Тропы
(гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)
ГИПЕРБОЛА - преувеличение.
ЛИТОТА – преуменьшение: Небо с овчинку. Мальчик с пальчик.
ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).
ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.
«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?"» Крылов. (слова лисицы ослу)
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)
МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением
Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.
СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)
СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).
ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.
добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;
|
Синтаксические средства
(анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)
АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек».
АНТИТЕЗА - противопоставление.
"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»
ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)
|
ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.
«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
"Жар холодных числ" (А. Блок)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»
УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.
«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще...» (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш... но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)
ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.
"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.