Открытие и усвоение новых знаний




Тема: Симфоническая музыка. В. Калинников

Симфония №1.

 

Цель: Познакомить с творческим портретом русского композитора В. Калинникова.

Задачи:

· Понимать значение терминов: симфония, сонатная форма, сонатное аллегро.

· Формировать понимание о закономерности в музыкальной драматургии, логике развития, особенностях воплощения музыкальных образов.

· Учить проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.

· Развивать вокально-хоровые навыки, слуховой самоконтроль.

· Воспитывать инициативные отношения к предлагаемым заданиям;

· Способствовать становлению позитивного отношения к искусству

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

-Скажите, а может ли музыкальное произведение, так же как живопись нарисовать портрет человека?

- Вы правы. Вот и мы сегодня попробуем «услышать» портрет человека, чья судьба была трагична и при этом его музыка – светлый гимн жизни!

- Как вы думаете, какой жанр музыки может ярче и разносторонней раскрыть нашу тему?

- Да, конечно. Лучше всего нам в этом поможет крупная форма музыки. Вспомните какие жанры музыки написаны в такой форме?

- Правильно – сонаты, сюиты,симфонии.

Звучит фрг. Симфонии №5 Л.ван Бетховена. Слушание.

- Как называется произведение, фрагмент которого мы с вами услышали? Кто создал этот шедевр?

- Правильно. Это произведение великого симфониста 18в.- Людвига ван Бетховена Симфония №5.

- Как вы думаете, о каком направлении музыкальной культуры пойдет речь сегодня на уроке?

Мы продолжаем работать над темой «Основные направления музыкальной культуры», светская музыка. В первом полугодии мы с вами уже знакомились с разными жанрами светской музыкой, в том числе и с симфонией. Давайте вспомним об основных музыкальных характеристиках этого жанра

- Что означает слово симфония?

- К какому виду музыки относится этот жанр?

- С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?

-запись ответов в тетрадь..

-Да, правильно. Симфония – это греческое слово, означает созвучие. Исполняет симфонию симфонический оркестр, значит это инструментальный вид музыки. Симфонию можно сравнить с романом или драмой..

-С сонатной формой мы уже с вами знакомы. Как вы думаете почему композиторы выбрали именно эту форму?

- Конечно, именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание музыки. Все три раздела(экспозиция, разработка, реприза), которые мы можем соотнести с жизнью человека, в которой есть место и радости, и тревоге, драме и самым разным событиям и переживаниям. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в ее особенностях.

Мотивация учебной деятельности

- Как Бетховен из своих страданий выковал радость и подарил ее людям,так и Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни.

Открытие и усвоение новых знаний

- Мы сейчас с вами послушаем I часть симфонии Калинникова

Расскажите, что вы ожидаете услышать

Вслушаемся в основные темы симфонии.

- 1)Почему основные мелодии называют «жизнью, смыслом, сущностью» симфонии?

2)Какие образы созданы композитором?

3)Какими чертами наделил автор главного героя своего произведения?

4)Как это выражается в музыке?

5)Какие чувства вызвала эта музыка?

Запись ответов в тетрадь.

Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивает­ся, распевается все шире. Это главная мелодия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его.

Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка, которая вносит в развитие образов элемент драматизма, напряженности. В репризе утверждается оптимизм.

Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.

7.Подведение итога урока.. Симфония № 1 стала свидетельством громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку.

Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно света, добра, могущества, восторженной красоты.

- Что означает слово симфония?

- К какому виду музыки относится этот жанр?

- С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?

8.Домашнее задание. Подготовить сообщение или презентацию «Мир образов природы Крыма в музыке, литературе, живописи», используя Интернет-ресурсы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: