Правовые основы защиты информации




Курсовая работа по истории защиты информации

Тема: «Ответственность за правонарушения в области защиты

Информации в Российской Империи (на примере XIX века)»

 

 

Выполнила:

Студентка ФПКиФ III-5

Покладова Марьяна Сергеевна

Проверила:

Еремеева В.И.

 

 

Москва

2009 г.


Содержание

 

Введение

1. Организация защиты информации в первой половине XIX в

1.1 Государственный аппарат

1.2 Военное министерство

1.3 Правовые основы защиты информации

2. Организация защиты информации во второй половине XIX в

2.1 Основные направления деятельности учреждений, осуществляющих функции по ЗИ. Организация спецслужб России

2.2 Военное министерство

2.3 Цензура

3. Ответственность за правонарушения в области защиты информации

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Ответственность за правонарушения в области защиты информации является актуальной и важной темой для людей, работающих в данной сфере. Ведь как говорится: «Не знание закона не освобождает от ответственности». Поэтому необходимо уметь ориентироваться не только в нормативной базе, но и в самой структуре органов, связанных с защитой информации. На протяжении веков она постоянно изменялась и совершенствовалась, от самых первых зачатков основ защиты информации в X веке до современной развитой системы наших дней. Причем видоизменения претерпевали все три направления деятельности: внутреннее, внешнее и военное. Мы проследим эти процессы развития на примере Российской Империи XIX века (первой и второй половины). В организации защиты информации по отдельности рассмотрим: государственный аппарат, военное министерство, правовые основы защиты информации и цензуру.

Данный период выбран потому, что в это время организация защиты информации в различных сферах достигает своего пика в Российской Империи, но еще слишком контрастирует с XX веком и современной организацией; ее структура довольно сложна и интересна для изучения.

При создании данной работы помимо лекционных материалов были задействованы нормативные документы XIX века: «Устав о цензуре (июнь 1826г.)» и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (15 августа 1845г.)». Для более подробного рассмотрения государственных учреждений, имеющих отношение к защите информации или специфичных для данного века, была использована книга Н.П. Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России ».


Организация защиты информации в первой половине XIX в

Государственный аппарат

Впервые в Российской империи 8 сентября 1802 года был издан манифест «Об учреждении министерств в России». По инициативе Кочубеи в июне 1803 года были разделены находившиеся в составе министерства коллегии и создан, построенный на принципе единоначалия, департамент министерства.[1] Первые восемь министерств именовались: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Аппарат министерства состоял из министра, его товарища, совета («консультации»), канцелярии министра и департамента.[2]

 

Структура министерства

                 
 
Канцелярия
 
Министр
 
Совет министерства
 
   
Департаменты
 
Товарищество министра
 
   
Отделения
 
   
Столы

 


Работа органов защиты информации разделялась по трем направлениям: внешнему, внутреннему и военному. Внешним направлением занимался МИД, внутренним – Особенная канцелярия МВД (Третье отделение Собственно Его Императорского Величества Канцелярия) и военным: с 1802 года министерство военно-сухопутных сил, с 1808 военное министерство (экспедиция секретных дел при военном министерстве и особенная канцелярия при военном министерстве).

Третье отделение С. Е. И. В. К. создается в конце XVIII века, как личная канцелярия императора. С 1826 по 1842 годы в ее составе создается 6 отделений, каждое из которых является самостоятельным государственным учреждением.

· Первое отделение – надзор за службой гражданских чиновников, инспекторский департамент гражданского ведомства, личная канцелярия императора.

· Второе отделение – совершенствование кодификации Российского законодательства.

· Третье отделение – главный орган государственной безопасности. В 1826 году расформирована особенная канцелярия МВД, ее сотрудники переведены в штат третьего отделения. Третье отделение состоит из 5 экспедиций. Первая экспедиция занималась обеспечением государственной безопасности, контролем за государственным аппаратом, расследование политических преступлений. Её деятельность была секретна. Вторая экспедиция занималась должностными и общеуголовными преступлениями, сбором сведений об открытиях и изобретениях, предупреждением недоброжелательной конкуренции. Так же вторая экспедиция являлась кадровой службой третьего отделения. Третья экспедиция вела контроль за иностранцами в России, противодействовала иностранным разведчикам, предупреждала шпионаж и выполняла контрразведывательные функции. Четвертая экспедиция собирала сведения о чрезвычайных происшествиях в России. Петая экспедиция представляла орган цензуры и вела секретный архив в третьем отделении.

· Четвертое отделение – благотворительные учреждения.

· Пятое отделение – разработка реформы о крестьянах.

· Шестое отделение – подготовка административной реформы в Закавказье.

Четвертое, пятое и шестое отделение являлись временными.

В 1801 году упраздняется тайная экспедиция сената. Функции по защите информации были переданы в особенную канцелярию МВД:

- контроль за иностранцами, их регистрация, выдача заграничных паспортов;

- цензура;

- государственная безопасность.

Разнородность задач Министерства внутренних дел тормозила управление полицией, полицейскую опеку и регламентацию отдельных административно-хозяйственных отраслей деятельности. Поэтому 17 августа 1810 года по проекту Сперанского из этого министерства выделилось Министерство полиции для управления административно полицейскими учреждениями и некоторыми наиболее важными полицейско-хозяйственными делами. Министерство внутренних дел получило новое устройство. При министерстве были созданы совет, канцелярии и департаменты. Департамент государственного хозяйства и публичных зданий ведал сбором статистических сведений, управлением иностранными поселениями, постройкой и эксплуатацией публичных зданий. В министерстве были созданы также департамент мануфактур и внутренней торговли и почтовый департамент.

Министерство полиции состояло из министра, двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов. Особенная канцелярия – орган политического сыска, осуществлявший борьбу с крестьянами и общественными движениями, цензуру, расследование важнейших уголовных дел, а так же функцию контрразведки.[3]

В 1819 году Министерство полиции упразднено. Департамент мануфактур и внутренней торговли был передан в Министерство финансов.[4]

Особенная канцелярия Министерства внутренних дел была упразднена в 1826году, в связи с созданием Третьего отделения[5] С.Е.И.В.К., куда были переданы ее функции. Министерство иностранных дел становится главной криптографической службой в России.

Рассмотрим изменения в структуре подразделений по защите информации в Министерстве иностранных дел с 1802 по 1846 годы.

В 1802 году Министру иностранных дел подчинялась канцелярия (хранение цифири) и цифирная экспедиция (технические операции шифрование и дешифрование корреспонденции); в 1823 году к ним добавился цифирный комитет; в 1846 году министру подчинялась особая канцелярия, состоящая из пяти экспедиций, и цифирный комитет.

Рассмотрим функции каждой экспедиции и цифирного комитета.

Первая экспедиция – служба делопроизводства, подготовка документов.

Вторая экспедиция – архив, канцелярия министра.

Третья экспедиция – цифирная шифровальная.

Четвертая экспедиция – цифирная дешифровальная.

Пятая экспедиция – газетная.

Третья, четвертая и пятая экспедиции составляли единый режимный секретный орган Министерства внутренних дел.

Цифирный комитет является производственно – техническим органом и состоит из специалистов криптографов из разных департаментов. В обязанности цифирного комитета входят: разработка шифров, составление пособий и инструкций к ним, контроль за их применением в системе Министерства и разработка отчетных и аналитических документов о деятельности криптографической службы.

Все текущие дипломатические дела с заграничными государствами, защита интересов русских подданных за границей, консульские дела находились в ведении департамента внутренних сношений.[6]

 

Военное министерство

Учрежденное в 1802 году Военное министерство (до 1808года оно называлось Министерством военно-сухопутных сил) включило в свой состав аппарат одной военной коллегии. При первом министре С. К. Вязьмитинове над министерством стояла Военно-проходная канцелярия.[7]

В 1810 году впервые в России создается центральный орган военной разведки – экспедиция секретных дел при военном министерстве. В январе 1812 года на министерство распространяется «Общее учреждение министерств». Военная коллегия и Военно-проходная канцелярия были упразднены. При министерстве учреждаются совет, общая и особенная канцелярия (переименованная экспедиция секретных дел при военном министерстве) и 7 департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиториатский (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссариатский (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием).[8] Однако в сентябре того же года Особенная канцелярия была упразднена. Ее функции:

- внешняя разведка;

- обобщение разведывательной информации;

- контрразведка;

- разработка военных планов и мероприятий;

- управление армией и войсками.

В составе министерства были созданы Военно-учебный комитет и Военно-топографическое дело.[9]

С созданием Особенной канцелярии создаются зарубежные силы у военного министерства. Появляется должность адъютанта посла. С 1856 их переименовали в «военных агентов». Утверждена инструкция агентам, посылаемым за границу.

27 января 1812 года утверждено «Учреждение для управления большой действующей армией». В отличие от предыдущих положений о полевом устройстве армии оно предоставляло главнокомандующему широкие полномочия, развязывающие его инициативу, ранее стесненную императором и различными высшими и центральными учреждениями. В «Учреждении» подчеркивалось, что главнокомандующий на театре военных действий «представляет лицо императора и облекается властью Его Величества». Ближайшим помощником главнокомандующего был начальник его штаба, которому подчинялись ведавшие военно-оперативными вопросами генерал – квартирмейстер и распоряжающийся административно– хозяйственными делами армий дежурный генерал.[10]

После окончания войны с Наполеоном был сохранен, существовавший во время войны, принцип разделения военного аппарата. Это было закреплено «Учреждением о действующей армии в мирное время» 12 декабря 1815 года, когда единое военное ведомство разделили на две самостоятельные части: Главный штаб его императорского величества и Военное министерство.[11]

Главный полевой штаб, возглавляемый князем П.М. Волконским (1815-1823 гг.) состоял из: квартирмейстерской части, включавшей первое отделение (разведка и картография) и второе отделение (секретное делопроизводство), дежурства армии и высшей воинской полиции.

В ведении военного министра остались Совет и хозяйственные департаменты. Военный министр своего доклада к царю не имел, и по его ведому царю докладывал начальник Главного штаба.[12]

Дежурство армии занималось ведением открытого делопроизводства, службой курьеров и охраной.

В функции высшей воинской полиции входило:

- военная контрразведка;

- контроль за армией;

- надзор за полицией и администрацией тех мест, где располагались армейские части;

- списочный учет армии;

- контроль доступа на охраняемую территорию;

- разведка;

- сбор сведений о неприятеле.

Высшая воинская полиция была упразднена в 1815 году.

Уже с 1827 – 1828 гг. должности начальника генерального штаба и военного министра были объединены в лице генерала А. И. Чернышева, а после реформы Военного министерства в 1832 году был упразднен аппарат Главного штаба и должность его начальника.

Правительство обращает внимание на военно-теоретическую подготовку командного состава, разработку планов военных операций. В 1827-1829 гг. «Свите Е. И. В. По квартирмейстерской части», состоявшая из наиболее подготовленных в теоретическом отношении генералов и офицеров, объединяется с Военно-топографическим делом и Корпусом топографов в Департамент генерального штаба. На департамент возлагают задачи изучения обстановки и данных для подготовки и проведения боевых операций, боевая подготовка войск, перемещение, военно-топографическое дело. В 1830 году создается высшее учебное заведение – Военная академия, переименованная в 1855 году в Николаевскую академию генерального штаба.[13] В 1836 году в аппарате Военного министерства учреждаются Военный совет и Канцелярия министерства, связавшая министра со всем обширным военным аппаратом. Вопросы военного управления осуществлялись с помощью девяти департаментов (добавилось еще два: генерального штаба и военных поселений).[14]

В последующие годы Военное министерство сохранило свое устройство, если не считать нового «Устава об управлении армией в военное и мирное время» от 5 декабря 1846 г., ухудшившего аппарат полевого управления. По новому «Уставу» в армии создавался громоздкий полевой аппарат с множеством коллегиальных управлений, бесполезных должностных лиц и сложным делопроизводством. В 1855 годы в ведении Военного министерства были созданы две новые академии – Военно-инженерная и Артиллерийская.

Крайняя централизация военного управления, мелочная регламентация деятельности его низших звеньев при почти полной бесконтрольности и другие пороки военной администрации – все это было полностью сохранено в военном аппарате и в период Крымской войны, которая вскрыла военную отсталость России.[15]

 

Правовые основы защиты информации

15 августа 1845 года издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Сформировалась нормативная база защиты информации.

Формируется правовая защита коммерческой тайны (промысловой тайны):

· Тайна торговых книг;

· Промышленная тайна;

· Торговая/коммерческая тайна.

В 1800 году издается банковский устав, в котором впервые упоминается о торговых книгах, а в 1832 году положение «О купеческих и маклерских книгах».

В 1818 году для высшего надзора и контроля за кредитными оборотами и операциями заемных и коммерческих банков был утвержден Совет государственных кредитных установлений. В 1828 году при департаменте мануфактур и внутренней торговли учрежден Мануфактурный совет, а в 1829 году – Коммерческий совет. Советы собирали сведения о состоянии промышленности и торговли, разрабатывали мероприятия по их улучшению.[16]

14 июня 1834 года выходит закон «О торговых книгах». По закону должна сохраняться тайна торговых книг, так же изложен перечень случаев, когда содержание книг может быть раскрыто: признание предприятия несостоятельным, уголовный процесс и фискальные проверки.

Однако чиновники, проверяющие книги, были обязаны хранить профессиональную тайну.

Промышленная тайна – тайна процессов производства благ. Её разглашение влекло тюремное заключение от четырех до шести месяцев. Признаки промышленной тайны:

- требовалось, чтобы средства изготовления продукта содержались в тайне;

- средство должно быть доверено работнику, как тайна;

- согласие работника на сохранение тайны:

- новизна процесса;

- должен быть ущерб владельцу секрета разглашением.

Деловая тайна – тайна процессов распространения благ и все индивидуальные особенности коммерческой деятельности. Ответственность за ее разглашение влекло заключение на срок от двух до восьми месяцев, штраф в размере двухсот рублей, либо лишение права на торговлю.

Защита интеллектуальной собственности (цензура)

После подавления восстания декабристов Министерство народного просвещения обратила свои усилия на гонение всего передового и прогрессивного в просвещении и науке. В июне 1826 года был принят новый обширный цензурный устав (он состоял из 19 глав и 230 параграфов). Этот устав кроме карательных задач ставил и другую цель – определить направление литературы: «…дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление»[17]. Параграф 15 рекомендовал цензорам запрещать все, в чем можно было усмотреть двоякий смысл. Для общего надзора и руководства цензурой был учрежден межведомственный Верховный цензурный комитет, а в ведении министерства – Главный цензурный комитет. Местные цензурные комитеты подчинялись надзору попечителей учебных округов. Цензурный устав 1826 года, прозванный современниками «чугунным», просуществовал недолго.[18]

22 апреля 1828 года издается новый «Устав о цензуре». Он ставил только одну задачу: «Запрещать продажу или издание тех произведений словесности, наук или искусств, как в целом составе или в частностях своих вредных в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан».[19] Первая часть устава посвящена собственно цензуре, а вторая часть сочинителям и издателям книг, что являлось первым в России законом об авторском праве. В нем содержалось пять статей:

1) Регистрация авторского права осуществлялась в форме разрешения цензуры на издание.

2) Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторами своих прав.

3) Каждый сочинитель имел исключительные права всю жизнь пользоваться своим произведением.

4) Наследники могли пользоваться этим правом в течении 25 лет. С 1857 года этот срок увеличился до 50 лет.

5) После истечения срока произведение становилось достоянием общественности.

Верховный и Главный цензурные комитеты были упразднены.[20] В 30-40-х годах в России широкое распространение получила ведомственная цензура. Кроме Министерства народного просвещения, Синода и Третьего отделения цензуру осуществляли все министерства и даже небольшие ведомства.[21]

В 1830 году вышло положение «О правах сочинителей, издателей и переводчиков». В этом положении определяются такие понятия как контрафакция и мера ответственности, возмещение ущерба, где 1/3 суммы отправлялась в казну, а 2/3 передавались издателю. Так же указывалась возможность продления срока авторского права правопреемниками. Если правопреемник за пять лет до истечения срока переиздавал произведение, то его права продлялись еще на десять лет.

Патентное право

Первый патентный закон в России вышел в свет 17 июня 1812 года, как Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах».

Привилегии – это свидетельство, удостоверяющее факт предъявления изобретения правительству в качестве собственности предъявителя.

Привилегии выдавались по явочной системе в МВД через департамент торговли, а с 1819 года департаментом финансов на срок от 3,5 до 10 лет с момента выдачи привилегии. Так же можно было доказывать факт более раннего изобретения. В 1814 году появляется дополнение к Манифесту «Система официальных публикаций об изобретениях».

22 ноября 1833 года издается новое Положение «О привилегиях». В нем устанавливалась предварительная экспертиза заявок и выдача привилегий только на те изобретения, которые относились к области деятельности правительства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: