Практическое занятие
Дата: 20.03.20г.
По дисциплине: Методика обучения второму языку
Тема занятия: Основные задачи и содержание обучения детей второму языку
Цель занятия: изучить содержание, методы и приемы работы по обучению детей фонетической и лексической стороне речи.
Изучите задачи обучения РКИ для дошкольников.
Какими методами и приемами вы будите добиваться решения поставленных задач?
Каковы задачи обучения второму языку дошкольников? Впишите их в таблицу по аналогии.
Задачи обучения в области воспитания и общего развития детей: | Воспитывать у детей на занятиях по русскому языку патриотические и интернациональные чувства. Познакомить детей с природой и жизнью людей в различных частях нашей страны, используя для этого фотографии, картины, телепередачи. |
Расширять кругозор детей, знакомить их на занятиях русским языком с новыми понятиями и явлениями по мере изучения новых слов. | |
Формировать у детей устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание учиться. | |
Развивать познавательные и языковые способности детей, их память, внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно языковых явлений, навыки речевого самоконтроля. | |
Формировать предпосылки учебной деятельности: речевую и познавательную активность, умение слушать объяснения педагога и речь товарищей, принимать решение в несложной проблемной ситуации. | |
Задачи обучения в области фонетикирусского языка: | Сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка, как изолированных, так и в составе слова. Добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка – твердостью – мягкостью и глухостью – звонкостью согласных. Учить детей понимать их функцию и использовать эти противопоставления в речи. Обращать особое внимание на формирование звуков, отсутствующих в родном языке детей. |
Учить детей различать на слух и воспроизводить (в составе слова и изолированно) слоги с твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными. Учить ребенка произносить различные сочетания звуков. | |
Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение и просьба, вопрос, рассказ и т.п.). | |
Задачи обучения в области лексики русского языка: | Обеспечить полное овладение всеми детьми лексическим объемом, предусмотренным всеми детьми лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме «ПОО программы». |
Знакомить детей с новыми словами, объединяя слова в группы по смысловому признаку (в соответствии с темой). Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий). | |
Демонстрация правильного произношения всех слов. Учить детей обозначать, словом видимые предметы. | |
Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр. | |
Активизировать употребление новых слов в различных фразовых конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации. | |
Задачи обучения в области грамматики русского языка: | Познакомить детей с грамматическими явлениями русского языка в пределах, предусмотренных программой. |
Обращать при этом основное внимание на функциональную роль этих явлений, их связь с определенными явлениями действительности. | |
Учить детей понимать грамматические явления, правильно использовать их для понимания ситуации, решения определенной коммуникативной задачи (просьба, команда, рассказ, отрицание, объяснение и т.п.). | |
Учить детей обозначать множественность предметов, используя окончание существительных. | |
Сформировать представление о грамматическом роде существительных. | |
Научить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | |
Учить детей обозначать принадлежность предмета определенному лицу. | |
Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях. | |
Учить детей употреблять предлоги места для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. | |
Задачи обучения в области связной речи. | Учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций. Развивать как монологическую, так и диалогическую речь на русском языке. |
Создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке, обращая основное внимание на обеспечение положительной мотивации речи детей в специально организованных играх. | |
Учить детей строить отдельные высказывания из 2 – 6 элементов. | |
Задачи обучения в области формирования навыков общения: | Учить детей не только отдельным речевым действиям, но также умению ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства. |
Учить детей творчески использовать языковой материал, организуя на занятиях воображаемые, сказочные ситуации по мотивам произведений фольклора и детской литературы. | |
Проверять устойчивость навыков общения на русском языке в новых для ребенка коммуникативных ситуациях. | |
Учить детей не только отдельным речевым действиям, но также умению ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства. |
Организация работы по обучению детей фонетической и лексической стороне речи. Роль театрализованных игры в обучении второму языку
Подготовьте сообщения:
1. Виды театрализованных игр.
2. Роль театрализованных игр в развитии и воспитание детей.
3. Особенности развития диалоговой речи ребенка средствами театрализованных представлений
4. Театрализованные игры в детском саду: игры-драматизации,
5. Методика руководства театрализованной игрой.
Выполните следующие задания
Подготовьте конспект проведения театрализованной игры с детьми (возраст по выбору). Это могут быть игры импровизации, игры имитации, ролевые диалоги и т.д. Выберите потешки, сказки на украинском языке ил на том языке, который вы знаете. («Руковичка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя»). Смотрите приложение 2.
Определите педагогические условия развития театрально-игровой деятельности у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Основная литература:
Литература
Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. — М., 1999.
Протасова Е. К. Родина /. Методика развития речи двуязычных дошкольников. – М.: Владос, 2009.
Электронно-библиотечная система. https://e.lanbook.com/
https://moluch.ru/archive/111/27738/
Баженова, О.В. Особенности двуязычного воспитания или как вырастить успешного ребёнка. / О.В.Баженова docplayer.ru/28476664-Bazheno...nogo-rebyonka.html
Пример блок-схемы
https://images.myshared.ru/5/335919/slide_4.jpg
Приложение 1.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").