В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
уро вень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий | Правильно выполнено не менее 1/2 заданий | Не выполнено более половины заданий |
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощьюкоторых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
• коммуникативныеумения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательнои связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
• языковые навыки илисоблюдение в речи норм литературного языка;
• навыки правописания— орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.
Примерный объем текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Подробное изложение (количество слов | | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-350 | 350-450 |
Классное сочинение (количество страниц) | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-3 | 3-4 |
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе. В 10-11 -х классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
|
Таблица 5 Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание | Речевое оформление | Грамотность |
— соответствие содержания работы заявленной теме; — полнота раскрытия темы; — наличие фактических ошибок; — последовательность изложения | — разнообразие лексики и грамматического строя речи; — стилевое единство и выразительность речи; — число речевых недочетов | Число допущенных ошибок — орфографических; — пунктуационных; — грамматических |
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка — это нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет— эо скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задач речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
|
Речевыми недочетами можно считать:
—повторение одного и того же слова;
—однообразие словарных конструкций;
—неудачный порядок слов;
—различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.
Таблица 6 Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначе-нии времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат | —нарушение последовательности в высказывании; —отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; —неоправданное повторение высказанной ранее мысли; —раздробление одной микротемы другой микротемой; —несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимыхчастей; —перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица |
Речевые ошибки
|
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою
очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;
реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не дол
жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней,
и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два
парня: Левин и Вронский;
• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, напри
мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
• смешение лексики разных исторических эпох;
• употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
• бедность и однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел
в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
• стилистически неоправданное повторение слов:
• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
• неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.