Шмалий Владислав РиСОТ/б-19-1о




1) Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[3]. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

2) Игра всегда направлена на себя, и творческая активность в данном случае, как, впрочем, и в других, является моментом саморазвития субъекта, тогда как труд, особенно механический, не имеет столь ярко выраженной свободы. Значит, игра субъективна по форме. Но она мотивируется материально-практической деятельностью человека. И потому по содержанию игра абсолютно объективна и представляет собой относительно самостоятельный вид и форму деятельности.

3) Основоположник педагогической науки Я. А. Коменский большое значение придавал формированию системы физических упражнений, увязанных с уроками по теоретическим предметам. Среди подвижных детских игр он выделял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии с тре-

бованиями военной подготовки того времени - бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо, В педагогике Коменского роль игр не ограничивалась физической подготовкой, они выполняли важную функцию в духовном и эстетическом воспитании, В учебных заведениях внедрялась гуманистическая педагогика-этика физической культуры, которая оказала большое влияние на разработку норм проведения соревнований, нацеленных на достижение высоких результатов. Он учил детей быть честным в игре, не использовать уловки, обманы, чтобы игра не превращалась в фактор задора между ними.

К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания, Игру ребенка он рассматривал как единое, природное целое, т. с. ребенок без игры или игра без ребенка не может существовать. Он отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности [5].

Исходя из жизненных условий, реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит перед учителями и воспитателями задачи:

- организовывать ежедневные занятия физической культурой и спортом в учебное и вне учебное время, создавать для этого необходимые условия;

- во всех учебно-воспитательных учреждениях строить спортивные залы, площадки, хорошо оснащенные оборудованием и инвентарем.

Следует отметить, что и народные подвижные игры, и другие виды народных физических упражнений не только всесторонне развивают физическое тело (организм) человека, но и влияют на формирование его как личности. Игровая деятельность характеризуется не только физическими показателями и физиологическими изменениями в организме, но и психическими процессами, имеет свою эмоциональную модель поведения.

4) Игровой метод.

Основу этого метода составляет определенным обра­зом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенны­ми способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" орга­низация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша).

В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. От­сюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению са­мостоятельности, инициативы, находчивости. (Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова, 1997) Одной из существенных черт игрового метода является, то что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкива­ются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

 

5) По игре ребёнка можно судить о его интересах, на что он оюращает внимание.

Понимание ребенка о происходящем и отношение к увиденному

Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия — способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций. Сам характер организации игры, ее сюжет, реплики детей, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают их внутренний мир. По тому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, как находит выход из трудного положения, наблюдательные взрослые могут многое узнать о его характере. Чем сильнее меняется характер ребенка, тем более меняются стиль и содержание игры, ибо и то и другое находится в зависимости от окружающей среды.

6) Изучение игры как приема и метода обучения, особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы и в методах обучения, и с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения. В связи с этим будет уместно вспомнить слова К. Д. Ушинского, который, хорошо осознавая необходимость использования игры как приема в учении, все же активно выступал против так называемого игрового обучения и сведения всего первоначального обучения к игре. Такое "играющее учение" расслабляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. По мнению О.С.Газмана (1988), в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!" Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!" Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат — "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! — надо — могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

7) Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

8) Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и

результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить

полную характеристику ее возраста.

9) Принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности составляют методическую основу дидактики и потому имеют непосредственное отношение к методике проведения школьных уроков физической культуры, где процессы обучения и направленного развития занимают ведущее место. Каждый из названных принципов имеет свое место для реализации в ходе планирования учебно-воспитательного процесса и в процессе обучения, методика которого подбирается с учетом конкретно поставленных задач, возраста детей и их подготовленности. Отдельно выделим современные принципы школьного физического воспитания: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего развития и воспитывающего обучения, которые объединяют в себе закономерности построения процессов обучения, развития и воспитания.

 

 

10)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: