Музыкально-теоретический анализ.




Аннотация на произведение

«Русалка»

Музыка П. Чеснокова

Слова М. Лермонтова

 

Подготовила студентка

Отделения

«Хоровое дирижирование» II курса

Каркарина Валерия

Педагог по дирижированию: Петухова Н.В.

 

 

2020г

«Русалка»

Слова М. Лермонтова Музыка П. Чеснокова

Павел Григорьевич Чесноков (18777-1944)- русский композитор, хоровой дирижер, автор широко известных духовных композиций.

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович Чесноков, мать — Марфа Федоровна Чеснокова. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одарённость, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в Московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Александр и, собственно, Павел).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил «Вторым государственным хором» (1917–1922), «Московской академической капеллой» (1922–1928), капеллой Московской филармонии (1932–1933), был хормейстером Большого театра[нет в источнике]. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года был вынужден оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Захоронение П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространённой версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 1410 дней]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 уч.)[1][2]. С начала 2000-х годов делались попытки [кем?] получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась успехом.

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж. Г. Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин, хормейстер — Борис Тараканов).

«Русалка»

Слова М. Лермонтова Музыка П. Чеснокова

Автор текста произведения- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).


Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя, и крутясь колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников,
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело, и в уста мы, в полуденный час,
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит, - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!.."

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.


 

В стихотворении «Русалка», которое М. Лермонтов сочинил в 1936 году, опираясь на древний миф все же пытается его опровергнуть. Лермонтов считает, что русалки чувствуют тоску, потому что понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни молодому человеку, но они не в силах его спасти.

Музыкально-теоретический анализ.

Жанр- хоровое произведение с сопровождением.

Форма произведения- сложная трехчастна, неквадратного строения.


 

 

 


Кульминация всего произведения звучит в 86т, который исполняется на ff.

Пример№1

Композитор в первой и третьей части использует спокойный темп- andante, чтобы лучше подчеркнуть лирический, нежный характер этих частей, а в первом эпизоде второй части- более оживленный, для того, чтобы лучше подчеркнуть напевный характер. В 46 такте второго эпизода второй части, темп становится скорее, этим композитор передает нам тревожное состояние русалки, которая встретила «витязя чужой стороны» на дне реки.

Пример№2

В 73т. (третий эпизод) темп более плавный, а характер умеренный. Русалки поют о том, как пытались пробудить витязя: «И в чело и в уста мы его целовали красвца не раз».

Пример№3

«Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем, остается он хладен и нем…»- так начинается четвертый эпизод в 86т. Характер здесь напряженный, эмоционально страстный, именно на эти слова звучит кульминация произведения.

Пример№4

В первой и третьей части размер сложный, составной- 6/8.

Метр - двухдольный.

Во второй части размер меняется на 4/4. Метр - четырхедольный.

Основная тональность Es Dur, на протяжении всего произведения не изменяется. Встречаются отклонения в H Dur, a moll, D Dur, es moll.

Мажор в произведении передает свет, надежду, нежность.

Пример№5

 

Минор передает тоску по былым временам, грусть, задумчивость.

Пример№6

Гармонический анализ.

Основной гармонический язык: Т53, Т64, II, IV, IV43, Ум53, Ув53 и т.д.

Пример№7

Т64 II7 II64 VI65 II53 S64 D65 T53

Фактура смешанная:

1. Гармоническая (аккордовая): 29-31т.

Пример№8

 

2. Гомофонно-гармоническая: 77-78т.

Пример№9

3. Мелодическая: 18-19т., 21-23т., 37-40т.

Пример№10

 

Голосоведение:

1. Поступенно-восходящее: 48-56т.

Пример№11

 

2. Прямое: 105-106т.

Пример№12

3. Поступенно-нисходящее: 8-10т., 74т.

Пример№13

 

4. Скачкообразное: 12т-15т, 86т, 89т.

Пример№14

 

 

Аккомпанемент в произведении играет немаловажную роль. Он и фисгармония настраивают хор на нужную интонацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: