Вопрос 2 Личность и творчество




Таблица 1 - Качества конкурентоспособной личности

Качества, определяющие личную конкурентоспособность Краткое содержание качеств
1) Харизма данная отдельным людям способность оказывать сильное влияние на других
2) Характер способность человека заставлять события происходить
3) Преданность делу понятная конкретика результативной работы
4) Умение общаться способность через продуктивное общение достигать взаимоприемлемых результатов
5) Компетентность профессиональные знания и навыки
6) Мужество способность стойко переносить жизненные испытания и кризисы
7) Проницательность способность за внешним проявлением видеть сущность
8) Фокусированность умение концентрироваться на главном и достигать целей
9) Щедрость способность отдавать и делиться с другими чем-либо, не жалея об этом
10) Умение слушать способность слушать, чтобы правильно понять других
11) Инициативность стремление рождать идеи и создавать новые возможности
12) Страсть горячее стремление достигать задуманного
13) Позитивная установка на результат внутренняя уверенность, что задуманное можно осуществлять, несмотря на имеющиеся препятствия
14) Решение проблем психологическая установка на решение возникающих проблем и трудностей
15) Взаимоотношения ориентация на достижение целей через выстраивание продуктивных отношения с другими
16) Ответственность способность выполнять принятые на себя обязательства
17) Уверенность осознание своей способности совершить необходимые действия и поступки на пути к цели
18) Самодисциплина внутренняя организованность, позволяющая поставить «Я» под контроль разума
19) Готовность служить другим готовность безмерно осуществлять действия ради других людей
20) Способность к обучению понимание, что развитие невозможно без постоянного процесса самообразования
21) Перспективное видение способность выработать личную миссию (видение) и организовать свою жизнь по ней

Карьераэто не только поступательное продвижение человека по служебной лестнице, но и ожидаемые пути самовыражения человека, связанные с удовлетворением потребностей в самоутверждении и самореализации.

Таблица 2 - Основные этапы деловой карьеры и их цели

Этап карьеры Основная цель этапа
Предварительный этап определение профессионального пути и его мотивации, составление плана карьерного роста, формирование профессиональной умелости
Этап становления развитие профессиональной умелости и деловых качеств личности
Период продвижения самовершенствование профессионального мастерства, профессионального творчества и профессионального новаторства
Этап сохранения закрепление всех достигнутых результатов с целью их полной реализации в личностном и профессиональном росте, достижение личной и профессиональной зрелости
Этап завершения передача профессионального мастерства коллегам

Кризис в жизни зрелого человека – это сложная эмоциональная ситуация, связанная с мучительным ощущением необходимости изменений в сочетании с неясностью их характера и способов, которая часто сопровождается чувством растерянности, беспомощности, бессилия. Зрелый человек рассматривает кризис как новый виток своего развития, ведущий к самосовершенствованию. Помощь в преодолении кризисов и в адаптации к трудным жизненным ситуациям человеку оказывает воля, которая является не только сознательным регулятором поведения и деятельности, связанным с преодоление внутренних и внешних препятствий, но и определяет силу характера:

1) в ситуации, когда любое желание выполнимо, так как внешних и внутренних препятствий нет, воля практически не требуется: желания человека однозначные, эмоции положительные;

2) в ситуации имеются разнообразные внешние и внутренние препятствия; человек понимает, как их исправить, и уверен в своей правоте в силу однозначности потребностей и целей. В данной ситуации требуются незначительные волевые усилия, например, терпение;

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий. Они связаны с этапами волевого процесса - борьбы мотивов и целей и борьбы мотивов и выбора, так как происходит внутренний конфликт между легким путем достижения цели и этическими принципами человека;

4) в трудном внешнем мире и сложном внутреннем мире требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних конфликтов и объективных препятствий и трудностей. Волевое действие в данном случае выполняет не только регулирующую, но и саморегулирующую функции, так как волевые усилия сознательно принимаются человеком к осуществлению по собственному решению и трансформируются в осознанное, намеренное, целенаправленное действие.

Вопрос 2 Личность и творчество

Творчество – это деятельность, в процессе которой создается новое, не существовавшее ранее. В творчестве отражается субъективный образ объективного мира, осознанного человеком. Оно носит проблемно-прогностический характер и является непрерывным процессом: получение конечного продукта творческой деятельности может создать новый творческий замысел и новую идею.

Большое значение в творческой деятельности принадлежит творческому воображению, то есть такому виду воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые идеи и образы. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два вида таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатываются конкретные оригинальные продукты творческой деятельности.

Одним из первых психологов, изучивших данные операции, был Т. Рибо, который назвал их диссоциация и ассоциация. Под диссоциацией он понимал – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Под ассоциацией – создание целостного образа. Рибо считал, что она дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Особой формой воображения является мечта, которая обращена к сфере более или менее отдаленного будущего. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Неожиданное творческое открытие человек может совершить интуитивно. Интуиция – это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска. Для интуиции характерна быстрота, иногда моментальность, формулирования гипотез и понятия решения.

Создавать продукт творчества человеку помогает его творческий потенциал – совокупность возможностей и средств, необходимых для создания новых по содержанию и форме объектов труда. Данный потенциал может находиться в скрытом виде и способен проявиться при определенных условиях. Цель самосовершенствания человека - выявить и раскрыть данный творческий потенциал.

На развитие творческого потенциала личности влияют

1) природные возможности (задатки) человека, которые, развиваясь, становятся способностями. Чем раньше проявляются и развиваются способности, тем быстрее темпы овладения деятельностью. Чем всесторонне развиты способности, тем эффективнее творческий потенциал;

2) гармоничное развитие физического, социального и духовного «Я» человека;

3) деятельность, в которую включен человек (наука, искусство);

4) позитивное отношение к личности в социальной среде и социальном пространстве, поддержка ее инициативы, самостоятельности и креативности.

Творческая личность – это человек, отличающийся стремлением к нестандартным решениям любых жизненных проблем, способностью к полной самореализации в деятельности. У творческого человека преобладает латеральное мышление, то есть размышление вокруг проблемы. Творческий человек эмоционально восприимчив к проблемам добра и зла. Ему свойственны аналитическая оценка окружающего мира, высокая адаптивность к изменениям окружающей среды на основе многовариантного поведения и деятельности. Он способен самостоятельно разрешать внутренние конфликты между желаниями и возможностями. К качествам творческой личности также относятся:

1) подготовленность к действиям в условиях неопределенности и способность к риску;

2) умение учиться на своих и чужих ошибках;

3) умение ценить творческие способности других людей, их творческий потенциал и новаторство;

4) умение формировать творческие группы и руководить ими;

5) отказ от традиционных или нерациональных решений;

6) настойчивость в выполнении задач, систематичность и комплексность в их достижении.

Главный барьер на пути к творчеству – отсутствие мотивации к самостоятельному созданию чего-то нового и оригинального.

Формирование мотивации творчества предполагает учет следующих аспектов: 1) мотивы творческой деятельности должны быть смыслообразующими: придавать деятельности личностный смысл и отражать ценностные ориентации человека; 2) при формировании мотивации творчества необходимо использовать два ее основных механизма: не только предлагать в готовой форме цели, идеалы, стремления и т.д., но и учитывать внутренние, уже сформированные побуждения; 3) необходимо учитывать три основные мотивационных фактора: прямой конечный результат деятельности; мотивацию вознаграждения и привлекательность самого процесса творчества; а также стимулы удовлетворения творчеством: проявление компетентности, уверенности в себе и др.

Формирование творческого потенциала личности в учебной и профессиональной деятельности осуществляется с помощью методов коллективного поиска творческих решений, которые базируются на психолого-педагогических принципах совместного творчества, доверия творческим силам и способностям друг друга, использования оптимального сочетания интуитивного и логического.

Метод «мозговой атаки». Длительность прямой «мозговой атаки» - 15-60 минут. Число участников от 4 до 15 человек с учетом баланса активности, способностей, образовательного потенциала, темперамента участников игры. Отбор идей проводят специалисты-эксперты. Оценка идей осуществляется в два этапа: 1-ый – из общего количества идей отбираются наиболее оригинальные и рациональные; 2-ой – отбирается самая оптимальная идея с учетом специфики учебной задачи и целей ее решения. Массовая «мозговая атака» может объединять от 20 до 60 участников, которые делятся на малые группы, действующие методом прямой «мозговой атаки» в течение 15 минут. После генерирования идей в малых группах производится их экспертная оценка, как при прямой «мозговой атаке». До данной оценки критика идей не допускается.

Метод «мозгового штурма» заключается вколлективном выдвижении идей с последующим формулированием контридей. Этапы метода:

1) формирование малых групп с учетом психологической совместимости;

2) создание экспертной группы анализа;

3) формирование исходной творческой задачи в общем виде и сообщение ее участникам;

4) выдвижение идей по правилам прямой и массовой «мозговой атаки». Особое внимание уделяется созданию творческой атмосферы;

5) систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить и классифицировать идеи. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению задачи или ситуации;

6) оценка идей на реализуемость. Мыслительная активность направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

7) оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка идей, которые можно практически использовать. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи.

Метод эвристических (сократовских) вопросов (беседы)применяется для упорядочения уже имеющейся информации и стимуляции деятельности. В его основе семь взаимосвязанных вопросов и ответов на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Метод базируется на закономерностях и принципах:

1) проблемности и оптимальности. Путем поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня;

2) дробления информации. Эвристические вопросы позволяют осуществлять разбивку проблемы на подпроблемы;

3) целеполагания. Каждый новый вопрос формирует новую стратегии – цель деятельности.

Метод анализа производственных (хозяйственных) ситуаций. Участникам предоставляются факты реальной или воображаемой производственной ситуации и задания: продиагностировать проблемы, выработать способы решения проблем, оценить принятые действия по решению проблем и их последствия как в произвольной форме, так и на основе разработанной инструкции. Материал, отобранный для метода, должен предполагать альтернативы. Метод можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой (10 человек) форм работы.

Метод дискуссии – свободный обмен знаниями, идеями или мнениями. Дискуссия, как правило, ограничивается одним вопросом или темой. Метод позволяет увидеть, насколько хорошо участники ориентируются в обсуждаемых вопросах и умеют применить знания на практике.

Метод свободных ассоциаций позволяет установить неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и объективной действительностью, включая опыт деятельности участвующих. Принципы метода: отстроченный критический анализ обсуждаемых идей, антиконформизм, свобода обсуждения возникших ассоциаций. Каждый член группы предлагает любое слово или понятие, которое является базисом для установки ассоциативных связей в процессе выдвижения новых идей.

Метод синектики строится на работе с людьми разных специальностей, объединенных в одну группу. Обсуждение проблемы начинается с анализа общих признаков, которые вводят участников в ситуацию постановки проблемы, уточняют ее смысл. Далее следует выдвижение идей, их селекция. Завершает работу отбор и оценка идей для решения творческой задачи.

Метод аналогий. Метод строится на установлении сходства между непохожими, на первый взгляд, объектами. Участники идентифицируют цели, функции, возможности, плюсы и минусы исследуемого объекта, используя воображение, фантазию и др.

Темы докладов

1 Поддержка одаренной и талантливой молодежи в Республике Беларусь.

2 Роль НИО студентов в развитии их творческой направленности в профессиональной деятельности.

3 Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: