Тема: Симфоническая музыка. В. Калинников
Симфония №1.
Цель: Познакомить с творческим портретом русского композитора В. Калинникова.
Задачи:
· Понимать значение терминов: симфония, сонатная форма, сонатное аллегро.
· Формировать понимание о закономерности в музыкальной драматургии, логике развития, особенностях воплощения музыкальных образов.
· Учить проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
· Развивать вокально-хоровые навыки, слуховой самоконтроль.
· Воспитывать инициативные отношения к предлагаемым заданиям;
· Способствовать становлению позитивного отношения к искусству
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
-Скажите, а может ли музыкальное произведение, так же как живопись нарисовать портрет человека?
- Вы правы. Вот и мы сегодня попробуем «услышать» портрет человека, чья судьба была трагична и при этом его музыка – светлый гимн жизни!
- Как вы думаете, какой жанр музыки может ярче и разносторонней раскрыть нашу тему?
- Да, конечно. Лучше всего нам в этом поможет крупная форма музыки. Вспомните какие жанры музыки написаны в такой форме?
- Правильно – сонаты, сюиты,симфонии.
Звучит фрг. Симфонии №5 Л.ван Бетховена. Слушание.
- Как называется произведение, фрагмент которого мы с вами услышали? Кто создал этот шедевр?
- Правильно. Это произведение великого симфониста 18в.- Людвига ван Бетховена Симфония №5.
- Как вы думаете, о каком направлении музыкальной культуры пойдет речь сегодня на уроке?
Мы продолжаем работать над темой «Основные направления музыкальной культуры», светская музыка. В первом полугодии мы с вами уже знакомились с разными жанрами светской музыкой, в том числе и с симфонией. Давайте вспомним об основных музыкальных характеристиках этого жанра
- Что означает слово симфония?
- К какому виду музыки относится этот жанр?
- С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?
-запись ответов в тетрадь..
-Да, правильно. Симфония – это греческое слово, означает созвучие. Исполняет симфонию симфонический оркестр, значит это инструментальный вид музыки. Симфонию можно сравнить с романом или драмой..
-С сонатной формой мы уже с вами знакомы. Как вы думаете почему композиторы выбрали именно эту форму?
- Конечно, именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание музыки. Все три раздела(экспозиция, разработка, реприза), которые мы можем соотнести с жизнью человека, в которой есть место и радости, и тревоге, драме и самым разным событиям и переживаниям. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в ее особенностях.
Мотивация учебной деятельности
- Как Бетховен из своих страданий выковал радость и подарил ее людям,так и Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни.
Открытие и усвоение новых знаний
- Мы сейчас с вами послушаем I часть симфонии Калинникова
Расскажите, что вы ожидаете услышать
Вслушаемся в основные темы симфонии.
- 1)Почему основные мелодии называют «жизнью, смыслом, сущностью» симфонии?
2)Какие образы созданы композитором?
3)Какими чертами наделил автор главного героя своего произведения?
4)Как это выражается в музыке?
5)Какие чувства вызвала эта музыка?
Запись ответов в тетрадь.
Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная мелодия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его.
Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка, которая вносит в развитие образов элемент драматизма, напряженности. В репризе утверждается оптимизм.
Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
7.Подведение итога урока.. Симфония № 1 стала свидетельством громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку.
Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно света, добра, могущества, восторженной красоты.
- Что означает слово симфония?
- К какому виду музыки относится этот жанр?
- С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?
8.Домашнее задание. Подготовить сообщение или презентацию «Мир образов природы Крыма в музыке, литературе, живописи», используя Интернет-ресурсы.