Теоретический вопрос №40




Теоретический вопрос №9

 

Определите действия Конституции Республики Беларусь, порядок её изменения и дополнения.

 

Ответ на теоретический вопрос №9:

 

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования.

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.).

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. I Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Было провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси, отменена частная собственностью на землю, стали национальным достоянием образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия, введена всеобщая трудовая повинность.

Были и прогрессивные нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения. Закреплялось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности.

Конституция 1927 г. на первый план также ставила права трудящегося. «Не трудящиеся» лишались ряда прав, например проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 г. В ней были отражены факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отмена ограничений избирательных прав «не трудящихся»; равенство граждан. В целом расширен круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы обеспечения неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы на практике.

Четвертая Конституция БССР была принята 13 апреля 1978 г. Верховным Советом БССР. К этому времени в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой провозглашалось построение развитого социализма и общенародного государства. По существу эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существу были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. Следует отметить, что Конституция 1978 г. после десяти лет действия (1989—1990) претерпела некоторые существенные изменения. Так, в 1989 г. в нее были внесены значительные изменения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 г. были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, что привело к ликвидации монополии компартии на власть.

Заслуживает внимания история подготовки и принятия Конституции 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь 22 июня 1990 г. принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После подготовки проектов на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект Конституции был уже готов к середине 1991 г. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета 11 ноября 1991 г. С докладом по проекту новой Конституции на сессии выступил заместитель Председателя Верховного Совета, руководитель рабочей группы В. И. Шолодонов, который дал развернутую характеристику проекта, раскрыл содержание проведенной работы, отметил, что в процессе подготовки проекта было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

Обсуждение представленного документа было весьма острым и заинтересованным. Следует отметить, что, несмотря на множество замечаний по проекту, высказанных депутатами, существенной критики по структуре проекта не прозвучало. Самые острые разногласия между представителями различных политических течений возникли относительно того, какой должна быть наша республика — президентской или парламентской, а также о профессиональном статусе депутата, т. е. работают ли они только в Парламенте или совмещают свои депутатские обязанности с производственной и учебной деятельностью, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Широкая дискуссия также развернулась относительно закрепления в Конституции государственности белорусского языка, возможности придания такого же статуса русскому языку. Если другие поднятые проблемы в ходе дальнейшей работы были достаточно легко решены, по ним были найдены оптимальные варианты решений, то отмеченный круг вопросов оставался до самой последней сессии, когда в итоге и была принята Конституция, весьма острым, вызывающим много критики и взаимных обвинений депутатов.

Верховный Совет 11 ноября 1991 г. принял постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для народного обсуждения, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь.

К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны, в Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, по радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов в целом одобрительно отнеслись к проекту.

По сравнению с седьмой сессией проект, представленный на десятую сессию, претерпел существенные изменения. Более четкое содержание получил разд. I «Основы конституционного строя» и прежде всего положения, связанные с закреплением государственного суверенитета, народовластия, некоторых иных институтов демократии, статуса белорусского языка. В разд. II «Личность, общество, государство» с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, собственного исторического опыта были уточнены формулировки, относящиеся к правам, свободам и обязанностям граждан. Уделено особое внимание не только личным, политическим правам и свободам, но и социально-экономическим правам, особенно тем, которые вызвали наибольшую заинтересованность граждан в процессе обсуждения проекта, праву на труд, жилище, образование, медицинское об служивание. Претерпели существенные изменения другие разделы и главы проекта, при этом хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Не отказываясь от провозглашенного принципа разделения властей, Конституционная комиссия представила на десятую сессию проект, где предусматривалась парламентская республика (Президент — Глава государства, при этом он не осуществляет руководство исполнительной властью).

Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

Этим же постановлением был утвержден один из важнейших документов, позволивших дисциплинировать работу над проектом Основного Закона и ввести ее в единое русло, — «Порядок завершения работы над проектом новой Конституции Республики Беларусь». По существу, после двух с половиной лет работы был принят специальный регламент деятельности Конституционной комиссии, нормы которого были выше по своей значимости, чем нормы Временного регламента Верховного Совета. В дальнейшем все депутаты неукоснительно придерживались той процедуры, которая была закреплена в нем.

Завершила работу над проектом Основного Закона тринадцатая сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993 г. К этому моменту большинство статей уже было принято необходимым квалифицированным большинством, выявлено отношение депутатов к организации государственной власти как на республиканском, так и местном уровне, хотя еще некоторые вопросы в этой части оставались.

Историческое решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994г. Законом о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь ее подписание было поручено Председателю Верховного Совета. Состоялось это событие в торжественной обстановке 28 марта 1994 г. на заседании Президиума Верховного Совета. В республиканских газетах Конституция была опубликована 30 марта 1994 г. и с этого момента вступила в действие. День принятия Конституции — 15 марта — объявлен праздничным.

 

Теоретический вопрос №40

 

Дайте понятие и охарактеризуйте органы и систему государственной власти в Республики Беларусь.

 

Ответ на теоретический вопрос №40:

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке. К основным признакам государственного органа можно отнести следующие: — каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями; — орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент); — каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке; — каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции; — каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь. Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов. Классификация государственных органов. 1. По территории действия выделяют: — республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь); — местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет). 2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют: — законодательные органы; — исполнительные органы; — судебные органы. 3. В зависимости от порядка образования определяют: — избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь); — назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь). 4. В зависимости от своего организационного устройства существуют: — коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь); — едино начальные органы (Президент Республики Беларусь). Все государственные органы можно разделить на две большие группы: 1. органы государственной власти: 1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь); 2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти; 3) другие органы государственной власти.

Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района). С учетом этого неправильным является употребление в правовых актах, литературе словосочетания “органы государственной власти и управления”.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции). По существу, мы можем говорить о еще одной мощной ветви власти.

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа (см. ст. 90 Конституции). К представительным органам следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов.

Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы.

Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, т.е. все остальные правовые акты должны им соответствовать.

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который занимает особое место в системе государственной власти в силу того, что он сочетает осуществление функций Главы государства и, исходя из анализа конституционных норм, также и главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства.

К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию

Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.

По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, т.е. ведающие многими отраслями, и специальной компетенции, т.е. ведающие отдельными отраслями деятельности. К органам первой группы можно отнести Правительство, исполнительные комитеты, ко второй – министерства, государственные комитеты, отдельные ведомства. Органы, относящиеся ко второй группе, в свою очередь подразделяются на отраслевые (ведают отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление, например, государственные комитеты).

По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные (осуществляют свои полномочия посредством принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа, например, Правительство, исполнительный комитет) и едино начальные, когда от имени этого органа выступает одно лицо (например, министр).

Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство (например, председатель исполнительного комитета и его заместители, коллегиальный орган – исполнительный комитет и аппарат органа исполнительной власти).

Органы судебной власти. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно Кодексу "О судоустройстве и статусе судей" в Республике Беларусь к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов возможно создание соответствующих специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и другие.

Кодекс наряду с системой судов, организацией их деятельности, определил задачу судов, закрепил принципы отправления правосудия, статус судей.

После проведенного в ноябре 1996 года референдума в главу 6 “Суд” Конституции включен Конституционный Суд.

Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права и где среди главных его источников является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Особое место в системе органов государственной власти занимает прокуратура. Действующее законодательство определяет задачи и правовой статус органов прокуратуры. Конституция и Закон “О прокуратуре Республики Беларусь” определяет цели и направления деятельности прокуратуры. Ее деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

В соответствии со статьей 125 Конституции она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Обязанность по осуществлению такого надзора возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему. Ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, назначаемый на должность Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

 

Согласно закону, система органов Прокуратуры Республики Беларусь состоит из Генеральной прокуратуры, которая является центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонных прокуратур, а также специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, прокуратур районов (городов), межрайонных прокуратур.

Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, должны составлять определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти. Только в этом случае исключаются пробелы в осуществлении властных полномочий, исключается дублирование органами друг друга.

Не всякая совокупность государственных органов образует систему. Для системы государственных органов характерно:

- целостность,

- приоритет общего над частным,

- взаимосвязь и взаимозависимость.

Поэтому под системой органов государственной власти следует понимать целостную, внутренне взаимосвязанную и сбалансированную, оптимально необходимую совокупность органов государственной власти, призванных реализовывать функции государства.

 

 

Задача

Вариант №9

 

Дайте правовую оценку предложенной ситуации:

Красносельский расположен в Гродненской области рядом с цементным заводом «Красносельскстройматериалы». В Красносельском проживает 600 человек. Волковыск является древним городом, основанным в 1005 году. В нём расположены завод литейного оборудования, завод металлических изделий, завод мясной, молочной, консервной промышленности, 2 дома культуры, 11 библиотек, 3 больницы, 9 школ, 25 детских садов.

Численность населения Волковыска составляет 49 тысяч человек.

К каким категориям населённых пунктов относятся выше названые объекты?

 

Ответ на задачу варианта №9:

Закон РБ Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь

Статья 8. Населенные пункты

Населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от:

численности населения;

уровня развития и специализации производственной и социальной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к городам областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, имеющие промышленные, коммунальные, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации. В отдельных случаях к курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, объектах строительства, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

хутора – населенные пункты, не отнесенные к агрогородкам, деревням или поселкам.

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр, как правило, размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается, как правило, в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

30 апреля 1958 года деревня Красное Село преобразована в рабочий посёлок Красносельский. С 15 января 1963 года по 27 января 1965 года посёлок находился в подчинении Гродненского промышленного обкома, затем — в районном подчинении. 24 июня 1968 года преобразован в городской посёлок.

Волковыск является городом, из-за большого количество населения и с хорошо развитой инфраструктурой, что определяет Закон РБ Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь.

 

Материал взят с источников: pravo.by, wiki2.org, kodeksy-by.org, учебник Конституционное право Республики Беларусь В понятиях и схемах А.И Сухарковой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: