Трудности в обучении, учебные трудности – Проблемы коммуникации со взрослыми педагогами и родителями–Проблемы здоровья, физические психические - Проблемы коммуникации со сверстниками – Проблемы поведения – Проблемы социально-психологической адаптации.
Основные проблемы:
- Школьные факторы риска,
-Факторы семейного риска,
-Социокультурные факторы риска.
Причины проявления и механизмы СДВГ- невнимательность, импульсивность, гиперактивность:
Причины:
1.Пре-и перинатальная патология,
2.Патология беременности и родов,
3.Генетическая обусловленность,
4.Токсическая обусловленность – свинец, сапицилаты, углеводы.
Проявления:
1. Нарушение организации деятельности,
2. Речевые нарушения,
3. Сенсорные нарушения,
4.нарушения восприятия,
5.несформированностоь навыков интеллектуальной деятельности,
6. мягкая невротическая симптоматика,
7. школьные трудности,
8. асоциальное поведение.
Механизмы:
-ММд
-Дисфункция нейромедиаторных систем,
-дисфункция разных участков мозга, ответственных за организацию процесса внимания,
- дисфункция моторных долей,
- дисфункция ретикулярной формации,
- несформированность\ незрелость регуляторных структур,
- дефицит неспецифической активации - РФ ствола мозга,
-незрелость фронто-таламической системы.
6 симптомов гиперактивности:
1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле крутится и верится.
2.Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо { у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства}.
4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.
5.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикреплен мотор.
6. Часто бывает болтливым.
Школьные трудности детей с сдвг:
=Комплексные трудности письма,
=комплексные трудности чтения, Организация внимания
=трудности выполнения контрольных
и самостоятельных работ, нарушение
=трудности быстрого ответа с места и у доски. произвольной
организации деятельности.
Ситуация развития детей с сдвг:
Родители – Непонимание, неадекватные претензии, – Педагоги, воспитатели.
неадекватные советы и требования
Неадекватные реакции
Неадекватные методы
Неадекватные требования
Дети с СДВГ
|
Низкая самооценка
Повышенная утомляемость
Низкая работоспособность
Низкая учебная мотивация
Трудности в обучении письму и чтению
Нарушения взаимопонимания
Обиды, страхи.
Правила работы с гиперактивными:
=Недопустимы {никогда, даже в критических ситуациях} грубить, унижение, злость. Выражение типа терпеть, ненавижу, ты меня извел, у меня нет сил, повторяемые несколько раз в день бессмысленно. Ребенок просто перестает их слышать.
=Не рекомендуется разговаривать с ребенком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься хотя бы на несколько{Извини, малыш, я сейчас закончу и мы с тобой обо всем поговорим}.
=Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, то стоит отложить все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
Медлительность – индивидуальная особенность организации любой деятельности, в том числе интеллектуальной.
Постоянная:
-Проявляется всегда во всех видах деятельности,
-Связана с обособленностями организации нервных процессов,
-Усиливается при: напряжении и утомлении, несформированной деятельности, неадекватных требованиях, сложной задаче.
Ситуативная:
- Проявляется время от времени или в отдельных видах деятельности,
- связана с: функциональным состоянием { напряжение, утомление}, несформированностью деятельности, неадекватностью требований, трудностью выполнения.
Школьные трудности:
Комплексные трудности письма | Нарушение почерка, Пропуски букв, замены, не дописывание. Неиспользование правил Фрагментарность выполнения заданий |
Комплексные трудности чтения | Медленное нарастание скорости, Фрагментарность восприятия, Трудности выделения главной мысли, Трудности пересказа |
Трудности переключения с одного вида деятельности на другую | |
Трудности ответа с места и у доски | |
Трудности выполнения контрольных работ | Трудности усиливают: Стресс от ограничения времени, Неадекватные требования |
Правила работы с медлительными детьми:
-Не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности.
- Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе.
- При быстрой работе будет страдать качество.
- Оценивать не объём работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
- на проверочных работах и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения.
- Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места, если он сам не вызывается.
- Задания с ограничением времени, соревнования кто быстрее и т.д. трудны для них.
- Должен иметь время на включение в любую деятельность.
- Четкая организация режима дня помогает справиться с нагрузками.
- Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.