Критерии достижения результата




٠ Приобретение умения самоконтроля и объективной оценки своих достижений;

٠ Возникновение стремления к приобретению нового знания

٠ Автономность учащихся в организации учебной деятельности

На основе критериев были отобраны в научно-методической литературе и разработаны диагностические материалы, с помощью которых в ходе педагогического наблюдения можно идентифицировать наличие развиваемых качеств личности у учащихся (табл. 1).

Таблица 1. Диагностические материалы для выявления уровня развития рефлексии в учебной деятельности

Исходное качество Слагаемые компоненты Уровни развития Диагностируемые признаки
Интеллектуальная готовность и способность к самообразованию Способность к самоанализу, самооценке   Не способен оценить свою деятельность даже по просьбе учителя
  Анализирует и оценивает свою деятельность по просьбе учителя
  Анализирует и оценивает свою деятельность периодически независимо от учителя
  Систематически анализирует и оценивает собственную деятельность независимо от учителя
Готовность к приобретению нового знания   Отсутствует познавательный интерес, на уроке чаще пассивен, отказывается от участия в различных интеллектуальных состязаниях.
  Любит узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета, задает уточняющие вопросы, соглашается на участие в различных интеллектуальных состязаниях.
  Иногда интересуется источниками и средствами для получения дополнительного знания, демонстрирует более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, выходящие за рамки изучаемого на уроке, предлагает свое участие в конференциях, олимпиадах
  Всегда интересуется способами получения дополнительной информации, систематически участвует в интеллектуальных состязаниях, часто добивается положительных результатов, обычно не останавливается на достигнутом.

Содержание проекта

Концептуальные основания заявленной системы работы:

u Формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у обучающихся (Котова Г. Б.) [3]

u Развивающее обучение в технологии Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [4]

u Самоконтроль - важнейший компонент продуктивной учебной деятельности (Волявко Д.Н) [5]

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Существуют две формы самоконтроля:
1. внешняя (осознаваемая) произвольная;
2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведён до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Для реализации первой из заявленных задач необходимо было выявить особенности обучаемого контингента. Моя педагогическая деятельность проходит с 2014 года в СОШ №7 г.о. Коломна. Специфика работы нашей школы позволяет работать на одной параллели. Реализация обучения химии осуществляется на базовом курсе. (табл.2). Проект рассчитан на 5 лет.

Таблица 2. Обучаемый контингент и уровни реализации обучения химии

Учебные года Классы
2014/15 7, 8, 9, 10, 11
2015/16 7, 8, 9, 10, 11
2016/17 (в перспективе) 7 «а», 7 «б», 8, 9, 10, 11
2017/18 (в перспективе) 7 «а», 7 «б», 8 «а», 8 «б», 9, 10, 11
2018/19 (в перспективе) 7,8 «а», 8 «б», 9 «а», 9 «б»,, 10, 11

 

Обучение химии осуществляется на базовом уровне с помощью УМК О.С. Габриеляна, в пропедевтическом классе: 7 класс - авторская модифицированная программа. Для реализации курса химии на базовом уровне имеется полноценная материальная база: реактивы, лабораторное оборудование, печатные издания, видео- и медиотеки, компьютер, проекционная техника, интерактивная доска. В кабинете имеется большое количество разработанного дидактического материала: инструктивные карточки для организации самостоятельной работы на уроке, инструктивные карточки для практических работ, карточки с дифференцированными заданиями, задания в тестовой форме и т.д. За год работы в СОШ №7 был осуществлен выпуск учащихся в 2014/15 учебном году, результаты представлены в соответствующей части проекта.

Рассмотрим особенности обучаемых на примере учащихся 9 класса (рис.1). В классе обучается 26 человек. По результатам вводной диагностики выявлено, что 35% учащихся имеет низкий уровень мотивации достижений [6] и 65% учащихся являются «зависимыми» в учебной деятельности [6].

  Рис.1
 
 

. Результаты вводной диагностики мотивации к обучению учащихся 9 класса 2014/15 учебный год

 

В классе преобладают ученики (70%), которые способны проанализировать по просьбе учителя и не всегда адекватно оценить свою деятельность (рис. 3). Большинство учащихся (70%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время (рис.4).

 
 

 

Рис. 3. Вводная диагностика способности учащихся 9 класса к самоанализу

 
 

 

 

Рис. 4. Вводная диагностика готовности учащихся 9 класса к

приобретению нового знания (2014/15 г.)

 

 

Важным этапом в организации процесса обучения является структурирование содержания школьного курса химии. Основные подходы к структурированию учебного содержания, используемые чаще всего в работе, отражены в таблице 3.

Таблица 3. Принципы структурирования учебного содержания

Принцип Сущность принципа Структурообразующий элемент Механизм предъявления
Проблемный Выявление в содержании комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема (противоречие между знанием и незнанием; несоответствие некоторых фактов существующим теориям и т.д.) Моделирование проблемных ситуаций
Системный Выявление иерархии, принципов существования и многофункциональности связей между элементами рассматриваемых объектов и процессов Химический объект и химический процесс как система Логическая схематизация
Интегрированный Выявление в содержании опорных знаний, связанных с другими науками Общенаучные понятия, законы, идеи, методы познания, виды деятельности установление межпредметных связей, выявление аналогий, философское осмысление
Прикладной Отражение в содержании: § прикладных знаний, раскрывающих применение принципов и закономерностей химии в различных отраслях экономики; § утилитарных знаний, предназначенных для применения в повседневной жизни Химические процессы, лежащие в основе производств, возникновения экологических проблем презентация творческих заданий   опора на субъектный опыт
Дифференцированный Распределение содержания по степени сложности Элементы знания различного познавательного потенциала Разноуровневая деятельность

 

Специфика реализации заявленной системы работы находит отражение в тематическом планировании наряду с другими разделами содержания самоконтроля и взаимоконтроля учащихся (приложение 1).

Одним из важнейших условий включения учащихся в деятельность самоконтроля и взаимоконтроля, является их активность на всех этапах урока и изучения темы. Поэтому много внимания уделяется стимулированию мотивации учащихся. Основные используемые приемы мотивации отражены в таблице 4.

Таблица 4. Приемы мотивации, используемые при реализации проекта

Факторы Характеристика факторов, способствующих формированию мотивов
Отбор содержания деятельности Ø Интересная, оригинальная подача содержания Ø Личностная значимость для субъекта усвоения содержания Ø Высокая потребность во владении этим содержанием
Разновидность деятельности Ø Проблемность Ø Возможность проявления активности и самостоятельности в выборе способа деятельности(сравнение с эталоном, составление индуктивной карта, т.д.) Ø Творческое выполнение работы Ø Наличие соревновательных элементов
Побуждающие и стимулирующие приёмы Ø Позитивное эмоциональное отношение к учебной деятельности.(одобрение, похвала) Ø Успешность результатов деятельности Ø Поощрительные методы(рейтинговая система при проведении учетов знаний)

 

Для описания реализуемой технологии развития ученического самоконтроля и взаимоконтроля представлен разработанный обобщенный алгоритм организационных действий на всех этапах изучения темы (таблица 5). В начале изучения каждой темы учащиеся либо совместно с учителем, либо в группе, либо индивидуально прогнозируют возможные результаты обучения, выявляя конкретные знания и умения, которыми они должны овладеть. Чтобы сделать этот процесс осознанным, используется матрица, в которой учащиеся идентифицируют значимые элементы знаний изучаемой темы, преломляя их через важнейшие теоретические вопросы химии, по мере заполнения матрицы знаний. Пример такой матрицы представлен в приложении 2. Это позволяет с одной стороны, избежать формальной постановки целей перед изучением новой темы, приобщить учащихся к самостоятельному формулированию целей и ознакомить их с критериями для самоконтроля и взаимоконтроля в дальнейшем. С другой стороны, преломление через содержание конкретной темы, важнейших теоретических вопросов химии, позволяет формировать обобщенные химические знания. Благодаря этому впоследствии многие ученики способны самостоятельно обозначить круг вопросов, который будет рассматриваться в рамках конкретной темы.

Таблица 5. Содержание самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в рамках темы

 

Этапы изучения темы Типы уроков Содержание самоконтроля Содержание взаимоконтроля Используемые средства мониторинга ученического самоконтроля и взаимоконтроля
Вводный вводная лекция, урок актуализации знаний Прием доказательств Использование плана ответа матрица знаний и умений
Изложение нового материала проблемная лекция, урок- дискуссия Учебное комментирование написания текста, (решения задачи, химической реакции)   Прием нового поиска решения задачи сигнальные листы задания самоконтроля и взаимоконтроля
Систематизация знаний и отработка умений урок-практикум,урок-консультация, урок-практическая работа Саморедактирование собственной работы, сопоставление своей работы с образцом Взаимоконтроль по собственной инициативе задания самоконтроля и взаимоконтроля
Контроль знаний и умений урок-практикум, урок-зачет Оценочная шкала Взаимная проверка устных ответов, письменных работ диагностические контрольные работы задания самоконтроля и взаимоконтроля

 

 

В дальнейшем на этапе изучения нового материала учащиеся контролируют процесс с помощью разработанного комплекса средств мониторинга ученического самоконтроля и взаимоконтроля – это рефлексивные карточки, сигнальные листы, задания направленные на формирование навыков самоконтроля, они обозначены сноской: «Проверь себя!», и направленные на формирование взаимоконтроля и обозначены сноской: «Проверь соседа!» листы индивидуальных достижений. Примеры представлены в приложении 3. В ходе самоконтроля и взаимоконтроля, так и в ходе внешнего контроля (учитель) осуществляется рефлексия (приложение 4). На этапе систематизации знаний и отработки умений учащиеся на основе заданий самоконтроля, взаимоконтроля и рефлексии имеют возможность осознанно готовиться к урокам-практикумам и зачетам. К уроку-практикуму, который чаще всего бывает в конце каждой темы, учащиеся составляют опорную план-карточку. Это обобщенная схема изученной темы, в которой необходимо указать важнейшие элементы знаний во взаимосвязи. Опорная план-карточка может быть представлена в виде логической схемы, таблицы, логической цепочки понятий. В ходе проверки анкет рефлексии, выявляются вопросы, которые недостаточно усвоены учащимися, в дальнейшем происходит корректировка знаний, умений, навыков. (ЗУН). В конце каждой темы предлагается контрольная работа или итоговый тест. Предварительно учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и заданий, которые выносятся на проверку (приложение 5). Большинство текстов заданий тестов и контрольных работ составлены с дифференцированным подходом и шкалой оценивания, что позволяет предположить учащемуся степень выполнения работы и результаты оценивания работы. Примеры контролирующих материалов для 9 класса приводятся в приложении 6. После выполнения итоговой работы производится подробный анализ контрольной работы или итогового теста (приложение 7) и сравнение с листом самооценки учащегося.

Подводя итоги реализации 1 года проекта, можно сделать вывод, что данный проект имеет положительный результат. В результате использования различных методов самоконтроля и взаимоконтроля повысился интерес учащихся к химии, так как повышается «качество знаний» по предмету, которое составляет 76%. Возросло количество ребят, которые участвуют в творческих и интеллектуальных конкурсах, больше ребят принимает участие в дистанционных олимпиадах и телекоммуникационных проектах разного уровня. Регулярное использование информационных технологий, заданий самоконтроля и взаимоконтроля на уроке обеспечивает усвоение материала учащимися на более высоком уровне, способствует развитию мотивации к учебно-познавательной деятельности, овладению коммуникативной навыками.

Таким образом, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, необходимо: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.

 

 

Литература

u Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Academia, 2004.

u Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис. – М.: Просвещение

u Формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у обучающихся / Пособие для учителей / Котова Г. Б. - М.:Просвещение, 2011.

u Развивающее обучение в технологии Д. Б/ Пособие для учителей [Текст]/ Эльконин В. В. Давыдов - М.:Просвещение, 2006

u Самоконтроль - важнейший компонент продуктивной учебной деятельности/ [Текст]/ Волявко Д.Н.М.:Вентана-Граф, 2009.

u Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Петербург, 1999. – 712 с.

u Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001,

u Тест мотивации достижений www.psytest.ru/produkt_15.html

u Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. — М., Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Педагогика, 1981.

u Газман О.С., Харитонова Н.Е. Воспитательные возможности коллективной игры // учительская газета 13.06.1985.

u Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.

u Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

u Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

u Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 2013.

u Педагогика. И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999.

u Ю.Д. Третьяков, Ю.Г. Метлин. «Основы общей химии». Москва. Просвещение. 2000. с. 92-98.1964.

u Дидактические игры при обучении химии/ Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2012.

u Интеллектуальные игры по химии/ С.М. Курганский — М.:5 за знания, 2013 (Методическая библиотека).

u Рабочая тетрадь/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков — Химия 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна - М.:Дрофа, 2013.

u Кабардин О.Ф. И др. Задания для контроля знаний учащихся в средней школе: Дидактический материал. Пособие для учителей [Текст]/ ГО.Ф. Кабардина, С.И. Кабардина - - М.:Просвещение, 2000.

u

 

 

Приложения

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: