РОМАНСЫ И ПЕСНИ М. И. ГЛИНКИ




ФГТ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1. Брагин Данил

2. Валов Владимир

3. Овешников Александр

4. Мамаева Варвара

5. Соколов Роман

6. Смирнов Владислав

7. Храповицкий Юрий

8. Шишкин Кирилл

Д /З по музыкальной литературе:

 

1. Посмотреть видеофильм «М. И. Глинка» (повторение)

2. Повторить музыкальные фрагменты из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», приготовиться к викторине (на следующем уроке):

1.Интродукция

хор «Родина моя»

2.Трио «Не томи, родимый », 1д.

3.Полонез, 2д.

4. Краковяк, 2д.

5. Песня Вани,3д.

6. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», 3д.

7. Ария Сусанина «Чуют правду»,4д.

8. Хор «Славься», эпилог

3. Читаем текст, проигрываем темы, отвечаем письменно на вопросы:

А) На стихи каких поэтов писал романсы М. И.Глинка?

Б) Какие романсы М. И.Глинки вам известны?

(выписать в тетрадь!)

 

РОМАНСЫИ ПЕСНИ М. И. ГЛИНКИ

Романсы и песни Глинки — гордость русской классики.

Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические

романсы Глинки — это своего рода исповедь его души.

В некото­рых из них запечатлены картины русской природы и быта.

В ро­мансах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано

его предшественниками и современниками — авторами бытово­го романса.

Сам он был замечательным мастером вокального

исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса.

Неудивительно, что жанр романса он сумел довести до высокого мастерства.

Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота,

скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений,

классическая стройность и строгость формы, красота мелодии,

всегда песенной, выразительной, правдиво передающей

содер­жание текста, и ясная красочная гармония.

Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые

разнообразные жанры: от ’’русской песни”, чувствительного

бы­тового романса (’’Бедный певец”) до драматической баллады,

песенного повествования (’’Ночной смотр”), от жизнерадостной

застольной и ’’дорожной” песни до лирической ’’песни на

во­де” — баркаролы. Неповторимо своеобразны его песни-танцы в

ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец

марша (’’Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную

осо­бенность романсов Глинки составляет также гармоничное

соче­тание вокальной и фортепианной партий.

Глинка является основоположником русской школы вокаль­ного пения,

его романсы — неиссякаемый родник красоты и со­вершенства,

из которого черпали все последующие русские композиторы.­

Глинка сочинял романсы на стихи современных ему

поэ­тов — Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например

Н. Ку­кольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил

вокальный цикл ’’Прощание с Петербургом”. Среди романсов

цикла — ’’Жаворонок” и ’’Попутная песня”.

’’Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко

льющейся и плавной мелодией, естественной и простой,

окра­шенной светлой печалью.

В фортепианной партии выразительно воссоздается

рав­нинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со

сте­лющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением

певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

 

’’Попутная песня” — образец светлой, жизнерадостной ли­рики.

В ней все — движение и порыв, буйное и горячее ожидание

встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все

подчинено этому настроению.

Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы

передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за

ок­ном меняющихся картин. Характерен энергичный и полнозвуч­

ный аккорд в начале каждой строфы — от него отталкивается и

неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется ши­

роким и плавным напевом.

 

”Я помню чудное мгновенье”.

В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы

на слова Пушкина. Среди них ”Я помню чудное мгновенье” —

жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино

слились гении поэта и композитора.

Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихо­

творения, в котором отражены три важных момента душевной

жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и

ра­дость вновь наступившего свидания. Мелодия романса

впечат­ляет своей плавностью и нежной грацией.

Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (”В глу­ши,

во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно­

декламационной и суровой. В третьей части возвращается преж­

няя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной,

а сопровождение — подвижным и трепетным.

Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки,

поэтому мастерство композитора в нем так совершенно.

Никог­да еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую

высоту красота человеческого чувства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: