание);

- сформированность артикулярного и слухового аппарата, позволяющих говорить и воспринимать обращенную речь (учитывая, что дефекты артикуляторного аппарата не приводят к невозможности усвоить систему языка);

- сформированность необходимого для усвоения языка высшего уровня психики, всех ее составляющих, прежде всего - интеллекта: мышления, памяти, целенаправленного восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы, т.к. для того, чтобы означать что-либо (т.е. использовать язык как обозначающий знак), нужно иметь адекватные знания об этом озна­чаемом, устанавливать должные связи между фактами и явлениями действительности, правильно организовывать свое внимание и др.;

- овладение разными формами неречевой деятельности, доступными для опре­деленного возраста и своеобразно в этом возрасте проявляющимися: деятельностью коммуникативной, познавательной, игровой, трудовой, художественной, предметно-практическими действиями конструиро­вания, самообслуживания и др.;

- способность и по­требность к коммуникации;

- врожденная спо­собность к символизации, в том числе в «языковой сфере»;

- развивающее речевое поведение окружающих, наличие направляющего психолого-педагогического развивающего социума;

- благоприятная социальная сред: доброжелательное отношение, длительное общение и др.

3. Движущие силы развития речи и усвоения системы языка включают:

- Удовлетворение потребностей (биологических и социальных), достижение целей речевой и неречевой деятельностей;

- противоречие между системой и нормой языка взрослых и существующей на том или ином этапе онтогенеза системой и «нормой» языка ребенка; между желаниями (притязаниями) ребенка и его возможностями (языковыми и коммуникативными), сопряжёнными с требованиями социальной среды.

4. Основные закономерности усвоения языкавключают:

- Язык усваивается активно: ребенок усваивает язык в значительной мере самостоятельно, он творчески перерабатывает получаемый от окружающих языковый материал и создает свои, своеобразные и меняющиеся с возрастом системы языка. Вместе с тем ребенок начинает усваивать язык только тогда, когда это ему становится жизненно не­обходимым; ту или иную языковую единицу он «вводит» в свою языковую систему, когда для этого созреют соответ­ствующие внутренние условия осуществления речевой деятельно­сти (языковые и неязыковые).

- Усвоение импрессивной и экспрессивной речи происходит практически одновременное. На ранних этапах онтогенеза (до 10-11 мес.) до появления кодифицированной
экспрессивной речи ребенок активно и широко использует некодифицированную звуковую речь (крик, лепет, «бормотание», псевдослова и т.п.) и кодифицированную мимико-жестикуляторную речь. Эти две формы речи создают необходимые предпосылки для формирования кодифицированной экспрессивной речи.

- Ребенок с самого начала усваивает язык как целостную си­стему знаков. Усвоение языка как средства речевой и мыслительной деятельности - это и одновременное усвоение всех его компонентов: се­мантического, синтаксического, лексического, морфологического, морфо-синтаксического, фонематического и фонетического.

- В процессе «становления языка» его содержанию (значению, се­мантике), по сравнению с формой, принадлежит первостепенная роль. для ребенка гораздо важнее значение (содержание) речевого высказывания, нежели его языковая форма. Поэтому в онтогенезе речи языковые зна­чения всегда «опережают» языковые формы.

- На этапе некодифицированного языка характерно опережающее фор­мирование коммуникативной функции речи и основных типов интонации по сравнению с формированием единиц и правил функционирова­ния кодифицированного языка.

- В усвоении языка ребенок использует стратегию «от крупных единиц к мелким», по­скольку более «мелкие» языковые единицы могут формироваться («вычленяться») только внутри более крупных: в тексте - предло­жения; в предложениях - слова; в словах - морфемы, слоги, звуки; в морфемах - фонемы. Поэтому ребенок, начинает говорить «текстами» (т.е. сразу «вы­дает» речевые сообщения) и предложениями, а не словами, слога­ми или звуками.

- В ходе усвоения языка ребёнок движется от об­щего (исходного) к частному, от контрастов к оттенкам. Так н а начальном этапе ребенок обозначает сложную (многосоставную) ситуацию однимсловом-предложением, затем осваивает основополагающие семантические структуры S - О; S – Р, затем - S - Р - О, а далее «разворачивает» составные компоненты этих структур. Аналогично при освоении падежей (сначала исходный падеж (псевдоименительный), затем контрастный исходному, затем все остальные. При освоении слоговой структуры: сначала универсальная СГ, затем иные. При освоении фонем – от базовых более контрастных к «периферическим», менее контрастным.

- В процессе усвоения новой языковой формы ребенок часто распространяет ее на выражение содержания (зна­чения или значимости), которое требует иных языковых форм (явление генерализации (сверхгенерализация, сверхрегуляризация, стремление к регулярности).

- Индивидуальные особенности проявляются в наличии идиолекта (idios - своеобразный и lexis – слово) - определенной спецификой структуры и особенностями функционирования языка в речи, а также в преобладании индивидуальной стратегии освоения языка (аналитической, синтетической или смешанной).

- В процессе усвоения языка происходит последовательная смена «создаваемых» ребенком си­стем языка. Каждая из этих «систем» обладает структурным и функциональным своеобразием. Применительно к последовательной смене этих систем принято го­ворить об этапах онтогенеза языка (развития речи).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: