Дидактическая цель: Закреплять приём сложения однозначного и двузначного чисел без перехода через десяток.
Оборудование: рисунки кораблей.
Учитель сообщает уч-ся, что они будут играть в командиров и моряков, которые должны правильно определить свой корабль и пристань, куда причалить.
Учитель прикрепляет к доске рисунки 10-12 кораблей, на которых написаны их порядковые номера. Уч-ся 1-й команды выдаются карточки с примерами, с помощью которых зашифрованы номера кораблей, на которых они поплывут. Уч-ся, решая примеры, определяют свой корабль. Далее они выполняют другое задание. Ниже кораблей кружками обозначены пристани, в которых написано название города и номер пристани. Учитель выдаёт другие карточки с примерами, в которых зашифрован маршрут до пристани. Уч-ся поочерёдно решают примеры и ведут свой корабль до заданной пристани. Соревнования по командам проводится аналогично. Учитель записывает на доске примеры, при решении которых уч-ся допустили ошибки. В конце игры он привлекает к анализу ошибок всех уч-ся.
Забей гол в числовые ворота»
Дидактическая цель: Закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20.
Оборудование: Рисунок числовых ворот на доске.
Учитель до урока на доске рисует мячи и числовые ворота. Правее рисунков мячей записывает примеры. Учитель сообщает уч-ся правила игры. Направление удара мяча зашифровано примером.
Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Уч-ся должны правильно загнать мяч в числовые ворота, показать путь его движения, соединить линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан приём решения примера, а затем гнать мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ примера.
Лучший космонавт.
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания.
Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
Молчанка.
Дидактическая цель. Закрепление навыков устного счёта.
Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
Бабочки.
Дидактическая цель. Закреплять приемы прибавления и вычитания
Оборудование. Рисунки бабочек и цветов.
Содержание. На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.
11. “ Незадачливый математик”
Цель игры: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых; развивать наблюдательность, внимание.
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
83 = + 3
= 70 + 9
97 = 90 +
25 = 20 5
6 = 60 + 5
4 = 40 +
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Зайца.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Заяц решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Заяц. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
12. “ Цепочка”
Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи.
Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
Обучающиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел.
13. “ Кто быстрей сосчитает?”
Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; развивать зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90. Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90.
14. Игра «Внимание!»
Содержание игры. Время показа каждой фигуры ограничивается 7 секундами. Рисунок дети делают в тетрадях в уменьшенном виде.
Проверка. Учитель вновь показывает каждую фигуру, обращая внимание детей на особенности самой фигуры и ее изображения. Учащиеся вносят в свои рисунки поправки и уточнения карандашами другого цвета. Подсчитывается число допущенных ошибок, неточностей.
Лотерея игрушек.
Цель. Обобщение вычислительных навыков.
Оснащение. Рисунки игрушек, лотерейные билеты с примерами.
Содержание. На доске прикреплены изображения игрушек, под ними записаны примеры на разные вычислительные навыки. Дети тянут лотерейные билеты, решают примеры, которые на них записаны, и забирают игрушки, доставшиеся им по билету.
Незадачливый математик
Цель. обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.