Оценка дополнительного задания к диктанту




В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представ­ленными в таблице 3.

Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка «5» «4» «3» «2»
уро вень выполнения задания Все задания выполнены верно Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий Правильно выполнено не менее 1/2 заданий Не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплекс­ные работы, с помощьюкоторых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

• коммуникативныеумения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить ма­териал последовательнои связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

• языковые навыки илисоблюдение в речи норм литературного языка;

• навыки правописания— орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.

Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Подробное изложение (количество слов | 100-150 150-200 200-250 250-350 350-450
Классное сочинение (количество страниц) 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-3 3-4

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое офор­мление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается от­меткой по литературе. В 10-11 -х классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по лите­ратуре и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Таблица 5 Критерии оценивания сочинений и изложений


Содержание Речевое оформление Грамотность
— соответствие содержания работы заявленной теме; — полнота раскрытия темы; — наличие фактических ошибок; — последовательность изложения — разнообразие лексики и грамматического строя речи; — стилевое единство и выразительность речи; — число речевых недочетов Число допущенных ошибок — орфографических; — пунктуационных; — грамматических
 

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибка — это нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».

Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет— эо скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задач речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

—повторение одного и того же слова;

—однообразие словарных конструкций;

—неудачный порядок слов;

—различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.

Таблица 6 Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста в обозначе-нии времени, места собы­тий, последовательности действий, причинно-следственных связей.   В сочинении: искажение имевших место собы­тий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат —нарушение последовательности в высказывании; —отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; —неоправданное повторение высказанной ранее мысли; —раздробление одной микротемы другой микротемой; —несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимыхчастей; —перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою

очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;
реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не дол­
жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней,
и терпеливо ждет конца
(о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характе­ра; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два
парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, напри­
мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

• смешение лексики разных исторических эпох;

• употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

• бедность и однообразие синтаксических конструкций;

• нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел
в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

• стилистически неоправданное повторение слов:

• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

• неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: