АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ




 

Общая характеристика предприятия

Магазин «Продукты» расположен по адресу город Минск, ул. Славинского, 22. Это небольшой магазин с достаточно широким ассортиментом продовольственных товаров. Здание построено по типовому проекту, расположение - во встроенном помещении жилого дома.

Средний размер торговой площади магазина около 50 квадратных метров. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 23.00.

Магазин «Продукты» имеет расчетный счет по основной деятельности, круглую печать, другие штампы и печати, иные реквизиты.

 

Основной целью магазина является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Основными видами деятельности являются: приобретение и реализация товаров народного потребления, организация торговли и другие виды деятельности, определенные в Уставе.

 

Высшим руководящим органом магазина является директор. Директору непосредственно подчиняются: главный бухгалтер, начальник отдела кадров, продавцы. Отношения между участниками фирмы и трудовым коллективом регулируются коллективным договором. Каждая служба и работники действуют на основании положений об отделах и должностных инструкций работников, согласно которым определяются место, роль в системе управления, основные задачи, обязанности, права, ответственность за выполняемую работу.

 

Товарный профиль магазина «Продукты» - это продовольственные товары. Специализация магазина организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

 

Товарный профиль (тип) и специализация магазина определены его Уставом. В магазине «Продукты» применяют следующий метод продажи товаров – через прилавок обслуживания.

 

Торговый зал магазина не очень просторный, но и поток покупателей относительно небольшой. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.

 

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.

В целом, магазин «Продукты» можно охарактеризовать как обычный продуктовый магазин со стандартным ассортиментом.

 

Экономические показатели деятельности магазина

Показатель За 2008 г. За 2009 г.
Товарооборот 21,0 45,4
Валовый доход 62,2 105,3
Издержки 18,6 39,6
Результат от реализации 46,6 64,7
Балансовая прибыль 46,6 94,4
Чистая прибыль 28,5 67,0
Доход от внереализ. деятельности - 31,7

 

Таблица 1 Сравнительная таблица важнейших финансовых показателей магазина «Продукты» за 2008- 2009 гг.

 

В прошедшем 2009 г. товарооборот магазина «Продукты» составил 4500044 млн.бел руб. и увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2008 г. (табл.1).

Валовый доход также увеличился в 1,5 раза и составил 10005,3 млн.бел. руб. В первой половине 2008 г. объем товарооборота универмага на 48% превышает соответствующий показатель первого полугодия предыдущего года. Показатель балансовой прибыли в 2009 году увеличился Чистая прибыль за январь-июнь на 7% меньше прибыли, полученной за 1 полугодие 2008г. Дебиторская задолженность компании увеличилась почти в полтора раза, причем почти 16% ее объема приходится на долги покупателей и заказчиков.

 

Организация продажи товаров в магазине «Продукты»

 

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанные торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Структура торгово-технологического процесса, последовательность различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

 

Рассмотрим все эти операции подробнее, на примере магазина.

 

1. Операции с товарами до предложения их покупателям.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товаросопроводительных документов. Если в процессе приемки выявляется недостача, то приемка не приостанавливается. В этом случае делается соответствующая запись в накладной и составляется акт «Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей». По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость и другие сведения. К нему прилагают копии сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству предполагает выявление качества и комплектности товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Качество товаров должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, а также требованиям договора. Если при приемке обнаруживаю недоброкачественные или некомплектные товары, то составляется акт. По результатам конечной приемки составляется акт приемки по качеству. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами.

Все камеры, также как и холодильные витрины в торговом зале имеют индикаторы температуры.

В помещениях для хранения строго соблюдаются санитарные правила.

Товары в зависимости от вида хранят в ящиках напольно, на поддонах и подтоварниках на стеллажах. Часть товарных запасов хранится на складе, часть в торговом зале, куда товар поступает после подготовки к продаже.

Торговый зал является основным торговым помещением и занимает большую долю в общей площади магазина.В торговом зале магазина используется различное торгово-технологическое оборудование:

 

1. Торговая мебель: стеллажи; прилавки-витрины; контрольно-кассовый узел; столы для фасовки;

2. торговое холодильное оборудование: холодильные шкафы; закрытые морозильные лари; холодильные витрины-прилавки

3. весоизмерительное оборудование: электронные весы

 

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, учитывают методы их продажи, особенности их хранения, упаковку.

Все товары выкладывают на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжаются ценниками, закрепляемыми на полках. Ценники соответствуют правилам продажи, на них указывается наименование товара, его магазинный код, цена, вес, сорт, дата.

 

2. Операции непосредственного обслуживания покупателей

К данным операциям относятся операции по продаже товаров. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Как было изложено выше в магазине применяют такой метод продажи как обслуживание через прилавок.

 

Этот метод включает выполнение следующих операций:

· встреча покупателей, выявление его намерений;

· предложение и показ товаров;

· помощь в выборе товаров и консультация;

· проведение технологических операций, связанных с нарезкой,

· взвешиванием;

· упаковка и выдача покупок.

 

После окончания работы на контрольно-кассовом узле, все оборудование выключается и закрывается. Ключи передаются предпринимателю. Сумма выручки ежедневно учитывается в кассовом отчете и периодически отражается в товарном отчете.

 

В магазине «Продукты» как и в любом другом торговом предприятии неизбежно возникают потери. Основными причинами потерь являются: истечение срока годности товаров; воровство в торговом зале; естественная убыль; предреализационные потери.

 

3. Соблюдение прав потребителей в магазине «Продукты»

В магазине стараются строго соблюдать права потребителей. Магазин обеспечивает изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству; ·представляет продукцию на сертификацию; разрабатывает специальные правила использования продукции; устанавливает срок службы (годности) продукции; обеспечивает разработку и доведение до потребителя необходимой информации; в установленных случаях приостанавливает реализацию продукции либо снимает ее с производства, принимает меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции; в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.

 

Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования и употребления, кассиры оперативно обслуживают покупателей на кассовых узлах.

 

В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:

· Лицензия на продажу алкогольной продукции.

· Санитарно-эпидемиологическое заключение.

· Ассортиментный перечень.

· Книга отзывов и предложений.

· Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

· Закон о защите прав потребителей.

· Правила поведения в магазине «Продукты».

 

Совершенствование технологической планировки с изменением метода продажи

Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в магазине «Продукты» планируется использовать прогрессивный метод продажи, т.е. самообслуживание, т.к. площадь торгового зала позволяет внедрить метод самообслуживания и все необходимое оборудование имеется в магазине «Продукты».

 

Рассмотрим преимущества метода самообслуживания над традиционным, таблицу 2.

Таблица 2.Технолгические показатели магазина «Продукты»:

Показатели Метод продажи товаров
а) традиционный б) самообслуживания
1. Технологические 1) Количество разновидностей реализуемых товаров. 2) Коэффициент устойчивости ассортимента, k уст. 2. Социальные 1) Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин. 2)Коэффициент завершенности покупок, k зт. 0,81 0,91 0,87 0,98

 

Преимущество метода самообслуживания выражается социальной и экономической эффективностью. Покупатели в магазине «Продукты» затрачивают времени на покупку товара на 3 мин. меньше, чем при индивидуальном обслуживании через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е. экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании обслуживания. Увеличение установочной и экспозиционной площадей в магазине самообслуживания, позволит расширить в торговом зале ассортимент предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок.

 

Следовательно, экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения численности торговых работников и повышения производительности, снижения уровня издержек обращения.

 

Несомненно, для повышения качества торгового обслуживания в магазине «Продукты» необходимо внедрить метод самообслуживания. Он позволит в полной степени удовлетворить потребности покупателей. Кроме того, этот метод обслуживания положительно повлияет на хозяйственную деятельность торгового предприятия и повысит качество торгового обслуживания.

 

Вывод

Итак, в системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания, одежде, предметов домашнего обихода и других товарах.
Задача торговли состоит в том, чтобы формировать ассортимент товаров, соответствующий спросу населения, рекламировать новые товары.
Торговля связана также с денежным обращением и финансовой системой.
От правильной организации торговли, удовлетворения спроса покупателей зависит регулярное поступление денежных средств в бюджет страны.

 

На современном этапе определяются основные задачи, которые призвана выполнять торговля:

- укрепление материально-технической базы торговли,

- расширение розничной торговой сети за счет строительства новых магазинов,

- увеличение числа фирменных магазинов,

- повышение уровня торгового обслуживания населения,

- развитие и внедрение различных методов торговли,

- совершенствование продажи товаров по методу самообслуживания, по предварительным заказам, расширение посылочной торговли,

- расширение работы по изучению спроса,

- совершенствование хозяйственных связей между предприятиями промышленности и торговли,

- внедрение новых достижений технологии транспортирования, хранения, переработки товаров,

- оснащение магазинов современным торговым оборудованием.

 

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абрютина, М.А. Экономический анализ торговой деятельности: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. - 648 с.

2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.- 475 с.

3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Мн.: Высшая школа, 1996. - 367 с.

4. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. –Минск: Выш. шк.,1998. – 176 с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208 с.

6. Гуз Р.З. Коммерческая работа в розничной торговле. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2009. - 210 с.

7. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учеб. для вузов. – М.: Дашков и К, 2007 – 700 с.

8. Дашков Л.П., Памбухчинянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учеб. для ВУЗов. – М.: Маркетинг,1999.- 445 с.

9. Дион, Джим. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 211 с.

10. Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности. - Н.: НГАЭиУ, 1996.

11. Егоров В.Е. Организация торговли: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2006 – 352 с.

12. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 416 с.

13. Ипатова М.И., Постникова В.И., Захаровой М.К. Организация и планирование производства. - М.: Высшая школа, 1998.

14. Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства. - Мн: ИП Экоперспектива, 1998.

15. Минько Э.В. Основы коммерции: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 512 с.

16. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности.: Учеб. для вузов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623 с.

17. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учеб. для средних спец. учеб. заведений. -М: «Дашков и К», 2007.-672 с.

18. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- М.: Дашков и К, 2005. -504 с.

19. Платонов В. Н. Организация торговли: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: БГЭУ, 2002

20. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник – М.;ИНФА-М, 2003.-248 с.

21. Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Экоперспектива, 1998.

22. Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.

23. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения.: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 368 с.

24. Экономика коммерческого предприятия: учеб. пособие для вузов. / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

25. ФЗ "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) от 17.12.1999. ФЗ-212 с последующими изменениями и дополнениями.

26. Экономика предприятия /Под ред. В. Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.- 742 с.

27. Яшин В.А. Организация производства. - М., Прогресс, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: