Технологическая карта урока. Предмет:Истоки




Класс: 4

Предмет: Истоки

Тема урока: Традиции дела. Ремесленники.

Цели урока:

- формирование ценностно-смысловой сферы детей;

- освоение социокультурных категорий: «традиции дела»; «мастера-ремесленники»; «традиции ремесла».

Задачи урока: воспитание социокультурной основы личности:

получение новых знаний; мотивационная составляющая (почему? для чего?)

формирование навыков взаимодействия; развитие управленческих навыков; социокультурная составляющая (умение ценить традиции).

Оборудование:

- мультимедиа: короткие фильмы-притчи о ремеслах («Мастера-кузнецы», «Мастера-плотники», «Мастерицы-рукодельницы», «Мастера-ювелиры», «Булочники-кондитеры», «Мастера-гончары»);

- иллюстрации к активному занятию «Каково полотно, такова и строчка» для демонстрации на доске;

- наглядные пособия: изделия разных мастеров-ремесленников;

- учебник «Истоки»;

- рабочая тетрадь «Истоки»

Ход урока.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует детей - Мы с вами продолжаем изучать тему «Традиции дела». На прошлых уроках речь у нас шла о труде земледельцев. Сегодня мы начнем разговор о традициях ремесла. Тема нашего урока: «Традиции дела. Мастера-ремесленники». Приветствуют учителя Присаживаются на свои места
Проверка домашнего задания    
Основной этап Актуализация знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . Ресурсный круг. «Качества мастера» . . . . . . . . . . Вывешивается табличка со словом добросовестность . . . . . . . - Но прежде чем мы начнем наш урок, я предлагаю немножко вспомнить географию нашей Родины. Кто может сказать, как называется самый большой город России, и по совместительству её столица? - Правильно, это Москва, как вы думаете, жили в Москве ремесленники? - Только ли в Москве были ремесленники? – Конечно, во всех городах жили люди, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Стыдно было, если человек ничего не умел делать. Поэтому всегда люди стремились научиться какому-то ремеслу. А если кто-то владел несколькими ремеслами, такому мастеру цены не было. Знаете ли вы, что наш русский царь Петр 1 за свою жизнь освоил 14 ремесел! – А как вы думаете, сколько разных ремесел существовало на Руси? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? - Для уточнения ваших ответов предлагаю открыть учебник «Истоки» на странице 79. - Какая цель нашего урока?   - Какие задачи, мы поставим что бы достичь цель урока?   - Предлагаю открыть учебник на стр. 79. Я начну читать, а [имя ученика] продолжит, читаем по два предложения, не перебиваем читающего -Предлагаю закрыть учебники, отложим их в сторону, и поразмышляем о том, какими качествами должен обладать мастер - ремесленник. Выскажите в ресурсном круге свои мнения. - Вы совершенно правы, всеми этими качествами должны обладать ремесленники, но одно из качеств мне хотелось бы выделить особо – это добросовестность. - Ведь чтобы сделать изделие на совесть, надо быть и умелым, и аккуратным, и старательным, и ловким, и трудолюбивым. Хороший ремесленник дорожил своей репутацией – доброй молвой о себе и своем деле. Знал – хорошему ремеслу везде почет. (Вывешивается табличка с этими словами). . . . . . - Москва . Да, в Москве жили ремесленники. . Да, в других городах тоже были ремесленники . . . . . . . . . . Очень много, их нельзя сосчитать О мастерах-ремесленниках. Дети высказывают свои предположения. . . . -Познакомиться поближе с культурой мастеров-ремесленников - Получить информацию о ремесленниках из учебников - Узнать какими качествами дожен обладать ремесленник - Провести самостоятельную работу . . . . Дети высказывают предположения. .
Физминутка На доску выводится видеоразминка Повторяют движения за героем ролика
. . . . . Вывешивается табличка . . . . . . . . . . . Активное занятие «Каково полотно… Тетрадь, с. 11. . . . . . . (Вывешивается табличка). . . . . . . . . . . . . . Индивидуальный этап. (работа в тетради) – 7 мин. . . . . . . . . . Работа в четверке. . Обсуждение результатов. Экспертная оценка. . . . . . . В процессе ответов проводится экспертная оценка правильности выполнения задания Доска закрывается . . . . . . . . . . . . . . . . вывешивается изображение.. - Продолжая разговор по теме нашего урока. Еще одно из важных качеств ремесленника – любовь и хорошее знание материала, с которым работает мастер. - Плотники и столяры разные деревья использовали для изготовления различных изделий. Знали, из каких деревьев сложить сруб дома, а из каких вырезать деревянную посуду. Кузнецы одни металлы ковали, другие отливали, третьи чеканили. Зная свойства металлов, они могли и огромный колокол отлить, и ажурную решетку выковать, и замок с секретами изготовить. - Качество изделия зависело от качества материала – так одно ремесло соединялось с другим: насколько искусной получится вышивка у рукодельницы, зависело от того, насколько тонкий холст соткала ткачиха. В народе говорили: «Каково полотно, такова и строчка». - Такое название носит задание в тетрадях по «Истокам» на странице 11. - Откройте тетради. Рассмотрите иллюстрации и постарайтесь определить, какие мастера трудились над изображенными на картинках изделиями и какие материалы они использовали. Для выполнения этого задания вам предлагается воспользоваться опорными словами – карточками в конвертах, которые у каждого из вас лежат на партах. Обязательно запишите свои ответы в таблицу. - Сначала вы, как обычно, выполняете задание индивидуально. На это отводится 5 минут. - Теперь поработайте в четверке. Прежде чем начнём работать, предлагаю вспомнить правила работы в группах. -Отлично. Теперь приступим к выполнению задания. Внимательно выслушайте друг друга и придите к общему мнению. Запишите ваш выбор в графу «Работа в четверке». На выполнение задания дается 10 минут.   - На доске у нас нарисована такая же таблица, как и у вас в тетрадях. - Заслушивается мнение первой группы. - Проверить правильность вашего выбора поможет нам небольшой фильм. - Правильный ваш выбор? А теперь попробуйте найти на выставке ремесленных изделий изделие своего мастера. -Молодцы ребята, правильно выполнили задание. А мне хочется сказать еще об одном качестве настоящего мастера – ведь чтобы изготовить такие замечательные изделия, мастер должен был безупречно владеть своим инструментом: топором, гончарным кругом, иглой. - Здесь нужна была сила, сноровка и точность действия. Инструмент становился как бы продолжением руки. А рука мастера всегда была его главным достоянием, ибо всё изделие от начала до конца делалось руками. Вместе с руками трудилась и душа. Про такого говорили: мастер – золотые руки. - До сих пор все вышедшее из-под руки настоящего мастера ценится намного выше, чем фабричное, сделанное машинами. В народе считалось, что какую бы профессию в жизни человек для себя не выбрал, владение ремеслом всегда пригодится в жизни: обеспечит человеку и его близким достаток, умеющему много делать своим руками никогда не будет скучно, он сможет сам делать разные полезные вещи и радовать ими других людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Открывают тетради Выполняют самостоятельную работу . . . . . . . . . Выполняют задание   Представитель команды выходит к доске, помещает выбранные ответы на доску и высказывает свое мнение. Опрашиваются мнения других команд: Вы согласны?  
Подведение итогов Прежде чем мы закончим урок, я предлагаю подвести вам итоги. - Что нового вы узнали на уроке? - Кто такие ремесленники? - Кто и как мог обучиться тому или иному мастерству?     Предположения детей
Домашнее задание . . . . . - Откроем дневники и запишем домашнее задание -Домашнее задание для вас будет таким: подготовьте рассказ, какими ремеслами владеют ваши близкие, и на следующем уроке мы выслушаем ваши ответы. На этом наш урок заканчивается. Вы хорошо работали, спасибо вам. Записывают домашнее задание в дневники
Рефлексия -И что бы оценить свою работу на уроке, я предлагаю составить синквейн по теме урока. Но прежде чем составим его, предлагаю вспомнить правила написания синквейна. (Правила выведены на доску) На работу даётся 2 минуты. Предлагаю завершить работу над синквейном, и продемонстрировать результаты. -Кто желает прочитать свою работу? - Предлагаю встать со своего места, спасибо за работу, на этом наш урок окончен. До скорых встреч. . . . . . Выполняют работу Мастер. Умный, честный. Работает, любит, умеет. Не просит ремесло хлеба, а само кормит. Полезно Демонстрируют результаты по желанию, затем по списку

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: