Рабочая программа дисциплины
Б1.Б.13Адаптация личности к профессиональной деятельности
Курс 1, семестр 1
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника |
Направленность (профиль) образовательной программы: | "Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений" |
Тип образовательной программы: | Программа академического бакалавриата |
Форма обучения: | заочная |
Срок освоения образовательной программы: Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: | 5 лет 13.03.02 (222)-17-З |
Нижневартовск
2017
Цели освоения дисциплин
1. Цели освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины Б1.Б.13«Адаптация личности к профессиональной деятельности»: формирование общекультурныхи профессиональных компетенций бакалавров на основе овладения теоретическими знаниями о механизмах, фактах и закономерностях внутреннего мира человека в процессе его профессионального становления.
Задачи:
Реализация цели дисциплины предполагает решение следующих задач:
- формирование целостного представления студентовоб основных закономерностях профессионального развития и профессионального самоопределения субъекта профессионального выбора;
- сформировать базовые знания о процессе профессионализации личности;
- формирование мотивов профессиональной деятельности;
- обучение коллективной мыслительной работе, «должностному» взаимодействию и общению.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Учебная дисциплина Б1.Б.13«Адаптация личности к профессиональной деятельности»относится к дисциплинам базовой части в структуре образовательной программы по направлению подготовки.
В своей теоретико-методологической части она основывается на достижениях психологии человека, возрастной и педагогической психологии, психологии труда.
Б1.Б.13«Адаптация личности к профессиональной деятельности» – практико-ориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи студенту как субъекту профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины является основой для освоения профессиональной деятельности.
Для освоения данной дисциплины студент бакалавриатадолжен:
Знать:
• социальный заказ и ожидания, существующие по отношению к осваиваемой профессии;
• содержание и особенности будущей профессиональной деятельности;
• содержание профессиональных, деловых и личностных качеств профессионала;
• социальные установки и социальные стереотипы в общении и поведении.
Уметь:
• проводить теоретический анализ научной литературы;
• самостоятельно планировать и адекватно организовывать свою учебную деятельность;
• осуществлять анализ учебной деятельности с целью ее оптимизации;
• выстраивать адекватные взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями.
Владеть:
• современными методами и технологиями работы с научной информацией, в том числе и информационными;
• начальными навыками учебно-профессиональной рефлексии,
• навыками осознанной саморегуляции поведения.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:
‾ способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);
‾ способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
‾ основные этапы профессионального развития (ОК-8);
‾ закономерности профессионального развития и профессионального самоопределения субъекта профессионального выбора (ОК-8);
‾ факторы, условия и механизмы, способствующие эффективной адаптации к вузовскому обучению и профессиональному становлению (ОК-8);
‾ социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
‾ возможные пути сопротивления психологическому воздействию со стороны других людей (ОК-7).
Уметь:
‾ анализировать профессиональную деятельность с целью ее дальнейшей оптимизации (ОК-8);
‾ выстраивать адекватные взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями (ОК-7);
‾ сотрудничать и совместно принимать решения (ОК-7);
‾ выстраивать профессиональные и личностные цели, планировать деятельность и оценивать её результаты (ОК-8).
Владеть:
‾ начальными навыками ориентировки и выбора методов психологического изучения профессии (ОК-8);
‾ начальными навыками учебно-профессиональной рефлексии (ОК-8);
‾ приемами вступления в контакт, поддержания и завершения общения (ОК-7);
‾ навыками эффективной самопрезентации, эффективной вербальной и невербальной коммуникации (ОК-7).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины Б1.Б.13«Адаптация личности к профессиональной деятельности» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной деятельности | Всего часов | Семестры |
1-2 | ||
Аудиторные занятия(всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа(всего) | ||
Вид аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет |
Общая трудоемкость (часы) | ||
Зачетные единицы |
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практи-ческие | Лабора-торные | Самостоя-тельная работа | ||||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности | |||||||
Психологические основы профессиональной деятельности. | Экспресс- опрос. Анализ списка вопросов по содержанию учебного материала, интересующих студентов | ||||||
Компетентностный подход в профессиональном образовании. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения сравнительной таблицы. Анализ выполненных практических заданий. | ||||||
Личностное и профессиональное развитие человека | Анализ выступления на занятии. Анализ каталога интернет-ресурсов по теме. Проверка заполнения сравнительной таблицы. Анализ выполненных практических заданий. | ||||||
Профессиональное самоопределение личности. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ выполненных практических заданий. Рубежный контроль по разделу. | ||||||
Раздел 2. Личность как субъект профессиональной деятельности | |||||||
Психология субъекта профессиональной деятельности. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ выполненных практических заданий. Проверка слайдовой презентации | ||||||
Мотивация профессиональной деятельности. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ выполненных практических заданий. Анализ проведения диагностических методик. | ||||||
Эмоциональное выгорание в профессии. Профессиональные деформации. Коррупция как фактор нравственной деградации личности. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ проведения диагностических методик. Рубежный контроль по разделу. | ||||||
Раздел 3.Прикладные аспекты профессиональной психологии | |||||||
Операциональная сфера профессионализма. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ выполненных практических заданий. | ||||||
Профессиограмма и психограмма. Профессионально значимые личностные качества и психологический портрет профессионала. | Анализ выступления на занятии. Проверка заполнения таблиц. Анализ выполненных практических заданий. Анализ профессиограммы/ психограммы | ||||||
Итого | |||||||
Содержание учебного материала по разделам и темам