Наполеон на Апольском мостуЗачумленные Яффа




 

После падения Наполеона покончил с собой.

 

 

Основоположником во французской живописи стал Феодор Жерико (1791-1824)

 

В 17 лет начал обучаться живописи. Первая крупная работа «Офицер конных егерей»

Работа наполнена энергией и динамикой. Зритель в восторге от благородного, спокойного, даже умиротворенного лица гвардейца на фоне битвы. Богатый колорит картины, мастерски созданный образ всадника-воина, боевой лошади, все это позволяет искусствоведам считать именно эту работу первой в новом для Европы направлении - романтизме.

Среди деталей многие отмечают шкуру леопарда, которая покрывает седло наездника. С одной стороны, шкура убитого хищника подчеркивает мужество и силу героя картины, с другой стороны, деталь абсолютно гармонична с некой умиротворенностью гвардейца, для которого война - это великая миссия освобождения мира от несправедливости и окостеневших традиций. Зритель видит перед собой того, кто несет свободу и достоинство.

Картину правительство отказалось приобретать не только из-за новаторских приемов изображения батальных сцен, но и благодаря поражениям наполеоновской армии в России. Романтизм вынужден был искать иные источники для вдохновения.

1813-1815 пишет портреты военных:

«Офицер карабинеров»

В Италии искал новые темы и новые образы:

«Бег свободных лошадей»

Вернувшись во Францию, приступает к самой революционной своей картине, была выставлена в 1819:

«Плот Медузы» (написал море этюдов в морге, только в дело не пустил) – картина 7х5 метров.

Исследует человека перед лицом смертоносной стихии. Ему интересно именно душевное состояние. Эта работа считается рождением романтизма.

У каждого из персонажей своя манера поведения. Одни полумертвые, а другие лишились рассудка и не реагируют на происходящее. Тех, у кого тлеет надежда на спасение, очень мало. Этот контраст фигур создает динамику композиции. К тому же, художник подчеркивает его освещением, которое падает на полотно сверху.

 

Затем Жерико отправляется в Англию и там увлекся скачками. Освоил технику литографии.

«Жокей» - ничего общего с академическим рисунком.

 

«Скачки в Эпсоне»

По возвращению во Францию его интересует клиника в Шарнтоне – первая в Европе клиника, где гуманно относились к безумцам. Жерико туда едет чтобы писать их портреты.

«Гиена Сальпетриера» - клептомания и паранойя.

Второй французский романтик Эжен Делакруа (1798-1863)

Родился в Шарнтоне. Воспитывался в доме старшей сестры, затем его тоже отдали учиться в императорский лицей. Там он познакомился с Жерико, под его влиянием увлекся живописью. Свою первую работу выставил в 1822: «Ладья Данте»

Делакруа позаимствовал сюжет для своей знаменитой «Ладьи» из легендарной «Божественной комедии». Именно, благодаря этой работе, художник был отмечен первым большим достижением в свои 24 года. В самом названии полотна уже содержится ссылка на символичность написанного образа. Ведь еще у древних предков ладью, как правило, ассоциировали с жизненным началом.

Образ лодки много веков считавшийся символическим образом Христианства и в частности церкви, в живописном исполнении французских художников-романтиков приобретает обновленное символичное значение.

На этом холсте четко прослеживается давно определенное Делакруа творческое кредо. Суть которого заключалась в поклонении легендарным мастерам слова Данте и Вергилию. Они в то время считались символами культурного наследия не только своих эпох.

Образы грешников, которые так усердно цепляются за борт лодки в надежды на спасение, написаны на основе впечатлений от скульптуры Микеланджело «Ночь». А из традиционно барочного влияния в картине четко прослеживается трагичное звучание «Плота Медузы».

Среди приговоренных грешников, которые пытаются попасть в лодку, у одних проявляется максимальная ожесточенность, неимоверная злоба, у других, ослабленных тяжелой борьбой за возможность попасть в лодку, иссякли все силы и они отдались силе волн. По мнению самого художника, лучше всего ему удалось написать образ грешника, почти попавшего в ладью, что на втором плане. А писалась она, как видно из записи в дневнике, неимоверно быстро и большим вдохновением, при чтении поэзии Данте. Живописный гений Делакруа вдохнул новую жизненную силу в классический литературный сюжет. Окончательно не избавившись от классического идеала, автор пишет по-настоящему романтическое полотно, воплотившее рожденный в его воображении жестокий мир необузданной силы.

Публика от картины пришла в восторг.

«Резня на Хиосе» (лучше смерть, чем рабство)

 

В центре никого нет, все персонажи не походят на античные статуи, нарушает все правила и этим показал, что можно написать достойное произведение не соблюдая их.

Картина "Резня на Хиосе", стала своеобразным ответом на бесчеловечность. На фоне вооруженных всадников, перед зрителем предстают обреченные на смерть жители острова. Они смирились с предстоящей гибелью, их взгляды отрешены. Хиосцы осознают неизбежность и лишь крепче прижимают к себе плачущих детей. А на втором плане – аккуратные здания расположились в долине, освещаемой благодатным солнцем Средиземноморья. Там тоже поселилась смерть, турецкие войска убивают всех подряд.

Взгляд зрителя скользит дальше, и долина сменяется пасмурными водами Эгейского моря, впитавшими в себя всю боль и жестокость разыгравшейся драмы. Светлая полоса неба над темной гладью моря, равнодушно взирает на всех участников.

Делакруа возвращается к образному языку и символизму древнегреческой трагедии. Турецкий кавалерист, который волочит за собой обнаженную гречанку, остается непоколебим и холоден к страданиям несчастных. Он – знак грядущей неволи и оков. Символичен и маленький ребенок, тщетно пытающийся прильнуть к груди убитой матери. Кровь, красным ручьем вытекает из тела смертельно раненного мужчины и щедро окропляет высохшую почву.

Обломок кинжала рядом, показывает, что силы сопротивления истощены и сломлены. Пустая торба недалеко от кинжала, символизирует о моральной и материальной опустошенности этой опаленной и политой страданиями земли.

 

Далее Делакруа пишет на литературные темы. В основном по произведениям Вальтера Скотта. Так же писал картины по Байрону.

«Смерть Сарданапала»

Очень много работ посвятил Гамлету.

«Гамлет и могильщики»

Очень много писал по историческим романам Вальтера Скотта.

 

«Сирота на кладбище» - пишет литературную героиню. «Портрет Шопена»

Революция заставила многих романтиков пересмотреть свои взгляды. В результате по своим впечатлениям написал ключевую работу «Свобода, ведущая народ на баррикады» - в толпе представители абсолютно всех сословий, вся французская нация идет за свободой.

Молодой Эжен Делакруа, позиционировавший себя не как революционера, но как мятежника, окрыленный и опьяненный свежим воздухом свободы и свершившихся побед, загорелся идеей написать картину о тех кровопролитных днях и подвиге своего народа. На осуществление поставленной перед самим собой задачи художнику понадобилось три месяца, по прошествии которых, взорам восхищенной публики предстала «Свобода, ведущая народ».

Сюжет полотна рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели.

Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти голой грудью на королевские штыки.

Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.

 

«Алжирские женщины» - ощущение скуки, безделья.

«Прием послов»

«Еврейская свадьба в Марокко»

Очень много путевых зарисовок. Когда он вернулся во Францию, работы, написанные в путешествии стали сенсацией.

Фрески на библейские темы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: