Радиус, диаметр, окружность, сектор, центр.




Лет вокруг лета, или или Круглосуточный проект

 

 


 


50 ЛЕТ – КРУГЛАЯ ДАТА!

КРУГЛЫМ ДАТАМ – КРУГЛЫЙ ПРОЕКТ!

 

КРУГ – СИМВОЛ ЦИКЛИЧНОСТИ, ПОВТОРЯЕМОСТИ. ВСЕ ДВИЖЕТСЯ ПО КРУГУ. КРУГ ДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ГАРМОНИИ. САМА ПРИРОДА ВЫБИРАЕТ ЭТУ УДОБНУЮ И КОМПАКТНУЮ ФОРМУ КАК КРУГ.

 

 


 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИ­ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЗУБРЁНОК»

 

Отдел организационно-методической работы


ЮШКЕВИЧ О.В.

ПРОГРАММА СМЕНЫ

«50 лет вокруг лета»

 

 

 

 

 


Рекомендовано методическим советом

учреждения образования «Национальный детский

образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»,

протокол № от 12.05.2019 г.

 

Проект приурочен 50-летию

НДЦ «ЗУБРЁНОК

 

Сборник содержит описание проекта досуговой направленности, целью которого является укрепление физического здоровья учащихся, развитие творческих способностей, интеллектуальных возможностей, коммуникативных компетенций, совершенствование организаторских навыков и деловых качеств характера.

Сборник адресован методистам, педагогам, которые занимаются организацией культурно-досуговой деятельности подростков в условиях летних оздоровительных лагерей (образовательно-оздоровительных центров).


СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. Н А КРУГИ СВОЯ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО)  
ГЛАВА 2. КРУГ ВОПРОСОВ (ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫПРОЕКТА)  
ГЛАВА 3. КРУГОВОРОТ ИГРЫ  
ГЛАВА 4. КРУГ ПОЧЁТА! (ОПИСАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ)  
ГЛАВА 5. КРУГЛЫЕ ДАТЫ(ОПИСАНИЕ МОДУЛЬНОГО ПРОЕКТА «ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС»)  
ГЛАВА 6. КРУГ ОБЩЕНИЯ (ПСИХОЛОГО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ)  
ГЛАВА 7. КРУГЛОСУТОЧНЫЙ ПРОЕКТ (ЧТО ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ? ОПИСАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ)  

 


ГЛАВА 1. Н А КРУГИ СВОЯ

(вступительное слово)

Летом 2019 года Национальному детскому центру «Зубрёнок» исполняется 50 лет. Возраст для учреждения, конечно же, не юный – солидный! Но, впрочем, для юных «Зубрёнок» и создан! Подсчитать количество детских фестивалей, молодёжных сборов, лидерских слётов, тематических смен – просто невозможно, их количество давно перешагнуло пятизначные отметки.

 

А за всё время в «Зубрёнке» работало (работает!) более 9000 тысяч человек: учителей и поваров, методистов и врачей, воспитателей и руководителей клубов и т.д. Тысячи человеческих судеб сошлись в круговороте событий, пресеклись на время, переплелись на года. И всё это для общего дела, название которому – «Зубрёнок».

Возвращаясь на круги своя, отметим, «Зубрёнок» – это не история зданий и домов, это история людей, свершений, замыслов. И, конечно же, дружбы. Зубрятские традиции и зубрятская дружба – это крепкий орешек, который не расколет ни дух времени, ни горечь расставаний, ни страх поражений. А без неудач не бывает славного настоящего, будущего, которого ждёшь и прошлого, которым гордишься.

Мечта детей – лето круглый год!

Мечта взрослых – круговорот событий!

В круге добрых дел и рождаются новые идеи для летнего отдыха.

 

Итак, круг событий «50 лет вокруг лета»!

 

Основные термины, связанные с кругом:

радиус, диаметр, окружность, сектор, центр.

Радиус действий

Лето – это настоящий круговорот событий, время здоровых действий! Недаром эта пора года и отсчёт человеческого возраста лексически родственны. Человеческий опыт так придумал не зря: летом дети взрослеют больше всего. А это значит, что этот период для детей должен кардинальным образом отличаться от других пор года. Летний отдых предназначен для того, чтобы школьники смогли укрепить своё здоровье. Но, кроме этого, лето – это время нравственной закалки подростков, духовного обогащения, ярких впечатлений, активного познания нового.

Детский оздоровительный центр является благоприятным местом для решения этих задач.

Оздоровление – комплекс действий по восстановлению и укреплению физического и психического здоровья. Заметьте: и психического самочувствия! А это можно реализовать только совместными усилиями различных педагогических служб. Поэтому оздоровление детей – прямая обязанность воспитателей! Радиус оздоровительных действий в «Зубрёнке» широк. Оригинальные утренние зарядки, ежедневные прогулки в природу, спортивные игры и соревнования, процедуры закаливания, купание в Нарочи, воздушные, солнечные ванны и т.д. Кроме этого, медицинская часть предлагает современные виды оздоровления: аппаратная ароматерапия и кислородные коктейли, аэроионотерапия и жемчужные ванны, подводный массаж и санация зубов, душ Шарко и галотерапия («соляная пещера»). И, конечно же, целительный сосновый воздух, наполненный полезными фитонцидами, – лучшее подтверждение тому, что каникулы неплохо бы проводить за городом!

 

Диаметрально противоположно скуке

К понятию «развлекательное» надо относиться серьёзно. Если под словом «развлекательное» понимать «развитие», то развлекательное сразу же обратится в активно значимое понятие. Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время деятельностью по своему выбору. Досуг в детском лагере (центре) должен стать диаметрально противоположным унынию и скуке.

Скука – первейший педагогический враг. Когда подростку скучно, неинтересно, обессмыслено, он готов на самые непродуманные действия. Боритесь со скукой!

Можно отметить, что досуг – это специально организованное свободное время, в отличие от просто свободного времяпровождения. Многообразные виды досуговой деятельности некоторые учёные объединяют в пять групп: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. А это значит, программой смены предусмотрены:

активные развлечения: дискотеки, конкурсы, аттракционы;

праздники открытия и закрытия, концерты, шоу-программы;

творчество (конкурсы, креативные задания и т.д.);

самообразование: кружки, экскурсии, клубы по интересам;

и просто, хороший отдых: костры, встречи рассветов, общение с друзьями.

 

Кстати, интересное наблюдение: первые буквы основных группы досуговой деятельности (с амообразование, п раздник, о тдых, р азвлечения, т ворчество) образуют слово «спорт ». Думаем, это случайное, но и не случайное совпадение.

 

Образовательный сектор

 

Дополнительное образование – это тоже образование. Оно направлено на всестороннее удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Сообразно идеям непрерывности процесса воспитания, дополнительное образование должно быть продолжено и вне школы, но в иных формах: должны существовать свои подходы и модели образования иного, но дополняющего. В «Зубрёнке» – это различные клубы, кружки по интересам, самообразование, учебные мини-программы, модульные проекты и т.д.

Итак, в любой самой развлекательной программе должен быть сегмент, сектор учебного, образовательного компонента.

 

Окружности на воде

 

Недавно некоторые педагоги и психологи обеспокоились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал. Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности». Поэтому творчество должно стать настоящим и преданным другом хорошего отдыха.

Ребёнок и творчество. Еще Гегель заметил: почему мальчик, бросая в озеро камешки, с огромным удовольствием смотрит на круги, расходящиеся в воде? Он видит в этих кругах нечто новое, что создал он сам. Каждый шаг ребенка неотделим от творчества, особенно это проявляется в игре. Как помочь ребенку не утратить это ощущение «счастливого нового»? Недаром говорят, что изобретателю свойственны черты, вынесенные из детства: любознательность, живость восприятия, бескорыстие, самоотдача и т.д.

Отсюда важнейшей педагогической задачей является поддержка ребенка в его творческом росте. В процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Творчество – это то, что обеспечивает здоровое состояние человека (Д. В. Винникотт).

 

В центре «Зубрёнок» в центре внимания – личность ребёнка!

Взрослые порою забывают удивительный факт: мы живём рядом с теми, кто верит в сказку. Это не лирика и не пафос, а серьёзный психологический факт: мы работаем, живём рядом с теми, кто верит в фантастические миры.

Важная задача педагога – увидеть эти миры, посетить их по приглашению, по детской визе, а не вероломно, нарушая границы взаимопонимания и рубежи общения.

Психологический климат в отряде влияет на все сферы жизнедеятельности подростков в центре. Никакой игрой ребёнок не будет заинтересован, если в отряде его не принимают, не общаются, нет контакта с педагогом и т.д. Педагог обязан создать в отряде психологический комфорт (об этом – ниже, в главе­).

 

Итак, летние проекты – круговорот событий!

 

Личность ребёнка в центре «Зубрёнок» – в центре особого внимания!

Радиус действий – природно-климатические факторы, окружающая экологически чистая среда, оздоровительные процедуры.

Диаметральность проекта – против скуки!

Окружность – символ творчества и познания. Летом 2019 года для 3-й возрастной группы (12-13 лет) предлагается проект, в котором будет много креативных конкурсов и интеллектуальных заданий.

 

Цель программы звучит так:

 

Создание условий и управление обстоятельствами, которые восстанавливают и укрепляют физические и духовные силы подростков; развитие потенциальных способностей и когнитивных эмоций; формирование коммуникативных и организаторских навыков, популяризация досуговой культуры.

Почему проект круглый?

(интерпретация контекста и среды)

1. Во-первых, «Зубрёнку» в 2019 году исполняется 50 лет, а это –­ круглая дата. Во-вторых, для автора проекта – это десятое методическое лето, а это ­ круглая дата!

 

2. Круг – символ совершенства, чистоты, движения. А зубрятский круг – одна из основных традиций «Зубрёнка», символ человечности, уважения друг к другу, взаимопонимания и доброты.

 

3. «Зубрёнок» – это круг общения друзей и единомышленников, энциклопедия детского отдых. Кстати, энциклопедия – в переводе «круг обучения».

 

Итак, а не поиграть ли нам в… «Зубрёнок»?


 

ГЛАВА 2. КРУГ ВОПРОСОВ

(описание структуры проекта)

Проект «Вокруг ЛЕТА» состоит из трёх основных ЧАСТЕЙ, элементов:

 

1. Большая игра.

2. Дела.

3. Творческие задания (ТЗ) и Игровые ситуации.

 

БОЛЬШАЯ ИГРА

 

Творческое соревнование называется конкурсом, спортивное – единоборством, состязанием. Словесные, коммуникативные единоборства именуют дебатами, ток-шоу. Все эти форматы имеют определённое ограничение по времени: как правило, они продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Но есть соревнования, которые длятся дольше. Это сюжетно-ролевые игры (большая игра). Основной показатель такой игры – соревнование продолжается всю смену, объединяет иные конкурсы и в конечном итоге определяется лучший отряд. Заслуживает внимание и тот факт, что данная форма аккумулирует в себя самые эффективные способы развития деловых качеств (т.е. развитие лидерских качеств). Среда, в которой формируются сюжеты проекта, обозначаем как игровой контекст.

Итак, большая игра – это сюжетно-ролевое, творческое соревнование между отрядами, которое продолжается всю смену. Соревнование осуществляется по различным позициям (видам деятельности). Как правило, спортивные победы не учитываются, они проходят по иной номинации (лучший спортивный отряд).

 

ДЕЛО

Представляет собой относительно ограниченную по месту и по времени форму взаимодействия между детьми и взрослыми, которая позволяет решать определенные воспитательные задачи. Дело – это то, где участвует весь отряд. Дело – это то, что готовится взрослыми совместно с детьми, в отличие от мероприятия, где педагоги, как правило, готовят нечто для детей. В проекте дела подразделяются на:

 

1. Презентационные и итоговые (старт-игра, итог-игра).

2. По степени участия: игровые программы и демонстрационные.

3. По месту проведения: уличные и не-уличные

4. Уличные, в свою очередь, бывают:

станционные игры, игры-ярмарки, квесты, пляжные игры.

 

5. По времени проведения: дневные и вечерние.

Дело – это коллективное, как правило, творческое, совместное действие, участие всего отряда:

желательно, обязательно или

обязательно по желанию!

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Предполагают выполнение условий того или иного творческого поручения. Уровень реализации – индивидуальный, микрогрупповой (2-3 человека), групповой (4 и более). Зачастую используется такое условие: изготовить поделку из заранее оговоренного материала.

 

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

Это – игра малой интенсивности, которая, в отличие от задания, конкурса не является модульной, т.е. привязана к какому-нибудь делу, конкурсу, форме.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: