Зал «Гордость и слава Отечества»




(Витрина «Петр Первый»)

Часто для писателей источником вдохновения и исследования служили не исторические события, а реальные лица. Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Самому первому нашему императору выделена целая витрина. Здесь вы можете увидеть его и в официальном облачении императора, и в простой одежде голландского мастерового, и в мундире Преображенского полка: через плечо голубая лента, орденская звезда Андрея Первозванного за победу в Северной войне. А.С. Пушкин во многих своих произведениях рассматривал этого императора: стихотворение «Стансы», незаконченный роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава», поэма «Медный всадник», стихотворение «Пир Петра Первого», исторический труд «История Петра I».

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

В поэме «Медный всадник» Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. Но лучше ли стали жить простые русские люди? Пушкин не забывает, каким тяжелым трудом сотен и тысяч простых людей был построен город. В поэме противопоставлены государство, олицетворенное в Петре I, и человек с его личными, частными переживаниями.

 

(Витрина «Бородино»)

Эпоха Отечественной войны 1812 г. – особый момент в истории – не могла не отразиться в литературе, в том числе и русской. Отечественная война 1812 показала всему миру огромные возможности нашего народа. Идея национальной свободы, национальное самознание стала важной темой русской литературы. Бородинское сражение стало переломным моментом в этой войне. Здесь приходят на ум два ярких произведения: роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Стихотворение Лермонтова посвящено бессмертному народному подвигу. О битве рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. Его образ дан не через портрет или описание, а через его речевую манеру. В «Бородино» поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.

Описание Бородинского сражения передано Л.Н. Толстым с позиций ее участников (Безухова, Болконского), автор видит плохую организацию и ошибки руководства. Хотя война 1812 года воспета Толстым как всенародный подвиг, но она также и осуждена автором: это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

 

(Витрина «ВОВ»)

Данная витрина рассказывает нам о ВОВ. Перед нами маршал Жуков – заметьте, как кукла твердо, уверенно стоит, словно показывает нам волю и мужество этой сильной личности. Это собирательный образ русского солдата - Василий Теркин. Образ этого героя сложился у Твардовского в результате наблюдений реальных военных будней на фронте, где он присутствовал в качестве военного корреспондента. Это обобщенный, но в то же время и глубоко индивидуализированный образ. Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Автор дополняет образ историческими деталями: простреленная немецкая каска и разбиваемые ногой солдата символы нацисткой Германии – орел и свастика.

 

На верхних стендах перед вами императоры и императрицы в парадных одеяниях. Рядом с Елизаветой Петровной Михаил Васильевич Ломоносов. 18 век – век классицизма, в литературе складывается жанр оды, прославляющий бога, монарха или героя. Свои торжественные оды Ломоносов пишет высоким, торжественным языком, как того и требовал новый жанр. В качестве размера избран 4-х стопный ямб.

Восторг внезапный ум пленил,Ведет на верх горы высокой,Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.Внимая нечто, ключ молчит,Которой завсегда журчитИ с шумом вниз с холмов стремится.Лавровы вьются там венцы,Там слух спешит во все концы;Далече дым в полях курится. ( Ода... на взятие Хотина)

Одним из великих писателей является Антон Павлович Чехов. И здесь вы можете увидеть героев его рассказов: Дама с собачкой, доктор Ионыч. Облик куклы практически полностью соответствует описанию, данному писателем. «…он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.… Ее выражение, походка, платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, что ей скучно здесь...»

Перед нами Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Это тургеневская девушка. Для нее характерна тонкая душевная организация, чистота, порядочность, нежность, она наделена умом, искренностью, решительностью. В ряду героинь также Ася из одноименной повести, Елена Стахова из романа «Накануне». Отличие Лизы от других героинь этого типа — в особенной религиозности. Образ Лизы – это воплощение русского национального характера, она, как и пушкинская Татьяна, «русская душою».

В Санкт-Петербурге жили и творили Достоевский, Гоголь, Гончаров, Пушкин. Здесь же жили и их герои.

 

Доходный дом 19 века

Такими домами застроен весь центр города. В Петербурге того времени не разрешалось иметь квартиры в личной собственности. Можно было иметь только целый дом (или несколько домов) и сдавать квартиры внаем. На первом этаже обычно находились магазины, лавки, конторы, питейные заведения. В этом доме – жандармский участок. Внизу также жил дворник, который не только мёл тротуар, но и следил за всем порядком дома. На втором этаже – самые дорогие квартиры – апартаменты. Чем выше, тем дешевле. Электричества не было, водопровода тоже, вот и ютились малообеспеченные слои населения в маленьких комнатах в верхних этажах.

Раскольников из психологического и философского романа «Преступление и наказание», как и сам Достоевский, жил в Петербурге вот в таком доходном доме. В произведении так описано жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. … Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа. Занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову… Перед софой стоял маленький столик».

Не правда ли, зачитанное описание вполне соответствует комнате этого студента?

 

Перенесемся в мир Замоскворечья.

Перед нами Лариса Огудалова — героиня драмы А.Н. Островского «Бесприданница». Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,— завлек ее и бросил. Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих. Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой.

 

Анна из рассказа Чехова «Анна на шее».

 

Перед нами Дама, приятная во всех отношениях из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: «Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, — благо велико, — кто-нибудь носящий его, и непременно рассердится... А потому будем называть даму, к которой приехала гостья, так, как она называлась почти единогласно в городе N, именно дамою приятною во всех отношениях. Это название она приобрела законным образом, ибо, точно, ничего не пожалела, чтобы сделаться любезной в последней степени, хотя, конечно, сквозь любезность прокрадывалась, ух, какая юркая прыть женского характера! и хотя подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка...»

 

Герасим держит на руках собачку Муму из одноименного произведения Тургенева. Кукла сделана просто, из ткани, но она передает нам трагизм всего события, отчаяние, грусть, безысходность героя, его униженное положение. У немого крестьянина только одна радость была на свете, но его положение крепостного раба не позволило ему перечить хозяйке.

 

На коньках катаются Кити и Левин из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Считается, что образ Левина во многом автобиографичен, отражает философские взгляды самого автора (фамилия героя от Лёва, Лев).

 

Череду кукол – ярчайших персонажей русской литературы 19 века продолжает Илья Ильич Обломов из произведения Гончарова. Писатель продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, раскрывая характер героя с помощью обстановки и отдельных предметов. Герой одет в халат.

 

«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата на талии…Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность кани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Таким образом, деталь одежды становится – символом барства, лени, сна, но и восточной созерцательности героя. Он означает и его вехи духовного развития. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к деятельной жизни. Ему приходит мысль: «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». На какое-то время халат исчезает, уступая рубашке. Но когда отношения с Ольгой закончились, вновь появился халат, который новая хозяйка Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, нашла в чулане и почистила его. Обломова все узнают именно по его предмету одежды. Художник в целом придерживается описания халата из романа, то есть делает его широким, с объемными рукавами, чувствуется и то, что халат уже носили долгое время.

 

Нос майора Ковалева Гоголя. Произошло совершенно абсурдное событие, которое не поддается объяснению: нос отделился от майора Ковалева и стал статским советником. В повести написано: «Нос был облачен в шитый золотом мундир и шляпу с плюмажем». Согласитесь, сложно представить себе это событие и этого героя. А вот художник справился с этой задачей, и так выразил образ, придерживаясь авторских характеристик.

Варенька Добросёлова из первого романа Достоевского «Бедные люди». Роман представляет собой переписку Вареньки и Макара Девушкина, живущего по соседству. В личной переписке, рассказывая о чувствах и мыслях героях, об их поведении и способе осмысления мира, Достоевский раскрывает острое и извечное противоречие между человеком и средой.

Акакий Акакиевич Башмачкин – бедный титулярный советник, герой повести Гоголя «Шинель». Кукла являет собой поднятую Пушкиным и развитую Гоголем тему «маленького человека». Нам становится жалко этого героя в его одиночестве и обделенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: