Задания для закрепления материала.




Слово учителя.

Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система.

Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка. Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова, и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков.

На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения ее происхождения и сфер ее употребления. Считается, что словарный состав русского языка сформировался из трех направлений:

-старославянского, исконно русского, и путем заимствований.

Изучив периоды истории русского языка, мы можем определить взаимосвязь русской лексики со старославянскими и исконно русскими корнями. Поясним эту связь.

(Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка, который в свою очередь является «сыном» общеславянского.

Таким образом, русская лексика сохранила в себе черты этих этапов развития языка)

- Можете ли вы сказать, из каких языков пришли слова: рожь, корова, деревня или солод - сладкий …

-По каким признакам вы это определили?

-На уроке мы изучим некоторые из признаков, определяющие происхождение слова. Как правило, они имеют греческое или латинское происхождение.

Давайте вспомним международные словообразовательные элементы и подберем слова с этими элементами (запись в тетради):


авиа…(лат. avis– птица),

гуман…(лат.humanus – человечный),

лабор…(лат.labor - труд, работа),

сан…(лат.sanare – лечить, исцелять),

 

анти…(греч.anti – противо…),

дем…(греч. demos– народ),

эпо…(греч.epos - слово, рассказ),

фил…(греч. philos – друг, любящий).


Признаки заимствованной лексики

1. Греческий язык: фильмотека, телескоп, термометр, параметр и т.д.

2. Тюркский язык: с арафан, сарай, алыча, лапша и др.

3. Во французском конечное ударное -е, -э, -о – и при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж, -яж: жалюзи, павильон, тротуар, силуэт, макияж и т.д.

4. В английском языке (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- -): брифинг, прессинг, пудинг, бюджет, брокер и т.д.

Лексика русского языка со стороны сфер ее употребления.

-Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно от 10000-до 30000 слов. А.С. Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.

-От чего это зависит? (от уровня образованности)

-Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

Однако неумеренное и нередко немотивированное использование диалектных слов в речи засоряет язык и снижает художественную ценность произведения. Писатель должен отобрать наиболее четкие, простые и ясные слова.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное):

Заслонка – печная дверца в виде железного листа с ручкой.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

-Какую важную роль передают диалекты в речи человека?

Обучающиеся: д иалектные слова дают возможность поэту правдивее изобразить действительность, указать на время и место действия. Диалекты могут раскрыть характеры героев, их речь.

-Ребята провели небольшую исследовательскую работу по употреблению диалектизмов, жаргонизмов и арготизмов в своей речи.

И вот к чему пришли:

3% учащихся нашего техникума используют диалектизмы в своей речи

10 % учащихся используют в своей речи арготизмы.

87% учащихся используют жаргонизмы;

Запись в тетрадь.

Диалектизм -слово или оборот речи, употребляемые людьми той или иной местности. Слово или выражение всякого диалекта, территориального или социального, введенное в литературный язык.

Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

В каждой профессии помимо общеупотребительных, используются слова специальные – профессионализмы.

Профессионализмы — это специальные слова, используемые в разговорном обиходе профессионалов.

Профессионализмы являются «неофициальными» названиями специальных явлений и понятий профессии, составляют профессиональный жаргон.

Например, я как математик по образованию и профессии всегда пользовалась математическими терминами: интеграл, дифференциал, уравнение, синус, косинус и т.п.).

Музыканты пользуются, естественно, музыкальными терминами: аккорд, гамма, доминанта, минорный тон.

- Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов: шпора, дай скатать, препод, мастак и т.д.

Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Жаргонизм - слово или жаргонное выражение, которое используется в литературном языке (от французского jargon - говор, тарабарщина, непонятный язык).

Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением.

Например: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет.

Хибара - дом.

Как и любая социальная группа, студенческая аудитория имеет свой жаргон. Студенческий жаргон обладает специфической лексикой и фразеологией, зачастую с фамильярной окраской. Считается, что сленг начал свое существование от сокращений названий предметов. Сегодня жаргонизмы образуются путем переосмысления, переделки и усечения литературных слов. Активную роль в появлении сленга играют и заимствования из иностранных языков.

Студенческий жаргон одинаково распространен как среди учащихся, так и среди преподавателей, преимущественно молодого поколения.

Например: академ – академический отпуск; Аляска – задние ряды в аудитории; шпора– шпаргалка; ботан (заучка) – отличник.

Жаргон по-своему дублирует в «зашифрованной» форме слова; делает речь говорящих на нем непонятной для непосвященных.

Разновидности жаргона: великосветский или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный и пр.

Компьютерный сленг: забанить – заблокировать, блины – диски, мыло – электронная почта, дрова – драйвера, глючит - перестало работать, дрова – драйвера, форточка - оболочка Windows, клава – клавиатура и др.

Студенческий сленг: степуха – стипендия, госы – государственные экзамены, автомат – получение оценки без дачи экзамена, хвосты – невыполненные вовремя задания и т.д.

Сленг врачей: лыжник – держащийся за костыль, непруха – непроходимость кишечника, клиника – клиническая смерть, НЛО – не двигающийся лежащий объект (пациент в коме) и пр.

Молодежный жаргон (сленг): дискач – дискотека, родоки, предки – родители, потрещать – поговорить, музон – музыка и т.д.

Молодежный сленг вряд ли когда-нибудь исчерпает себя. Наоборот, современный сленг молодежи, словарь которого пополняется очень быстро, уже стал средством общения не только друзей и одноклассников.

Во многих семьях молодые родители с детьми общаются такими словами, не считая их испорченными.

Существование и развитие современного молодежного сленга во многом зависит от развития культуры и социального строя, морально-нравственного воспитания и многих других факторов, но всегда нужно помнить, что это низший слой литературной лексики.

- Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления – это диалектные слова, профессиональные слова, просторечные и жаргонизмы).

- Иногда слова ограниченного употребления можно встретить в произведениях художественной литературы.

- Как вы думаете, какова цель их использования? (Для создания речевого колорита, речевой индивидуальности героев).

-Что такое пассивная лексика?

Пассивная лексика - слова, входящие или вышедшие из употребления, но в большинстве своем понятные носителю языка.

- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

1. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы и арготизмы (десница, чадо, уста).

2. Новые слова: неологизмы (красноармеец, компьютер, ноутбук).

Арготизмы – слова, ограниченные в своем употреблении социально, являющиеся эмоционально-экспрессивными эквивалентами стилистически нейтральных слов литературного языка: срезаться – «не выдержать экзамен», хвост – «несданный экзамен», вызубрить – «выучить».

- Какой вывод можно сделать из всего этого? (наша речь засорена жаргонной лексикой).

-Иногда писатели, поэты используют арготизмы, диалектизмы, жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

- Например, Н.В. Гоголь для описания жизни семинаристов в повести «Вий» использовал некоторые жаргонные выражения. Как вы думаете, что обозначает фраза: пробовать крупного гороха (быть наказанным); о тправиться на кондиции (заниматься репетиторством)

Архаизмы –это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать, вежды-веки, ланиты-щёки, ремена-плечи, вия –шея, дружество-дружба, рыбарь-рыбак, зерцало-зеркало, нощь-ночь и т.д.

Обучающиеся предполагают соответствия частей тел, подбирают архаизмам современные слова.

 

Задания для закрепления материала.

Задание 1. Выделите в каждой группе слов слова-архаизмы. Объясните, чем они отличаются от историзмов.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми. 2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный. 3. Шествовать, воздвигнуть, глаголать, внушить. 4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия. 5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6. Грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7. Идеал, пристав, дщерь, стрела. 8. Городовой, дума, копье, уста. 9. Бурса, баллада, наипаче (особенно).

Истори́змы — это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.

Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке: боярин - высший слой общества в Древней Руси, алтын - монета, равная трем копейкам, помещик - землевладелец, относящийся к привилегированному сословию, князь - титул человека, близкого к трону, граф - титул крупного дворянина, онучи - обмотки для ног под сапоги, князь, купец, кольчуга, барин, холоп, смерд, граф, кабак, бурлак, поручик, мушкетёр, булава, палица, верста, аршин, золотник, пуд, фунт, гривенник, кафтан и т.д.

Эти слова остались в исторических трудах, мемуарах и исторических хрониках, в произведениях литературы о прошлом, в старых газетах, а объекты, которые они когда-то обозначали, исчезли.

- В чём отличие между историзмами и архаизмами? (У историзмов нет и, не может быть синонимов, в чем главное отличие историзмов от архаизмов).

-Какие причины послужили исчезновению историзмов? (Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: