Анатомические тетради Леонардо




Юлия Кононова

Стремились все — открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда — вскрыть все таинства природы…

В. Брюсов. Из цикла «Светоч мысли. Возрождение»

Эпоха Возрождения вошла в историю не просто как время необычайного взлета всех сторон интеллектуального и художественного человеческого мировосприятия и мировоззрения. Эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когда происходило становление последней как науки. В раннее и развитое средневековье на этом пути стояли устрашающие препоны в лице церкви, наложившей запрет на вскрытие трупов, всевозможных папских булл, воспрещающих даже приготовление мацерированных костей скелетов умерших в далеких походах крестоносцев, а также опасений художников и медиков угодить на костер за богохульство и колдовство. Только в 1238 г. Фридрих II Гогенштауфен разрешил медикам университета в Салерно производить вскрытие трупа один раз в пять лет. До этого времени даже в этом единственном медицинском центре тогдашней Европы, прозванном «городом Гиппократа», анатомия сводилась к перечислению частей тела на основании описания их «божественным» Клавдием Галеном. При этом труды Галена были канонизированы церковью и в течение почти полутора тысяч лет считались неоспоримой догмой. Основным же содержанием врачебных рекомендаций прославленного «Салернского кодекса здоровья» являлись росписи, что надо есть и пить, как правильно пускать кровь и испускать «ветры» из кишечника, а также рекомендации умываться и иногда чистить зубы: «В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя члены свои, причешись и зубы почисть. Все это ум укрепляет и силу вливает в прочие члены…» А вот при различных болезнях суставов рекомендовалось лишь «верное средство» — «семя крапивное с медом», впрочем, им еще одновременно лечили и нарывы, и кашель.

Вместе с тем, интерес к исследованию природы человека, возникший на заре гуманистического движения, уже в ХIV веке привел сначала к тайным анатомированиям, за которые многие исследователи поплатились собственной головой, а затем к официальному разрешению редких публичных вскрытий. В некоторых европейских университетах подобные мероприятия стали проводиться один или несколько раз в год. Ученые медики позднего средневековья производили публичные церемонии «анатомий», которые сопровождались торжественным зачитыванием текстов Гиппократа, Галена и Авиценны. Сама же эта процедура должна была доказывать незыблемость и правоверность трудов последних.

В период Возрождения в связи с развитием и расцветом светского искусства произошел еще один интересный казус. К занятиям в анатомическом театре стали проявлять живейший интерес многочисленные художники, рисовальщики и скульпторы. Правда помпезное шарлатанство тогдашних врачей не позволяло им относиться к подобным художественным работам серьезно и первоначально мало повлияло на дальнейшее развитие медицинских знаний. Художники же воспринимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления и изображения тела. Поэтому одним из основных и наиболее доступных инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения стало искусство рисования и живописи.

Artifex mirabilis (лат. — удивительный художник) Леонардо да Винчи был не только художником, но и удивительным по силе и страстности познавателем окружающего мира и человека. Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека. Можно утверждать, что Леонардо был первым художником-ученым и первым ученым-художником. Углубленная работа над изображением тел человека и животных в живописи и скульптуре побудила в нем стремление познать и исследовать подробно строение и функции их организмов, привела к обстоятельному изучению анатомии. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал самостоятельно вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение. При этом он пошел гораздо дальше своих предшественников в изучении анатомии, а также значительно опередил своих продолжателей, т.к. не ограничивал свои изыскания по анатомии рассмотрением лишь мышц и скелета, а подробно и досконально старался изучить практически все человеческие органы. Леонардо писал в одной из своих ранних рукописей: «Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит». Он развил и обогатил анатомию и медицину новыми методами и исследованиями столь значительно, что его, несомненно, можно считать одним из зачинателей современной анатомии.

Занятия анатомией охватывали практически всю жизнь Леонардо да Винчи — первая рукопись анатомического содержания относится к1484 г., а последняя — к 1515 г. Наиболее активно вопросами анатомии Леонардо занимался в 1510-1511 гг. Он писал: «Этой зимой 1510 года я надеюсь закончить всю анатомию».В 1511 г. мы читаем у Леонардо:«В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног». В отличие от подавляющего большинства своих современников Леонардо сам вскрывал и препарировал трупы. Он признался кардиналу Арагонскому незадолго до смерти, что вскрыл свыше 30 трупов в целях исследования строения и жизни человеческого тела. В этом отношении Леонардо был новатором и опередил еще одного выдающегося анатома Возрождения — Андреаса Везалия на целых полстолетия. Только после Везалия анатомы стали лично производить вскрытия трупов для исследования строения тела человека, а не для иллюстрации текстов Галена. Доказательством этому служит свидетельство одного из его современников Паоло Джовио, который писал о Леонардо:

«Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов»

По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла только часть его анатомических записей и рисунков в виде отдельных листов. На сегодняшний день имеется более 200 листов анатомических рисунков с пояснениями и изображениями. Это отрывки из его рукописных книжек, которые он всегда носил на поясе и в любое время мог занести в них пришедшую мысль или рисунок. Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном — volgare. При этом установившейся анатомической терминологии на итальянском языке в то время не существовало, так что термины в его тетрадях — это смесь греко-арабско-латинских и терминов придуманных самим Леонардо. Некоторые записи Леонардо можно расшифровать только при тщательном изучении рисунков, поразительных по правильности и четкости изображения в них того или иного органа.

Леонардо можно назвать первым научным иллюстратором анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами или описаниями невозможно представить форму и строение органа так ярко и понятно, как рисунком: «И ты, хотящий словами явить фигуру человека во всех видах ее членения, оставь это намерение, потому что чем более будешь ты углубляться в описание частей, тем более будешь смущать дух читателя и тем более будешь удалять его от знания описываемых вещей; потому необходимо рисовать и описывать». Кроме всего прочего Леонардо указывал на необходимость повторных и многократных анатомических наблюдений, требовал умения не только видеть анатомические факты, но и обобщать их в синтетическом рисунке: «И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того, чтобы получить законченное знание…» («О строении человека и животных»).

Леонардо да Винчи понимал, что анатом или художник, занимающийся анатомированием, должен ясно представлять себе сложность анатомических исследований, иметь глубокую научную подготовку, определенную выдержку и готовность рисковать многим ради познания истины: «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, и если бы он не помешал, то тебе, может быть, помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим…» («Тетради по анатомии»).

Художник придавал большое значение точным зарисовкам анатомических структур как одного из способов изучения анатомии человека. К сожалению, текст его записей по анатомии не представляет собою законченного единого цельного трактата, тем не менее, у Леонардо был план создать всеобъемлющий труд по анатомии, он даже разработал название отдельных глав. «Труд этот должен начинаться с зачатия человека и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и питается, и рост его, и какой промежуток между одной стадией его роста и другой, и что выталкивает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рождении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрослого мужчину и женщину и их размеры, и существенные черты их строения, цвета и физиогномии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге» — отмечал Леонардо в работе «О строении человека и животных»

Сегодня никто не станет отрицать, что произведения и рисунки великого ученого, дошедшие до нас хоть и в разрозненном и не структурированном виде, представляют собой величайшую ценность. Так называемые «Анатомические тетради» Леонардо — настоящее революционное открытие, где его гений, усердие, наблюдательность и научная прозорливость нашли наиболее яркое свое воплощение.

Леонардо стремился путем опыта выяснить функции отдельных частей человеческого тела. Изучая каждую часть, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». В своем произведении «О строении человека и животных» Леонардо подчеркивал: «Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на члены так же, как он поделил целое на провинции, и затем покажу я устройство всех частей в каждом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей». Человек являлся сам малым миром, а анатомия становилась космографией этого малого мира.

Определенная последовательность и научный подход к изучению всего организма человека четко просматриваются в «Анатомических тетрадях» Леонардо. То, что обнаружил внимательный и последовательный ученый и зарисовал своим гениальным карандашом художник, открыло медицинской науке новые горизонты.

Современными учеными установлен приоритет Леонардо во многих открытиях. Он первый вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии». Из всех чувств Леонардо наиболее подробно занимался органом зрения, т.к. он считал глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии. Интересовали Леонардо строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Леонардо производил сечение черепа в трех плоскостях — сагиттальной, фронтальной и горизонтальной, представляя объемное изображение костей, его составляющих. Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга — этого «седалища вложенной богом души». Он первый правильно понял функционирование сердца и описал приблизительно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея.

«Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце -четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками», —

писал он. А еще он изучал печень и легкие, занимался исследованиями по сравнительной анатомии, физиологией, изобрел модель для изучения клапанов сердца и др. Леонардо подробно описывал возрастные изменения организма человека: склероз сосудов и сужение просвета кишок в преклонном возрасте, разницу между мышцами молодого и старого человека, разницу в силе голоса у молодых и стариков. Гениальные анатомические рисунки Леонардо не всегда точны, но они значительно точнее его анатомических текстов.

Важно отметить, что точнее всего и наиболее подробно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и представлял мускульную систему человеческого тела. Леонардо — основатель науки динамической анатомии. В своих записках он даже зафиксировал, что необходимо составить отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, «среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах». Интересуясь движениями человеческого тела и тела животных, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений. Сложности строения тела человека Леонардо да Винчи старался уяснить, исходя из законов механики. Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: «Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов…». Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. «Есть 6 вещей, которые принимают участие в осуществлении движений, а именно, кость, хрящ, перепонка, сухожилие, мускул, нерв.», — отмечал он. Леонардо первый создал классификацию мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению на скелете и тем заложил основы общей миологии. Он смутно понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц. «Природа устроила в человеке служебные мускулы, тянущие сухожилия, которые способны двигать члены сообразно воле и желанию общего чувства, наподобие служителей, распределенных господином по разным провинциям и городам, которые представляют в этих местах и исполняют волю этого господина… Сухожилия с мускулами своими служат нервам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы служат общему чувству, как кондотьеры капитану; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину» — это образное утверждение как нельзя лучше характеризует его представление и механизме передачи движения в человеческом организме (рис. 6). Функциональная анатомия органов движения у Леонардо точно зафиксирована в его рисунках мышцы плечевого пояса, руки и ноги.

Леонардо очень подробно рассматривал механизм движения головы и деятельность шейного отдела позвоночника. Он отмечал, что у каждого шейного позвонка имеется десять мускулов, сопряженных с ним «наподобие мачты корабля с ее такелажем».

Далее в своих анатомических записках Леонардо дает исчерпывающие определения мускулам, сухожилиям, связкам, хрящам и костям:

«Мускулы — служители нервов — притягивают к себе сухожилия, связанные с этими членами наподобие и т. д. Сухожилия — механические приспособления, которые сами по себе не имеют чувствительности, но работают столько, сколько им приказано. Перепонки соединены с мясом и помещены между этим мясом и нервом, а большей частью соединены с хрящами.

Связки соединены с сухожилиями и они — разновидность перепонок, каковые связывают сочленения костей и превращаются в хрящи, и их столько в каждом сочленении, сколько сухожилий, движущих это сочленение, и сколько противоположных сухожилий, которые подходят к тому же сочленению, и такие связки соединены и смешаны вместе, помогая друг другу и укрепляя и связывая друг друга.

Хрящ — твердое вещество, так сказать, отвердевшее сухожилие или смягченная кость, и всегда помещается между костью и сухожилием, ибо имеет свойство того и другого вещества, и он гибкий, неломкий, и его складка распрямляется сама собой наподобие пружины.

Пленкинекие мускулистые частицы, смешанные из мяса, сухожилий и нервов; из этой смеси получается состав, растяжимый в любом направлении; мясосмесь, состоящая из мускулов, сухожилия, нерва и крови и артерии.

Кость — несгибаемая твердыня, способная сопротивляться, и она лишена чувствительности, и оканчивается на своих концах хрящами; и ее мозг состоит из губки, крови, мягкого жира, одетого тончайшим покровом; губчатость — вещество, смешанное из кости, жира и крови.

Перепонки бывают трех сортов, то есть сухожильная перепонка, нервоподобная перепонка и перепонка, состоящая из нерва и сухожилия; и смешанная перепонка соткана из сухожилия, нерва, мускула и вены и артерии«.

Очень много новых данных благодаря своим гениальным зарисовкам внес Леонардо в описательную анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Он первым установил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно представил изгибы позвоночного столба, наклон крестца, наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза. Он установил, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Авиценной и Галеном, считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей. Он определил косое по отношению к вертикали положение бедренной кости в бедре живого человека, одним словом, все те особенности скелета человека, которые связаны с прямохождением. Зарисовки Леонардо получались живыми, если можно так сказать о костях скелета!

Изображая кости скелета, Леонардо обращал большое внимание на соединения их в целом скелете. Большое внимание он обращал на суставы позвонков, т.е. очередной раз стремясь лучше исследовать двигательные функции человека.

Точность передачи строения позвоночника, суставов и костей настолько поразительна, что сопоставима разве что с современными данными рентгенограмм, компьютерной томографии и даже магнитно-резонансной томографии.

Леонардо пытался представить пространственное и функциональное взаимоотношения костей, соединений и мышц: «Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущения. Затем следует пятый — нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый — рисунком вен и артерий, располагающихся между кожей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше» (рис. 9). Рисунки, изображающие орган в разных ракурсах, Леонардо именовал dimonatrazioni. Подобное многопроекционное изображение костей и частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо, и только позже стало использоваться другими анатомами. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них». Последнее высказывание Леонардо, этот применяемый им метод распила конечностей и органов вдоль и поперек и их подробная зарисовка стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях. Леонардо писал: «…Ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая». Такой прием композиции анатомического рисунка после классических работ нашего великого соотечественника Н. И. Пирогова прочно утвердился в науке, и в настоящее время стал одним из главных методов топографической анатомии.

Существовал еще один новый анатомический прием, который изобрел Леонардо и весьма успешно им пользовался. Это был способ упрощенного изображения мышц, основанный на замене их проволокой или нитями, который позволял анализировать действие этих мышц и способы их крепления в организме. «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». Аналогичные схемы в настоящее время получили широкое распространение в любых современных анатомических атласах. «Сделай эту ногу цельным рельефом и сделай сухожилия из перекаленной медной проволоки и потом согни их, как в природе, и, сделав это, ты сможешь срисовать их с 4 сторон и расположить их так, как они находятся в природе, и сказать о них, об их функциях». «Анатомические тетради» Леонардо да Винчи — явление и художественное, и сугубо научное одновременно. По сей день анатомические рисунки в учебниках и атласах анатомии воссоздают по принципам, предложенным Леонардо да Винчи. «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Леонардо можно и нужно считать за лучшего и величайшего анатома своей эпохи и последующего времени. Более того, он, несомненно, первый, положивший начало правильному анатомическому рисунку. Задуманный всеобъемлющий трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не был систематизирован и дописан им до конца. Рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности, и дошли до нас не полностью, а в разрозненном виде. Что касается анатомических рисунков и записей, то на них только в 60-х годах XVIII столетия было обращено внимание выдающихся анатомов — И. Ф. Блуменбаха и Уильяма Гёнтера. Труды Леонардо в том виде, в каком мы имеем их в настоящее время, являются результатом огромной работы ученых, которые расшифровали их, подобрали по тематике и объединили в трактаты применительно к планам самого Леонардо. Подавляющее большинство записей Леонардо по анатомии находятся сегодня в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Таким образом, в течение целых столетий оставались неизвестными многие научные открытия и достижения Леонардо. Кто знает, может быть, великий флорентиец вполне осознано не довел свои анатомические труды до конца и не опубликовал их при жизни, оставив почетную возможность заняться его трудами отдаленным потомкам. Жестокие и ограниченные его современники просто не могли и не готовы были принять, понять и постичь все его гениальные анатомические открытия, которые так противоречили догматическим и схоластическим представлениям того времени. А его ближайшие последователи, строившие фундамент анатомии как экспериментальной материалистической науки, такие как Везалии, Сервет и многие другие, изуверски преследовались и поплатились собственной жизнью за свои смелые научные догадки и эксперименты. Тем не менее, трудами именно Леонардо и Везалия открылся «золотой век» в истории анатомии.

В настоящие дни признательные потомки, в знак уважения, пиетета и преклонения перед выдающейся личностью Леонардо да Винчи и его анатомическими трудами предприняли замечательную акцию в пропагандировании и популяризации анатомических рисунков. Итальянская компания Rottapharm, производитель оригинального глюкозамина сульфата (Dona), выпустила изящный планшет с факсимильными изображениями Леонардо, посвященных опорно-двигательному аппарату человека. Данный гуманистический акт должен послужить возрождению социального интереса к трудам Леонардо и представить их актуальность и современность с точки зрения науки и, прежде всего, анатомии.

https://www.digest-for-ours.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: