ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЦЫПИНСКОГО ПОГОСТА И БЛИЗКИЕ ЕЙ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КОНЦА ХVШ века




И.Н.Шургин

Статья написана на материалах первоначальных результатов исследований деревянной церкви Ильи Пророка 1755–1756 гг., нахо­дящейся в 1,5 км от поселка Ферапонтово Кирилловского района Воло­годской области. Исследования осуществлялись для проекта реставра­ции Ильинской церкви, потребовавшего широкого привлечения ее архи­тектурных аналогий. Эта работа, помимо обоснований проекта, в итоге привела к открытию типологической группы культовых построек, до сих пор, по существу, неизвестных в истории русского деревянного зодчества.

Исследуемый памятник был главным зданием Ильинского, "что на Цыпине", погоста – приходского религиозного центра, объединявшего около десяти окрестных деревень Ферапонтовской волости. Погост рас­полагался около небольшого Ильинского озера, у подножия вытянутого с севера на юг холма, носящего название Цыпина гора. На этом месте в начале нашего столетия рядом с Ильинской церковью стояли и другие здания: церковь Димитрия Солунского с теплым приделом Георгия По­бедоносца "каменная с таковою же при ней колокольнею в одной связи, с каменкою оградою вокруг церкви и кладбища..." [1], "...каменная на двух саженях сторожка в церковной ограде... деревянный амбар,... две кельи, из коих одна каменная на 5-ти саженях для призрения бедных и сирых из прихода, а другая такой же величины деревянная для помещения говеющих..." [2]. Все каменные постройки были сооружены в XIX в.: Дмитриевская церковь с колокольней – в 1800 году, сторожка – в 1862-м, каменная келья – в начале 1860-х годов [3], ограда с четырьмя башнями и воротами – в конце 1870-х [4]. Два деревянных строения – вторая келья и Ильинская церковь – существовали на погосте с XVIII в. Келья первоначально служила трапезной деревянному Дмитриевскому храму [5], предшественнику каменного. Она, как и храм, была срублена в 1736 г. [6] Ильинская церковь, судя по некоторым архивным материалам, освящена 8 августа 1756 г [7] ., но строительство ее, возможно, началось годом раньше, потому что все изученные церковные документы XIX–начала XX вв. датируют ее 1755 г [8].

До наших дней из сооружений Цыпинского погоста, кроме Ильинской церкви, сохранились ворота, остатки развалин ограды и вне ограды – небольшое кирпичное строение, вероятнее всего, бывшая "каменная келья".

Ильинская церковь стоит на северном берегу озер среди деревьев, разросшихся на погосте за последние десятилетия. Она представляет собой крупное сооружение, центральная часть которого (собственно церковь) – высокий ярусный восьмерик с самого основания. С востока к нему прирублен пятигранный алтарь, а с запада такой же ширины прямоугольная трапезная (рис. 2).

Трапезную и часть церкви, до юго- и северо-восточной граней восьмерика, окружает так называемая "висячая" галерея — паперть, высоко от земли опирающаяся на вертикальные ряды консольно выступающих бревен сруба. С ее западной стороны консоли утрачены, и под углы галереи подведены два сруба, которые первоначально имели еще и какое-то другое назначение, судя по существующим внутри следам от перекрытия и ступеней лестниц и по двум небольшим окошкам, прорубленным в южной стене одного сруба и северной другого. Основная часть здания, включая консоли под галерею, срублена из толстых сосновых бревен "в обло", в углах с остатком; галерея же, срубы под ее углами, а также верхний восьмерик – из стесанных снаружи бревен "в лапу".

В результате позднейших переделок первоначальные конструкции памятника оказались закрытыми дощатой обшивкой и пристройками. Так, с запада к паперти были приставлены сени, срубленные над ши­рокой входной лестницей. Над сенями, западной, северо- и юго-запад­ной частями галереи, а также над трапезной устроено общее двускат­ное покрытие стропильной конструкции под железом. Отдельно так же покрыта южный и северный выступы галереи. Алтарь имеет трехскатную кровлю. Завершение восьмериков собственно церкви, по словам очевид­цев, обрушилось в 1960-х гг. Полностью скрывая конструкцию нижнего яруса здания, дощатая обшивка создает ложное представление о кресчатом устройстве сруба (вместо восьмерика с двумя прирубами и гале­реей в действительности), усиленное имитацией раскрепованного фрон­тона и пилястр на южном, северном и западной фасадах (рис. 1) [9],

Внутри памятник в основном сохранил первоначальное соответствие своей внешней объемной композиции: его открытый до самого верха высокий ярусный столп окружен сравнительно низкими помещениями при­рубов и паперти. Но все гладко стесанные стены, первоначально откры­тые, позднее в алтаре и собственно церкви были наглухо затянуты холстом с масляной живописью, а в трапезной и паперти оклеены бумаж­ными обоями. Подшивные сводчатые потолки, тоже вследствие переделок, перекрывали алтарь и трапезную, а плоские – паперть и сени. Высо­кий пятиярусный иконостас каркасной конструкции заворачивался на юге- и северо-восточные стороны восьмерика, закрывая в них первона­чальные окна.

В настоящее время интерьер памятника опустошен: вывезены ико­ны и другая утварь [10], исчезли клиросы и пристенные скамьи, живо­пись осыпалась. Вместе с тем освободились от позднейшего декоратив­ного убранства следы переделок и утрат предшествующих конструкций здания. Это дало возможность точно определить первоначальный уровень плоских потолков в прирубах и в паперти, места расположения и раз­меры клиросов и пристенных скамей, габариты косящатых дверей в юж­ной и северной стенах восьмерика. За пустующим каркасом позднейшего иконостаса, над окном в юго-восточной грани восьмерика, обнаружи­лись два расписных тябла для икон. Следы первоначальных конструкций удалось найти и с внешней стороны сруба Ильинской церкви, под обшивкой, вскрытой зондажами. Они возводили, с одной стороны, установить высоту и профиль перво­начальных кровель алтаря, трапезной и галереи, а с другой – окон­чательно доказать вторичность обшивки. Но наряду с этим на первом этапе исследования памятника оставалась неизвестной конструкция завершения ярусного восьмерика и не было получено ясных данных об устройстве входа в храм – предшественника существующих сеней. Вначале казалось, что выход из этой ситуации дают найденные архивные источники: чертежи обмеров памятника 1946 г., фотографии его внешнего вида 1948–1954 гг., а также рукопись со схематическим изображением плана церкви и сведениями о ее размерах 1773 г. [11] На обмерах и фотоснимках зафиксирована верхняя часть церкви до обрушения: последний из сохранившихся ярусов был покрыт куполом под железом, который, в свою очередь, завершался восьмигранным основанием под небольшой восьмерик, обшитый досками. Поверх обшивки этот восьмерик декорировался по ребрам простыми колонками, несшими карниз его купольного завершения с маленькой железной главой и крестом. На чертеже разреза все не сохранившиеся конструкции, показаны в полном соответствии с их внешним видом. Однако неожиданная находка близ памятника груды обветшавших бревен, которые оказались остатками обрушившегося верха церкви, заставила усомниться в достоверности показанной на чертеже конструкции. Анализ и группировка обнаруженных бревен по форме, количеству и размерам показали, что памятник первоначально имел не один, а два восьмерика над сохранившимися тремя: один из них, по всей вероятности, был закрыт куполом при обшивке церкви. Таким образом выяснилось, что центральный восьмерик храма первоначально служил основанием еще четырем ярусам постепенно уменьшающихся восьмериков, которые, как и нижний, имели, вероятно, скатную, а не купольную кровлю и венчались главой традиционной луковичной формы. Более сложным оказался вопрос о первоначальном входе в Ильинскую церковь. На плане 1773 г. показаны две входные лестницы внутри границ сруба паперти (рис.3), причем лестничные марши расположены в углах сруба вдоль его западной стены. В деревянных культовых постройках не одна из известных до сих пор конструкций наружных крылец не может дать в плане подобного изображения; почти не попадали в поле зрения исследователей и деревянные церкви с внутренними входными лестницами. В этой же связи обращают на себя внимание некоторые условности чертежа 1773 г. В частности, алтарь обозначен на нем полукружием, точно следуя словам сопровождающего чертеж текста – "алтарь круглой формы", а паперть, по ширине не выходя за пределы восьмерика церкви, конструктивно продолжает его южную и северную стены, но не обходит их, как это имеет место в действительности. Принимая во взимание отмеченные условности, можно предполо­жить, что чертежник-непрофессионал изобразил на плане традиционное двухвсходное крыльцо — тип входа, хорошо известный по памятникам ХVIII века [12].

Однако, есть обстоятельства, на наш взгляд, снижающие убеди­тельность такого предположения. Так, на планах некоторых церквей, помещенных в том же архивном деле, что и план цыпинской, есть бес­спорные изображения двухвсходных и одновсходных крылец, стоящих вне конструкции основной части строений. Кроме того, контур плана Ильинской церкви, вычерченный по размерам из ее описания 1773 г., весьма близок реальным габаритам этого памятника по обмерам 1982 г. (рис. I). Следовательно, было бы вполне справедливо заключить, что и устройство входа, подобное показанному на плане 1773 г., могло соответствовать существовавшему в действительности. Для обоснован­ности этому заключению недоставало конкретных архитектурно-конст­руктивных данных. Их следовало искать в известных памятниках, пред­варительно выявив среди последних разносторонние архитектурные аналогии цыпинскому.

По композиции плана одним из ближайших аналогов Ильинской церкви оказалась Владимирская церковь 1642 г. в селе Белая Слуда [13]: в обеих восьмерик собственно церкви имеет прирубы алтаря и трапез­ной и круговую галерею. Однако объемное строение сравниваемых па­мятников различно: если в цыпинском его центральная часть представ­ляет собой как бы ярусную пирамиду, открытую в интерьере почти до самого верха, то в белослудском это единый, завершаемый высоким рубленым шатром восьмерик, имеющий перекрытие на половине своей высоты. Кроме того, не совпадают и некоторые другие конструктивные приемы: алтарь Владимирской церкви четырех-, а не пятигранный; га­лерея устроена на уровне подклета цыпинского храма и, следователь­но, не имеет под собой мощных консолей; ее стены сделаны тесовыми, а не рублеными. Главное же в данном случае, что к входу на паперть, расположенному на южной стороне, ведет обычное одновсходное крыль­цо. Таким образом, факт аналогичности планов этих двух памятников, вероятно, свидетельствует о типологической связи Ильинской церкви с культовыми постройками значительно более раннего времени, но не дает ответа на вопрос, каким мог быть внутренний вход в нее. Следующим направлением в поиске аналогов Ильинской церкви было сопоставление ее объемной композиции с объемной композицией других культовых построек. На этом пути наиболее близкими ей пред­ставлялись известные ярусные храмы с открытым до верху интерьером центральной части, такие, например, как Вознесенская (Тихвинская) церковь 1717 г. в г. Торжке Калининской области [14]. Однако при сравнении ее с Цыпинской сразу выявилось различие их объемно-плано­вых основ. Нижняя часть Вознесенской церкви представляет собой не восьмерик с двумя прирубами, а четырехсторонний сруб, вытянутый по оси запад-восток и разделенный поперечным перерубом на два квад­ратных в плане помещения (трапезную и собственно церковь) с пятигран­ным прирубом-алтарем. В строении нет развитого подклета и галереи, поэтому при входе в него (с запада) устроено невысокое одномаршевое крыльцо. Часть сруба, вмещающая собственно церковь, значительно выше трапезной. Она служит четырехгранным основанием трем ярусам пирамидально уменьшающихся восьмериков, полностью открытых в интерь­ере. Восьмерики имеют прямоскатные кровли и завершаются главой тра­диционной луковичной формы. Очевидно, что в этом примере ярусный столе храма типологически связан с объемно-плановой композицией восьмерик на четверике, распространившейся на Севере в ХVII в. [15]

Ильинская же церковь имеет общим с Вознесенской в Торжке только композиционный принцип развитой ярусности открытых внутри восьмери­ков – факт нисколько не приближающий нас к решению задачи о конст­рукции входа в Цьпинский храм.

Известна еще одна группа памятников ХVIII в., в которых основа­нием для их ярусной композиции служит высокий восьмерик. Наиболее ярким представителем этой группы является Преображенская церковь 1714 г. в Кижах [16]. При сравнении с ней Цыпинского храма у обоих обнаруживаются некоторые общие архитектурные признаки, например устройство галереи, охватывающей восьмерик и его западный прируб (в Кижах, правда, рубленый от земли, а не на консолях). Но в целом план Преображенской церкви предполагает иное строение ее объема, потому что центральный восьмерик имеет не два проруба, а четыре, ориентированных по странам света. Эти прирубы обеспечивают зданию уравновешенную со всех сторон объемную композицию, пирамидально завершающуюся ярусами бочек с луковичными главами. В интерьере восьмерик памятника имеет многогранное перекрытие – "небо". Как и во всех рассмотренных нами храмах, в Преображенском с запада сдела­но выносное (на консолях) крыльцо, а не внутренние лестницы.

На этом круг известных памятников, аналогичных в той или иной степени Ильинской церкви, почти замкнулся: оставалась только четырехъярусная одноглавая церковь Рождества Богородицы 1793 г. в селе Коренево [17]. Она была особо отмечена Ф.И. Горностаевым и И.Э. Грабарем, которые опубликовали ее фотографию, а затем М. Красовским. "Ее главный сруб, – указывали исследователи, – с основания вось­мигранный, причем вход в него устроен в особой обширной нише, вы­нутой в нижней части западного прируба – трапезы" [18]. В связи с проблемой входа в цыпинский памятник, эти архитектурно-конструк­тивные особенности Богородице-Рождественской церкви заслуживали пристального внимания: похоже, они указывали на существование в ней внутреннего входа. Но утверждать этого было нельзя, так как церковь не сохранилась, а на фотографии видна только входная дверь в подклет восьмерика. Уточнить последнее предположение так и не нашлось бы возмож­ности, если бы не два памятника, выявленные в недавнее время в селах Васильевское (Междуречье) и Поповка (Каликино) Вологодской области [19]. Как выяснилось, их архитектура (рис. 4, 5) совершенно аналогична церкви в Кореневе. Кроме того, оба эти памятника так же, как и кореневский храм, посвящены Рождеству Богородицы и пост­роены в близкое ей время: в Поповке – в 1783 г. [20], а в Васильев­ском – в 1792 г. [21] Основой их ярусной композиции является высокий восьмерик с двумя прирубами — пятигранным алтарем и прямоугольной трапезной. Трапезную окружает паперть, рубленая от земли в единст­ве с восьмериком: ее южная и северная стены образованы продолжени­ем бревен соответствующих граней восьмерика. В нижней части этих стен против трапезной вырублены большие проемы. В образовавшихся таким образом нишах расположены два входа в подклет (в юго- и северо-западной гранях восьмерика) и два в церковь (в промежутках между параллельными стенами паперти и трапезной). Для подъема в культовые помещения как в южной, так и северной нишах сделаны лестницы с промежуточной площадкой. Их нижние марши направлены перпендикулярно западной стене паперти, верхние вдоль нее выходят в интерьер [22]. Ярусный восьмерик каждой из этих церквей заверша­ется куполом и главой с крестом [23], трапезная и паперть имеют общую трехскатную кровлю, так же покрыт и алтарь.

Итак, архитектура однотипных памятников в селах Поповка, Васильевское и Коренево реально показывала, что в деревянных культовых строениях последней четверти ХVIII в. существовал прием устройства входа внутри их срубов. Однако сопоставление планов этих церквей с планом цыпинской опять-таки сразу не дало ответа на вопрос о конструкции входа в Ильинскую церковь. Действительно, никаких следов лестничных проемов на полу в углах ее паперти нет – пол-перекрытие переделан, а наличие консолей, казалось бы, должно исключать даже возможность устройства такого входа, как в постройках из Поповки и одного с нею круга. Но в то же время конструкция именно этих памятников дала возможность точно объяснить функциональное назначение двух обветшавших срубов под западными углами цыпинской паперти, обосновать их реконструкцию. Вход в Ильинскую церковь (рис. 6) находился с запада, в пространстве между двумя сохранившимися срубами, в которых были сделаны лестницы с промежуточными площадками. Нижние лестницы шли вдоль восточных стен срубов, а верхние вдоль западных, выходя в интерьер паперти точно так, как изображено на чертеже 1773 г. В связи с этим слабая конструктивная связь лестничных срубов с основной частью строения и архитектурная алогичность их тесного примыкания к юго- и северо-западной консолям, при утрате западных, указывают на то, что вход внутри специальных срубов был сделан какое-то время спустя после постройки Ильинской церкви. Первоначально же она, по всей вероятности, имела наружное крыльцо. Возможно, это крыльцо было двухвсходное, как в приведенных аналогах с круговой "висячей" галереей, что соответствует репрезентативности архитектуры Цыпинского храма.

Таким образом, в реконструкции утраченных архитектурных элементов Ильинская церковь на Цыпинском погосте предстает своеобразным памятником русского деревянного зодчества. Как показало сравнение ее с другими культовыми постройками, в наши дни не известны полные аналогии цыпинской объемно-плановой композиции. Вместе с тем первоначально в Ильинской церкви не было ни одного композиционного или конструктивного приема, которого в отдельности нельзя было бы найти в культовых сооружениях предшествующего времени. В частности, плановое решение присуще одному из наиболее старых, среди известных на Севере, типов монументальных храмов – шатровым восьмерикам с двумя прирубами, получившим в ХVII в. круговую "висячую" галерею-паперть. Ярусное же завершение, открытое в интерьере, характерно для церквей с прямоугольным основанием, широко распространившихся в центре России в первой половине ХVII в.

Следовательно, в наши дни Цыпинский храм должен считаться одной из этапных построек в истории русского деревянного зодчества. Именно в нем естественно соединились два архитектурно-типологических направления, одно из которых отражает старейшую традицию, а другое — новую тенденцию, давшую о себе знать на Севере в ХVIII в.

Последний вывод, с нашей точки зрения, помогает яснее понять архитектурно-типологическое происхождение группы памятников из сел Поповка, Васильевское и Коренево. Ведь в них заключен результат развития архитектурной формы, заложенной в Цыпинский храм, в направлении объемно-плановой компактности и конструктивной рациональности. В частности, в церквах из Поповки и одного с нею круга исчезли крылья галереи-паперти — осталась только часть их площади, не выходящая в плане за границы центрального восьмерика; сплошное бревенчатое основание заменило консольную конструкцию, приводившую со временем к провисанию галереи и к необходимости ее подпорки дополнительными столбами; наконец, наружное двухвсходное крыльцо уступило место двум внутренним лестницам, полностью скрытым в срубе паперти.

На этом эволюционном фоне, в свою очередь, становится понятной и причина появления в Ильинской церкви лестничных срубов вместо наружного крыльца. Однако нет никаких оснований предполагать, что оно было заменено под непосредственным влиянием какого-либо из этих трех памятников. Гораздо более вероятно, что образцом при переделке входа в Цыпинскую церковь послужил один из храмов, существовавших в ближайших к погосту селах, но не сохранившихся. Что такие храмы в окрестностях Цыпино действительно были, подтверждает прежде всего надпись на уже знакомом нам чертеже 1773 г.: "План церквей холодных в Рукине, на Славянском Волоку, на Цыпине и прочих". Учитывая, что этот чертеж в части изображения галереи все же не полностью соответствует плану Ильинской церкви, но идентичен Богородице-Рождественской церкви в селе Поповка, следует думать, что по меньшей мере одна из названных на чертеже церквей действительно имела точно такой же план. В архивных материалах 1770-х гг. М.И. Мильчику уже удалось выявить чертежи планов около десятка церквей, центральная часть которых изображена в виде восьмерика с двумя прирубами [24]. Все они тоже стояли недалеко от Цыпинского погоста. Так как эти памятники датируются разными годами ХVIII в., нет сомнения, что часть из них была аналогична церкви в Цыпино, либо в Поповке.

Значительное распространение культовых построек выявленно­го нами типа, по нашему мнению, может быть частично объяснено их ролью в архитектурном ансамбле погостов. Известно, что уже в ХVII в. на территории сельских религиозных центров на Севере, как правило, группировались три культовых строения: холодная и теплая церкви и колокольня. Наиболее монументальным сооружени­ем в большинстве случаев являлся холодный храм. Одним из самых старых типов таких храмов был шатровый восьмерик с двумя прируба­ми. В ХVIII в. места именно этих храмов и стали занимать такие па­мятники, как в Цыпино и Поповке.

Итак, проблемы реконструкции первоначального вида Ильинской церкви и определения ее места в типологических связях русского деревянного зодчества, по нашему мнению в общих чертах решены. Но остаются еще другие вопросы и среди них: где и в связи с каки­ми конкретными причинами возникло все же столь необычное устройст­во входа в деревянные храмы? Ответ, вероятно, могут дать только дальнейшие исследования.

 
 

 


Рис.1

 

План по описи 1773 года

 

План по обмерам 1982 года (реконструкция)

 

 

 

Рис. 2

 

 

 

Рис. 3

 

 

 

Рис. 4 Церковь в с. Васильевское (Междуречье). Южный фасад. Обмер 1984 года.

 

 

Рис. 5 Церковь в с. Васильевское (Междуречье). Южный фасад. Обмер 1984 года.

 

 

 

Рис. 6


[1] Ведомость о церкви за 1921 г. (ГАВО, ф. 1067, оп.1, д. 121, л.7).

[2] Ведомость о церкви св. Пророка Илии Кирилловского уезда, что на Цыпине, за 1910 г. (ОПИК, д. 337, л.68)

[3] Ведомость о церкви... за 1880 г. (ОПИК, д. 335, л. 72).

[4] "Условие 1859 г. октября 10 дня Кирилловского уезда Ильинской Цыпинской церкви священноцерковнослужители и церковный староста и приходские люди порядились класть каменную ограду..." (ОПИК, д. 343, л. 1).

[5] "После постройки каменного храма и разборки в связи с этим деревянной Дмитриевской церкви ее трапезная использовалась под мас­терскую, где художники-мастера вырезнвали иконостасы и писали иконы для нового храма" (Макарий. Описание Ферапонтовской волости. СПб., 1854, с. 16; ГАВО, ф. 1147, оп. 3, д.1, л. 56).

[6] "Об освящении теплой деревянной церкви Великомученика Дмитрия, что на Цыпине (на месте сгоревшей), 1736 г." (ГАВО, ф. 496,оп. 1, д. 1251).

[7] "Прошение Надпорожского стану церкви Пророка Илии, что на Цыпине, священника Поликарпа Иванова... о выдаче из вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса", от 26 июня 1756 г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.2053, л.17 об.).

[8] ГАВО, ф. 1147, оп. 3, д.1–59; ОПИК, д. 335, 337.

[9] Именно это обстоятельство и дает основание относить иногда Ильинскую церковь к типу крестчатых. См.: Бочаров Г., Выголов В.Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1974, с. 297.

[10] Иконы, большая часть утвари и письменных документов Ильинской церкви хранятся в фондах Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

[11] Гос. научно-исследовательский Музей архитектуры имени А.В. Щусева (Москва), V коллекция, № 2764/ 1–6; фото А.Г. Чинякова, 1950-е гг.

 

[12] См., например, Вознесенскую церковь 1752 г. в селе Конецгорье и Флоро-Лаврскую церковь 1755 г. в селе Ростовском, обе Виноградовского района Архангельской области (Забелло С, Иванов В., Мак­симов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942, ил.247–249 и 239–244.

[13] Красноборского района Архангельской области (Забелло С, Иванов В., Максимов П. Ук. соч., с. 92).

[14] Фото церкви см. в кн.: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л., 1984, с.59.

[15] История русского искусства, т. 4, М., изд-во АН СССР, 1959, с. 104.

[16] В одну группу с Преображенской церковью в Кижах мы включаем, помимо Покровской церкви 1708 г. Вытегорского погоста (г. Вытегра) Вологодской области, Никольскую церковь начала ХУШ в. в селе Николо-Березовец Ореховского района Костромской области. См.: Забелло С, Иванов В., Максимов П. Ук. соч., ил. 407—411 и 379—381.

[17] Усть-Кубенского района Вологодской области.

[18] Грабарь И. История русского искусства, т. 1. М., 1910, с. 421, фото на с. 419.

[19] Оба памятника были зафиксированы сотрудниками В/О "Союзреставрация" Н.В.Каменевым и В.И.Шередегой, проводившими обследование Вологодской области по специальному заданию областного Управления культуры. Село Васильевское (Междуречье) относится к Харовскому району, а село Поповка (Каликино) — к Вожегодскому.

[20] Государственный архив Новгородской области, ф.480, оп.1, д.3307, л.131. Архивные данные о церкви в селе Поповка любезно сообщены нам В.И.Шередегой.

[21] Известия.имп.Археологической комиссии, вып.59. СПб., 1915, с.181.

[22] В Васильевской церкви вход сделан только в южной нише (хотя есть и северная), поэтому в интерьер паперти выходит только один лестничный пролет в юго-западном углу.

[23] Купольное завершение церкви в селе Поповка, вероятно, позднее. Оно очень близко покрытию Цыпинской церкви на ее фотографиях 1949—1954 гг.

 

[24] Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Деревянные церкви Белозерья ХVI—ХVIII веков по письменным и графическим источникам. Доклад на научной конференции "Культура Белозерья ХV—XIX веков", г. Кирил­лов, 3 сентября 1984 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: