Подготовка исследования.
Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.
1 Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
2.Ситуация - просят указать на называемый предмет;
3.Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
4.Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
5.Ситуация - просят дать называемый предмет;
б. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей);
7.Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.)
Обработка данных.
Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла;
2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания);
более 2 раз - 0 баллов
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи; от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи; от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Сводная диагностическая таблица
Уровня понимания речи ребенка раннего возраста
Дата заполнения________________
Фамилия, имя ребенка | С 1 | С 2 | С 3 | С 4 | С 5 | С 6 | С 7 | Кол – во баллов |
Речевое обследование детей 2 – 3 лет.
|
I. Слуховое внимание
Дифференциация звучащих игрушек
Инструкция: «Посмотри, у меня есть дудочка, послушай, как она звучит, скажи, что это? (также обыгрываются барабан, погремушка). А теперь, давай поиграем: я буду играть на какой-то игрушке, а ты будешь называть (показывать) на чем я играла» Ребенок отворачивается или взрослый играет за ширмой.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Барабан | ||
Дудка | ||
Погремушка |
Определение звучания игрушки.
Инструкция: «А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай где звенит». Ты закроешь глазки, и будешь показывать, где звенит погремушка (колокольчик)»
Направление звучания | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Вверху | ||
Внизу | ||
Справа | ||
Слева | ||
Сзади |
II. Ручная моторика.
1. Лепка
Инструкция: в таблице записываем – владеет, выполняет с помощью взрослого, не владеет
Навыки лепки | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
«Колбаска» | ||
Шарик | ||
Сплющивание шарика | ||
Отрывание кусочка | ||
Соединение 2 форм |
2. Навыки самообслуживания
Инструкция: в таблице записываем, что конкретно может ребенок сам, с помощью взрослого или ничего не умеет.
Начало года | |
Конец года |
III. Воспроизведение звукоподражания.
Инструкция: «Скажи мне, пожалуйста, как…»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Машина гудит | ||
Молоток стучит | ||
Кошка мяукает | ||
Собачка лает | ||
Самолет гудит |
IV. Связная речь.
|
1. Сопровождение речью игрового и бытового действия (приборматывание).
Инструкция: указываем – сопровождает свои действия речью или нет.
Начало года | |
Конец года |
2. Использование речи, как средства общения со сверстниками и взрослыми
Инструкция: указываем – общается ли ребенок, выполняет ли это с удовольствием или обращается только по необходимости.
Начало года | |
Конец года |
3. Рассказывание знакомых сказок.
Инструкция: Предложить ребенку рассказать знакомую сказку, используя настольный театр, игрушки и т.п. («Репка», «Колобок», «Теремок»).
Указать в таблице качество речи ребенка – лепет, отдельные слова, фразы из 2 – 3 слов; самостоятельный пересказ, с помощью взрослого, отказ.
Начало года | |
Конец года |
V. Предметный словарь.
1. Игрушки.
Инструкция: «Посмотри и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где мяч, …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало года | Конец года | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Машина | ||||
Кукла | ||||
Мяч | ||||
Книга | ||||
Кубики |
2. Части тела.
Инструкция: «Посмотри на куклу и скажи, что у нее есть». Если ребенок не разговаривает, просим показать на кукле - где у неё глазки,
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало года | Конец года | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Глаза | ||||
Нос | ||||
Спина | ||||
Голова | ||||
Живот |
3. Животные.
|
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, кто это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало года | Конец года | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Кошка | ||||
Собака | ||||
Корова | ||||
Заяц | ||||
Медведь |
4. Посуда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало года | Конец года | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Тарелка | ||||
Чашка | ||||
Ложка | ||||
Кастрюля | ||||
Вилка |
5. Одежда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало года | Конец года | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Майка | ||||
Носки | ||||
Рубашка | ||||
Платье | ||||
Колготки |
VI. Словарь действий.
Инструкция: «Посмотри на меня и скажи, что я делаю». Если ребенок не разговаривает, просим выполнить действия.