Вся Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Вера в Аллаха включает в себя 4 вещи:
Первое: Вера в существование Аллаха Всевышнего.
На его существование указывает: естественное состояние (фитра), разум, шариат, чувства.
• 1. Что касается фитры, то она указывает на существование Всевышнего: ведь каждое создание, создано верующим в своего создателя, дажн если этому не предшествует размышление, или познание, и не отклоняется от этой веры пикто, кроме того, на чье сердце повлияло что-то, что сбило с нее; потому что, Пророк, да благословит егь Аллах и приветствует, сказал: "И каждый младенец рождается на фитре (естественной вере), а его родители делают из него иудея, или христианина, или зороастрийца" (Передал Аль Бухари, 1319).
• 2. Что касается указания разума на существование Аллаха Всевышнего, то все эти создания, которые существовали или будут существовать, у них обязательно должен быть создатель, который их сотворил, т.к они не могут появиться случайно.
Они не могут создать самих себя, потому что вещь не может создавать себя, потому что до появления она не существовала, так как же она может быть создателем?! И не может появиться случайно, потому что, у каждого действия есть тот, кто совершает его, этот изумительный порядок, эта гармония, и связь между причинами и первопричинами, и (связь) между созданиями, то как они друг с другом, не возможно, чтобы все это существовало случайно (спонтанно). Если вещь от самого своего начала существует спонтанно, беспорядочно, как же она упорядочится в процессе своего развития?!
|
Выходит если эти создания не могут сами себя сотворить и не могут появиться случайно (спонтанно); тогда выходит у них есть Создатель, а это Аллах - Господь Миров.
Аллах Всевышний упомянул этот логический довод, это сокрушительное доказательство, когда сказал: "Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?" (Ат Тур, 35), т.е они не созданы без создателя, и сами себя тоже не создали, и становиться ясно, что их создатель Аллах Всевышний, и поэтому, когда Джубейр бин Мутим услышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читает суру ат Тур, и достиг аятов: "Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О, нет! Просто они лишены убежденности. Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?" (Ат Тур, 35-37). Джубейр в это время был многобожником, и он сказал: "Мое сердце чуть было не вылетело, и это было началом имана в его сердце" (Передал Аль Бухари, 4573).
Приведем пример, чтобы отличить понимание: если тебе расскажет какой-нибудь человек о возведенном замке, вокруг которого находятся сады, а между ними текут реки, и в нем полно ковров и кроватей, в нем полно разного рода украшений и этот человек тебе скажет: этот замок и все, что в нем есть из красы создал себя сам, или случайно (спонтанно) появился без всякого создателя; ты бы поспешил опровергнуть его и посчитал лжецом, и посчитал бы его слова глупостью, неужели после этого (кто-то может) утверждать, что этот просторный мир: его земля, небеса, орбиты, состояния, этот изумительный порядок, создал сам себя, или появился случайно без создателя?!
|
• 3. Что касается доводов шариата на существование Аллаха Всевышнего: то все небесные Книги говорят об этом, и то, что пришло в них из справедливых постановлений содержащих в себе благо для созданий, указывает на Мудрого, Господа, Знающего, что является благом для созданий, и то, что пришло (в этих Книгах) из вестей об этой Вселенной, сегодняшняя реальность указывает на их правдивость, все это указывает на то, что все это от Господа, способного создать то, о чем Он сообщил.
• 4. Что касается указания чувств на существование Аллаха; то с двух сторон - первая: то, что Он отвечает взывающим к Нему, и о Его помощи находящимся в тяжелом положении, в это является несокрушительным доказательством на Его существование. Аллах Всевышний сказал: "Помяни также Нуха, который возвал еще раньше. Мы ответили на его мольбу". (Аль Анбия, 76), и Всевышний сказал: "Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам" (Аль Анфаль, 9).
В достоверном сборнике аль Бухари передается от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Воистину бедуин вошел в день джума, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вел проповедь, и сказал: "О, Посланник Аллаха, погибло имущество, голодают семьи, попроси же Аллаха за нас" и он поднял руки и стал просить, и поднялись тучи подобно горам, и до того как он спустился с минбара я увидел как капли дождя скатывались с его бороды - а во вторую пятницу, этот же бедуин встал, или другой, и сказал: "О, Посланник Аллаха, разрушились постройки и утонуло имущество, попроси же Аллаха для нас" и он поднял свои руки, и сказал: "О, Аллах, вокруг нас, но не на нас" и он не указывал на строну, кроме как она рассеивалась" (Передал Бухари, 891).
|
И по сегодняшний день мы видим как просящие (дуа) получают ответ; т.е. кто искренне обращается к Аллаху Всевышнему, и выполнил условия необходимые для того, чтобы получить
ответ.
Вторая сторона: знамения Пророков, которые называются чудесами и которые видели люди, или слышали о них, ясный довод на существование того, кто их послал, а это Аллах Всевышний, потому что это дела сильные человеку, которые показывает Аллах Всевышний для того, чтобы подкрепить Своих Посланников, и помочь им. Пример тому, знамения Мусы, мир ему и благословение Аллаха, когда Аллах Всевышний повелел ему вдарить посохом по морю, он ударил и появилось 12 сухих дорог, а между ними горы из воды, а Аллах Всевышний сказал: "Тогда мы внушили Мусе: "Ударь своим посохом по морю". Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной горе". (аш Шуара, 63).
Второй пример: знамение Исы, да благословит его Аллах и приветствует, когда оживлял мертвых, и выводил их из могил с позволения Аллаха, Аллах Всевышний сказал о нем: "И оживлю мертвых с позволения Аллаха" (Али Имран, 49) и сказал: "И выведешь мертвых с Моего позволения" (Аль Маида, 110).
Третий пример: Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда Курайшиты потребовали у него знамения, и он указал на Луну, и она раскололась на две части, и это видели люди, и об этом слова Аллаха Всевышнего: "Приблизился час и раскололся месяц. Когдаони видят знамение, то отворачиваются и говорят: "Преходящее колдовство!" (Аль Камар, 1-2).
Эти ощущаемые знамения, которые Аллах показывает, подтверждая (правдивость) Своих Посланников и помогая им, являются ясным доводом, указывающим па Его существование.
Второе дело которое включает в себя вера в Аллаха: вера в Его Господство, т.е. в то, что Он один Господь, у которого нет сотоварища и помощника. Господь - это Тот, Кто создает, у Кого власть, повеление, и нет Создателя и Властелина кроме Аллаха, и распоряжения кроме как у Него. Всевышний сказал: "Он творит и повелевает" (сура аль-Араф, аят 53), и сказал: "Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо него, не владеют даже плевой на финиковой косточке" (сура Фатыр, аят 13).
И не известен никто из созданий кто отрицал бы господство Аллаха, пречист Он, кроме гордеца, который не верит в то, что говорит, как это произошло с Фараоном, когда он сказал своему народу: "Я ваш Всевышний Господь" (сура ан-Назиат, аят 24). И сказал: "О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня" (сура аль-Касас, аят 38). Однако это не на основании убеждений, так как Аллах Всевышний сказал: "Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости" (сура ан-Намль, аят 14). Муса, мир ему, сказал Фараону: "Муса сказал: "Ты уже знаешь, что никто иной, а только Господь небез и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель" (сура аль-Исра, аят 102).
Поэтому многобожники признавали господство Аллаха Всевышнего, но вместе с этим придавали Ему сотоварища в поклонении. Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы только знаете?". Они скажут: "Аллаху". Скажи: "Неужели вы не помянете назидание?". Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?". Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?". Скажи: "В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает, от Кого нет защиты, если только вы знаете?". Они скажут: "Аллах". Скажи: "До чего же вы обмануты". (сура аль-Муминун, аяты 84-89). И сказал Аллах Всевышний: "Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?". Они непременно скажут: "Их сотворил Могущественный, Знающий" (сура аз-Зухруф, аят 9). И сказал, пречист Он: "Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах". До чего же они отвращены от истины!" (сура аз-Зухруф, аят 87).
Повеление Аллаха включает в себя вселенское повеление и шариатское, подобно тому как Он управляет вселенной, выносит решение в ней как пожелает, в соответствии со Своей мудростью, подобно этому он правит в нем устанавливая поклонения, и устанавливая отношения, соответственно своей мудрости. И тот, кто взял для себя наряду с Аллахом решение во взаимоотношениях; то он придал сотоварища Аллаху, и не воплотил в жизнь веру.
Третье дело которое включает в себя вера в Аллаха: вера в Его божественность, т. е. в то, что Он Единственный, Истинный Бог, нет у него сотоварища.
Илях (Бог) - означает: ма'люх,т. е. (тот кому поклоняются) с любовью и возвеличиванием. Всевышний сказал: "Ващ Бог - Бог Единственный. Нет Божества, кроме Него, Милостивого, Милующего" (сура аль-Бакара, аят 163), и сказал Всевышний: "Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет Божества кроме Него, Могущественного, Мудрого" (сура Али Имран, аят 18), и каждый кто взят богом наряду с Аллахом, которому поклоняются вместо Него - его божественность ложная. Аллах Всевышний сказал: "Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах Возвышенный, Большой" (сура аль-Хадж, аят 62), и то, что их называют богами, не наделяет их истинной божественностью. Аллах Всевышний сказал (ал-Лят, аль-Узза и Манат): "Они - всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспосылал никакого доказательства" (сура ан-Наджм, аят 23).
В книге Аллаха сказано о Худе, который сказал своему народу: "Неужели вы станете пререкаться со мной относительно имен, которые придумали вы и ваши отцы? Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства" (сура аль-Араф, 71). Также сказано о Йусуфе, мир ему, что он сказал своим товарищам в тюрьме: "О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах же ниспослал о них никакого доказательства" (сура Йусуф, аят 39-40). И поэтому Посланники, мир им и благословение, говорили своим народам: "поклоняйтесь Аллаху, нет у вас иного бога" (сура аль-Араф, аят 59), однако отказались от этого многобожники, и взяли помимо Аллаха богов, которым они поклонялись наряду с Аллахом, пречист Он и возвышен, и просили помощи у них.
Аллах Всевышний указал на ошибочность многобожников взявших этих богов, посредством двух логических доводов.
Первый: в этих богах, которых они взяли нет ничего из божественных особенностей, они создания которые не создают, и не приносят пользы тем, кто поклоняются им, и не защищают их от вреда, они не владеют для не жизнью, ни смертью, они не владеют ни чем из небес, и нет соучастия в этом.Аллах Всевышний сказал: "Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены. Они не властны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением" (сура аль-Фуркан, аят 3). И сказал Всевышний: "Скажи: "Призови тех, кого вы считаете богами наряду с Аллахом". Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле, и не являются совладельцами чего-либо на них и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено" (сура Саба, аят 22-23). И сказал Всевышний: "Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?" (сура аль-Араф, аят 191-192).
Если это состояние этих богов, то взятие их богами является самой большой глупостью, и самой великой ложью.
Второе: те многобожники признавали, что лишь один Аллах Господь, Создатель в Руках которого власть над каждой вещью, Он защищает, и нет защиты от Него, и это влечет за собой то, чтобы уединяли Его в поклонении, подобно тому как уединяют в господстве. Как об этом сказал Всевышний: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь, Он низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не ровняйте с Аллахом сознательно" (сура аль-Бакара, аяты 21-22). И сказал Всевышний: "Если ты спросишь у них: "Кто сотворил их?", они непременно скажут: "Аллах". До чего же они отвращены от истины!" (сура аз-Зухруф, аят 87). И сказал Всевышний: "Скажи: "Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?". Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?". Таков Аллах ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!" (сура Йунус, аят 31-32).
Четвертое дело, которое включает в себя веру в Аллаха: вера в Его имена и атрибуты, т. е. утверждение того, чем описал себя Аллах в Своей Книге, или Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, из имен и атрибутов. Как подобает Его величию, без искажения, отрицания, вопроса "как?" и уподобления. Аллах Всевышний сказал: "У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством них и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали" (сура аль-Араф, аят 180), и сказал Всевышний: "Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый" (сура ар-Рум, аят 27), и сказал Всевышний: "Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий" (сура аш-Шура, аят 11).
В этом деле заблудились две группы:
Одна из них: Муаттьыля - отрицающая имена и атрибуты, или другие из них, которые принимают имена и атрибуты, но при этом их описание Аллаха ведет к уподоблению. То есть уподоблению Аллаха Его созданиям, а это ложное утверждение со следующих сторон:
• Первое: это влечет за собой ложные выводы, как противоречие в словах Аллаха, пречист Он. Аллах описал себя именами и атрибутами, и отрицает, что есть схожесть с ними, и если бы их утверждение влекло бы уподобление, то это привело к противоречию в словах Аллаха, и то, что часть из них делала бы ложной другую.
• Второе: схожесть двух вещей в названии или качествах не указывает на то, что они похожи. Ты видишь двух людей, которые схожи в том, что каждый из них человек слышащий, видящий, говорящий, но это не указывает на то, чтобы они были схожи в таких человеческих качествах как слухе, зрении и речи. Ты видишь, что у животных есть руки, ноги, глаза и схожесть в этих названиях не указывает на то, что их руки, ноги и глаза одинаковы.
И если стала ясна разница между созданиями не смотря на схожесть в названиях и качествах, то разница между Создателем и созданиями более велика.
Вторая группа: Мушаббиха - уподобляющие, которые принимают имена и атрибуты, но вместе с этим уподобляют Аллаха Всевышнего Его созданиям. Утверждая, что на это указывают тексты, то есть Коран и Сунна, потому что Аллах обращается к рабам, так как они понимают. И это ложное утверждение, со следующих сторон:
• Первое: схожесть Аллаха Всевышнего с созданиями это то, на ложность чего указывает разум и шариат, а выводы текстов Книги и Сунны не могут быть ложью.
• Второе: Аллах Всевышний обратился к людям с тем основной смысл чего они понимают, а реальность и сущность которая содержится в этом смысле, то это из того знания о чем известно лишь Аллаху Всевышнему, знание связанное с Его именами и атрибутами.
И если Аллах утвердил в отношении себя, что Он Слышащий, то известно, что в основе это является слухом (а это постижение звуков), однако какова сущность слуха Аллаха Всевышнего не известно, потому что сущность слуха отличается даже между созданиями. А разница между Создателем и созданиями более явная и великая.
И если Аллах Всевышний сообщил о себе, что Он вознесся над Троном, то смысл вознесения в основе известен, однако реальная сущность вознесения, которая присуща Ему нам не известна. Потому что сущность вознесения различна между созданиями. И вознесение на твердо стоящий стул не подобна на вознесению на седло верблюда. И если это вознесение различно в отношении созданий, то разница между Создателем и созданиями более явная и великая.
И вера в Аллаха так как было нами описано дает верующим велики плоды, из них:
• Первое: воплощение единобожия Аллаха Всевышнего в том, чтобы мы не связывали с другим свою надежду, страх и не поклонение.
• Второе: полнота любви к Аллаху Всевышнему, Его возвеличивание в соответствии с тем, чего требуют Его прекрасные имена, и возвышенные атрибуты.
• Третье: воплощение поклонения Ему, делая то, что Он повелел, и остерегаться того, что запретил.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
имам Ахлю-Сунны, «факъих» нашего времени, выдающийся ученый: Мухаммад ибн Са́лих аль-‘Усайми́н (да помилует его Аллах)
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
«Fatawa ulyma ahly sunna»
© vk.com/fatawa.ulama.ahly.sunna