Таблица 1 - Качества конкурентоспособной личности
Качества, определяющие личную конкурентоспособность | Краткое содержание качеств |
1) Харизма | данная отдельным людям способность оказывать сильное влияние на других |
2) Характер | способность человека заставлять события происходить |
3) Преданность делу | понятная конкретика результативной работы |
4) Умение общаться | способность через продуктивное общение достигать взаимоприемлемых результатов |
5) Компетентность | профессиональные знания и навыки |
6) Мужество | способность стойко переносить жизненные испытания и кризисы |
7) Проницательность | способность за внешним проявлением видеть сущность |
8) Фокусированность | умение концентрироваться на главном и достигать целей |
9) Щедрость | способность отдавать и делиться с другими чем-либо, не жалея об этом |
10) Умение слушать | способность слушать, чтобы правильно понять других |
11) Инициативность | стремление рождать идеи и создавать новые возможности |
12) Страсть | горячее стремление достигать задуманного |
13) Позитивная установка на результат | внутренняя уверенность, что задуманное можно осуществлять, несмотря на имеющиеся препятствия |
14) Решение проблем | психологическая установка на решение возникающих проблем и трудностей |
15) Взаимоотношения | ориентация на достижение целей через выстраивание продуктивных отношения с другими |
16) Ответственность | способность выполнять принятые на себя обязательства |
17) Уверенность | осознание своей способности совершить необходимые действия и поступки на пути к цели |
18) Самодисциплина | внутренняя организованность, позволяющая поставить «Я» под контроль разума |
19) Готовность служить другим | готовность безмерно осуществлять действия ради других людей |
20) Способность к обучению | понимание, что развитие невозможно без постоянного процесса самообразования |
21) Перспективное видение | способность выработать личную миссию (видение) и организовать свою жизнь по ней |
Карьера – это не только поступательное продвижение человека по служебной лестнице, но и ожидаемые пути самовыражения человека, связанные с удовлетворением потребностей в самоутверждении и самореализации.
|
Таблица 2 - Основные этапы деловой карьеры и их цели
Этап карьеры | Основная цель этапа |
Предварительный этап | определение профессионального пути и его мотивации, составление плана карьерного роста, формирование профессиональной умелости |
Этап становления | развитие профессиональной умелости и деловых качеств личности |
Период продвижения | самовершенствование профессионального мастерства, профессионального творчества и профессионального новаторства |
Этап сохранения | закрепление всех достигнутых результатов с целью их полной реализации в личностном и профессиональном росте, достижение личной и профессиональной зрелости |
Этап завершения | передача профессионального мастерства коллегам |
Кризис в жизни зрелого человека – это сложная эмоциональная ситуация, связанная с мучительным ощущением необходимости изменений в сочетании с неясностью их характера и способов, которая часто сопровождается чувством растерянности, беспомощности, бессилия. Зрелый человек рассматривает кризис как новый виток своего развития, ведущий к самосовершенствованию. Помощь в преодолении кризисов и в адаптации к трудным жизненным ситуациям человеку оказывает воля, которая является не только сознательным регулятором поведения и деятельности, связанным с преодоление внутренних и внешних препятствий, но и определяет силу характера:
|
1) в ситуации, когда любое желание выполнимо, так как внешних и внутренних препятствий нет, воля практически не требуется: желания человека однозначные, эмоции положительные;
2) в ситуации имеются разнообразные внешние и внутренние препятствия; человек понимает, как их исправить, и уверен в своей правоте в силу однозначности потребностей и целей. В данной ситуации требуются незначительные волевые усилия, например, терпение;
3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий. Они связаны с этапами волевого процесса - борьбы мотивов и целей и борьбы мотивов и выбора, так как происходит внутренний конфликт между легким путем достижения цели и этическими принципами человека;
4) в трудном внешнем мире и сложном внутреннем мире требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних конфликтов и объективных препятствий и трудностей. Волевое действие в данном случае выполняет не только регулирующую, но и саморегулирующую функции, так как волевые усилия сознательно принимаются человеком к осуществлению по собственному решению и трансформируются в осознанное, намеренное, целенаправленное действие.
Вопрос 2 Личность и творчество
|
Творчество – это деятельность, в процессе которой создается новое, не существовавшее ранее. В творчестве отражается субъективный образ объективного мира, осознанного человеком. Оно носит проблемно-прогностический характер и является непрерывным процессом: получение конечного продукта творческой деятельности может создать новый творческий замысел и новую идею.
Большое значение в творческой деятельности принадлежит творческому воображению, то есть такому виду воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые идеи и образы. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два вида таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатываются конкретные оригинальные продукты творческой деятельности.
Одним из первых психологов, изучивших данные операции, был Т. Рибо, который назвал их диссоциация и ассоциация. Под диссоциацией он понимал – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Под ассоциацией – создание целостного образа. Рибо считал, что она дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Особой формой воображения является мечта, которая обращена к сфере более или менее отдаленного будущего. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Неожиданное творческое открытие человек может совершить интуитивно. Интуиция – это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска. Для интуиции характерна быстрота, иногда моментальность, формулирования гипотез и понятия решения.
Создавать продукт творчества человеку помогает его творческий потенциал – совокупность возможностей и средств, необходимых для создания новых по содержанию и форме объектов труда. Данный потенциал может находиться в скрытом виде и способен проявиться при определенных условиях. Цель самосовершенствания человека - выявить и раскрыть данный творческий потенциал.
На развитие творческого потенциала личности влияют
1) природные возможности (задатки) человека, которые, развиваясь, становятся способностями. Чем раньше проявляются и развиваются способности, тем быстрее темпы овладения деятельностью. Чем всесторонне развиты способности, тем эффективнее творческий потенциал;
2) гармоничное развитие физического, социального и духовного «Я» человека;
3) деятельность, в которую включен человек (наука, искусство);
4) позитивное отношение к личности в социальной среде и социальном пространстве, поддержка ее инициативы, самостоятельности и креативности.
Творческая личность – это человек, отличающийся стремлением к нестандартным решениям любых жизненных проблем, способностью к полной самореализации в деятельности. У творческого человека преобладает латеральное мышление, то есть размышление вокруг проблемы. Творческий человек эмоционально восприимчив к проблемам добра и зла. Ему свойственны аналитическая оценка окружающего мира, высокая адаптивность к изменениям окружающей среды на основе многовариантного поведения и деятельности. Он способен самостоятельно разрешать внутренние конфликты между желаниями и возможностями. К качествам творческой личности также относятся:
1) подготовленность к действиям в условиях неопределенности и способность к риску;
2) умение учиться на своих и чужих ошибках;
3) умение ценить творческие способности других людей, их творческий потенциал и новаторство;
4) умение формировать творческие группы и руководить ими;
5) отказ от традиционных или нерациональных решений;
6) настойчивость в выполнении задач, систематичность и комплексность в их достижении.
Главный барьер на пути к творчеству – отсутствие мотивации к самостоятельному созданию чего-то нового и оригинального.
Формирование мотивации творчества предполагает учет следующих аспектов: 1) мотивы творческой деятельности должны быть смыслообразующими: придавать деятельности личностный смысл и отражать ценностные ориентации человека; 2) при формировании мотивации творчества необходимо использовать два ее основных механизма: не только предлагать в готовой форме цели, идеалы, стремления и т.д., но и учитывать внутренние, уже сформированные побуждения; 3) необходимо учитывать три основные мотивационных фактора: прямой конечный результат деятельности; мотивацию вознаграждения и привлекательность самого процесса творчества; а также стимулы удовлетворения творчеством: проявление компетентности, уверенности в себе и др.
Формирование творческого потенциала личности в учебной и профессиональной деятельности осуществляется с помощью методов коллективного поиска творческих решений, которые базируются на психолого-педагогических принципах совместного творчества, доверия творческим силам и способностям друг друга, использования оптимального сочетания интуитивного и логического.
Метод «мозговой атаки». Длительность прямой «мозговой атаки» - 15-60 минут. Число участников от 4 до 15 человек с учетом баланса активности, способностей, образовательного потенциала, темперамента участников игры. Отбор идей проводят специалисты-эксперты. Оценка идей осуществляется в два этапа: 1-ый – из общего количества идей отбираются наиболее оригинальные и рациональные; 2-ой – отбирается самая оптимальная идея с учетом специфики учебной задачи и целей ее решения. Массовая «мозговая атака» может объединять от 20 до 60 участников, которые делятся на малые группы, действующие методом прямой «мозговой атаки» в течение 15 минут. После генерирования идей в малых группах производится их экспертная оценка, как при прямой «мозговой атаке». До данной оценки критика идей не допускается.
Метод «мозгового штурма» заключается вколлективном выдвижении идей с последующим формулированием контридей. Этапы метода:
1) формирование малых групп с учетом психологической совместимости;
2) создание экспертной группы анализа;
3) формирование исходной творческой задачи в общем виде и сообщение ее участникам;
4) выдвижение идей по правилам прямой и массовой «мозговой атаки». Особое внимание уделяется созданию творческой атмосферы;
5) систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить и классифицировать идеи. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению задачи или ситуации;
6) оценка идей на реализуемость. Мыслительная активность направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;
7) оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка идей, которые можно практически использовать. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи.
Метод эвристических (сократовских) вопросов (беседы)применяется для упорядочения уже имеющейся информации и стимуляции деятельности. В его основе семь взаимосвязанных вопросов и ответов на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Метод базируется на закономерностях и принципах:
1) проблемности и оптимальности. Путем поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня;
2) дробления информации. Эвристические вопросы позволяют осуществлять разбивку проблемы на подпроблемы;
3) целеполагания. Каждый новый вопрос формирует новую стратегии – цель деятельности.
Метод анализа производственных (хозяйственных) ситуаций. Участникам предоставляются факты реальной или воображаемой производственной ситуации и задания: продиагностировать проблемы, выработать способы решения проблем, оценить принятые действия по решению проблем и их последствия как в произвольной форме, так и на основе разработанной инструкции. Материал, отобранный для метода, должен предполагать альтернативы. Метод можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой (10 человек) форм работы.
Метод дискуссии – свободный обмен знаниями, идеями или мнениями. Дискуссия, как правило, ограничивается одним вопросом или темой. Метод позволяет увидеть, насколько хорошо участники ориентируются в обсуждаемых вопросах и умеют применить знания на практике.
Метод свободных ассоциаций позволяет установить неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и объективной действительностью, включая опыт деятельности участвующих. Принципы метода: отстроченный критический анализ обсуждаемых идей, антиконформизм, свобода обсуждения возникших ассоциаций. Каждый член группы предлагает любое слово или понятие, которое является базисом для установки ассоциативных связей в процессе выдвижения новых идей.
Метод синектики строится на работе с людьми разных специальностей, объединенных в одну группу. Обсуждение проблемы начинается с анализа общих признаков, которые вводят участников в ситуацию постановки проблемы, уточняют ее смысл. Далее следует выдвижение идей, их селекция. Завершает работу отбор и оценка идей для решения творческой задачи.
Метод аналогий. Метод строится на установлении сходства между непохожими, на первый взгляд, объектами. Участники идентифицируют цели, функции, возможности, плюсы и минусы исследуемого объекта, используя воображение, фантазию и др.
Темы докладов
1 Поддержка одаренной и талантливой молодежи в Республике Беларусь.
2 Роль НИО студентов в развитии их творческой направленности в профессиональной деятельности.
3 Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности.