Дата: 20.05.2020 (2 часа из 4 часов)
ДО МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Лекция «Диагностика музыкальных способностей детей в разновозрастных группах». Тема №48.
Практическое занятие «Подбор музыкально-диагностических методик для определения музыкальных способностей детей». Тема № 49.
Цель: познакомиться с диагностическими методиками основных музыкальных способностей детей в разновозрастных группах; подобрать картотеку диагностических методик музыкальных способностей детейразличного возраста.
Средства обучения:.
- Учебники по теории и методике музыкального воспитания.
- Интернет-ресурсы.
Содержание задания:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по учебнику Г.П.Прасловой-стр.61-66, 238 – 241.
2.Заполнить таблицу.
1.«Диагностика» в переводе с греческого языка - … | |
2. «Обьекты» диагностики музыкального развития ребенка - … | |
3.Принципы проведения диагностики | |
4.Цель проведения диагностики-процесса - … |
.3.Подобрать задания по диагностике проявления музыкальных способностей детей (ритм, лад, звуковысотный слух) в одной из возрастных групп.
19-11-1
Младшая группа: Акулова Настя – Вохмина
Средняя группа: Грачева-Леонгардт.
Старшая группа: Макарова – Романова
Подготовительная группа: Третьякова – Юмачикова, Ренева.
19-11-2
Младшая группа: Аушева Мадина-Губа.
Средняя группа Гуляева – Малахова.
Старшая группа: Мотова – Сеногноева.
Подготовительная группа: Суслова-Ямщикова, Волынкина.
3. Провести диагностику на проявление музыкальных способностей в домашней аудитории, предварительно подобрав музыкальный материал. Результаты диагностики оформить в таблицу, прилагаемую к диагностике.
Имя ребенка | Ритм | Лад | Звуковысотный слух | ИТОГ |
1.Катя (подготовительная группа) | 3 балла. | 1 балл | 2 балла | 6 баллов (из 9 максимальных) |
Критерии оценки смотрите ниже Требований к освоению практического занятия.
Требования к освоению содержания практического занятия:
Студенты должны подобрать задания для диагностики музыкальных способностей дошкольников, которые позволят проверить ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления. Задание расчитано на 4 аудиторных часа, итоги его выполнения можно представить после 20 мая.
Требования к освоению содержания практического занятия:
При составлении заданий для проведения диагностики способностей рекомендуется подобрать задания со следующими критериями:
Дети 3-4 лет
- Ладовое чувство:
- просьба повторить;
- наличие любимых произведений;
- узнавание знакомой мелодии;
- высказывания о характере музыки (двухчастная форма);
- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- определение окончания мелодии (для детей средней группы);
- определение правильности интонации в пении у себя и у других (для детей средней группы).
- Музыкально-слуховые представления:
- пение знакомой мелодии с сопровождением (для детей младшей группы - выразительное подпевание);
- воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне (для детей средней группы);
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
- соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями.
Дети 5-7 лет
1. Ладовое чувство:
- просьба повторить, наличие любимых произведений;
- эмоциональная активность во время звучания музыки;
- высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций»);
- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- определение окончания мелодии;
- окончание на тонике начатой мелодии.
2. Музыкально-слуховые представления:
- пение малознакомой мелодии без сопровождения;
- подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки;
- подбор по слуху малознакомой попевки.
- Чувство ритма:
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- выразительность движений в соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием): 2 балла - средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого): 1 балл - низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).
Критерии оценки:
« отлично » – студент выполнил все пункты задания, обработал полученные данные, оценил уровень развития музыкальных способностей детей согласно критериям.
« хорошо » – студент выполнил не все пункты задания, обработал полученные данные, оценил уровень развития музыкальных способностей детей согласно критериям.
« удовлетворительно » – студент выполнил не все пункты заданий;
« неудовлетворительно » – студент не выполнил задание.
Форма контроля: экспертная оценка
- Литература:
- Ветлугина Н.Л., Кенеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.
- Школяр Л.В. Программа изучения музыкальной культуры младших школьников. - М., 1994.