Проведение занятий в интерактивной форме




Методические указания к практическим занятиям.

Практическое занятие 1. Социально-исторические аспекты глобальной продовольственной проблемы (2 часа)

Проведение занятий в интерактивной форме

Объем – 2 часа.

Вид интерактивной формы – дискуссия.

Вопросы для дискуссии

1. Исторический аспект продовольственной безопасности России.

2. Влияние колонизации на экономическое развитие страны

3. Влияние природно-климатических факторов на развитие страны

4. Концепция устойчивого развития.

5. Аграрные реформы в России

6. Аграрные реформы в мире

Задания для самостоятельной подготовки

1. Продовольственные кризисы в истории России

2. Мировые продовольственные кризисы

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Альфа-М; Инфра-М, 2012.

2. Алиева З.Б. Импортозависимость – угроза продовольственной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 14.

3. Алтухов А.И. России необходима новая аграрная политика // Экономист. 2014. № 8. С. 28–39.

4. Барсукова С.Ю. «Экономический патриотизм» на продовольственных рынках: импортозамещение и реализация экспортного потенциала (на примере мясного рынка, рынка зерна и рынка соков) // Журнал институциональных исследований. 2010. № 2. С. 118–134.

5. Бекетов Н.В. Проблемы продовольственной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4.

6. Власова И.Г., Боровиков В.Г. Импортозамещение и продовольственная безопасность // Российское предпринимательство. 2010. № 5. Ч. 2. С. 150–155.

7. Глотов О. А. Продовольственная безопасность Российской Федерации: риски и угрозы, основные направления государственно-экономической политики / О. А. Глотов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2011. - Вып. 1, ч. 2. - С. 240-246.

Темы докладов и рефератов

1. Концепция устойчивого развития и ее роль в решении продовольственной проблемы

2. Альтернативные подходы в развитии российского сельского хозяйства

3. Первый этап «зеленой» революции: сущность и результаты

Практическое занятие 2. Социально-исторические аспекты глобальной продовольственной проблемы (2 часа)

Проведение занятий в интерактивной форме

Объем – 2 часа.

Вид интерактивной формы – деловая игра.

«Продовольственная безопасность: альтернативные подходы»

Цель игры: раскрыть разные точки зрения на продовольственную безопасность, исходя из определений трех основных альтернативных подходов; смоделировать пути вывода экономики России из кризиса и развития АКП на современном этапе.

Установка на проведение игры Преподаватель формирует основную цель игры, раскрывает важность следующих обсуждаемых вопросов: значимости продовольственной безопасности как составного элемента экономической безопасности России; различия радикального (либерального), неостолыпинского, неонэповского подходов к вопросу о продовольствии; определение прожиточного минимума потребительской корзины. Основой игры должна стать полемика между представителями трех основных направлений выводы России из экономического кризиса и решение задачи обеспечения населения продуктами питания. За одну-две недели до игры студенты разбиваются на три команды (по 3-5 человек). Участники каждой команды должны продумать и сформулировать основные принципы данного подхода, подготовить ответы на предполагаемые вопросы оппонентов, разработать вопросы к ним, определить стратегию и тактику предстоящего диспута. Для проведения игры избирается экспертный Совет из наиболее подготовленных и активных студентов (3-4 человека). Основная задача Совета - следить за порядком ведения дискуссии, а по ее завершении определить наиболее подготовленную команду по реализации идей и оригинальности аргументации.

Первый этап. Проведение игры происходит на семинарском занятии. В начале игры преподаватель напоминает о цели игры, представляет членов команд и экспертного Совета. Один из членов Совета играет роль ведущего. Затем поочередно выступают представители от каждой группы, обосновывающие положения своего направления и делающие выводы. После их выступлений начинается обсуждение преимуществ и недостатков данных подходов к проблеме обеспечения населения продовольствием. За ходом дискуссии следит экспертный Совет, координирующий выступления участников. При обмене мнениями учитываются точки зрения всех студентов группы.

3аключuтельный этап. Подводятся итоги игры. Преподаватель анализирует работу трех команд и Совета экспертов, отличает наиболее удачные выступления участников, анализирует степень подготовки каждой команды, доходчивость или слабость аргументов, наиболее спорные аспекты проблемы, делает обобщенные выводы.

В заключении преподаватель предлагает студентам следующие задания: назвать модель экономического роста или составить собственный вариант вывода страны из социально-экономического кризиса. Для определения потребительской корзины предлагается вычислить прожиточный минимум - минимальный уровень стандарта жизни.

Задания действующим лицам.

Первая группа студентов излагает либеральное (радикальное) направление в проблеме продовольственной безопасности России. Студенты обращают внимание на тот факт, что свое начало это направление берет от программы «шоковой терапии» Е. Гайдара и «500 дней» Г. Явлинского. Основное содержание данного направления сводится к следующему: российское земледелие в условиях рынка неконкурентоспособно, поэтому неумно тратить средства на спасение деревни - «банкрота». Студенты должны дать оценку этому утверждению, раскрыть причины свертывания АПК, назвать последствия этого процесса: полная зависимость от зарубежных поставок продовольствия, расплата природными ресурсами (нефть, газ, лес) за импортную продукцию, социальные негативы во многих отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности и по стране в целом.

Вторая группа студентов излагает принципы неостолыпинского направления, опираясь на опыт российского реформатора начала ХХ века П.А. Столыпина. Данный исторический опыт исходит из убеждения, что, несмотря на худшие природные условия сельскохозяйственного производства в России, вложения капитала в AПК могут быть привлекательны для иностранных инвесторов (дешевая рабочая сила, низкая стоимость земли). При этом государство не должно устраняться от регулирования экономики, стимулировать получение прибыли сельскими предпринимателями. Опираясь на знания по экономике, студенты делают вывод о реальности данного направления при определенных условиях.

Третья группа студентов излагает сущность неонэповского направления. Акценты делаются на условиях и результатах производства, на сокращении сельской безработицы, на сохранении бесплатного землепользования, на высоких темпах роста доходов трудящихся. Такая модель экономического роста ориентирована на спрос и сбыт отечественного продовольствия, рост благосостояния большинства населения. Идеи нового НЭПа исходят из традиционных для России общинно артельных принципов хозяйствования; западной социал-демократической модели участия государства в обеспечении экономической стабильности, перераспределении доходов; китайского динамичного развития многоукладности экономики при гибком сочетании директивного планирования с рынком.

Для активизации дискуссии и подведения итогов Совет может задать участникам и слушателям следующие вопросы:

1. Назовите различия во взглядах на аграрную политику сторонников либерального и неостолыпинского направлений.

2. Какие общие позиции либеральной и неостолыпинской программ?

3. В чем суть праворадикальной точки зрения по разрешению продовольственной проблемы? Приемлема ли она для России?

4. Назовите пути выхода экономики России из кризиса на современном этапе согласно взглядам леворадикалов и ряда оппозиционных течений.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Горлов И. Ф. Продовольственная безопасность в обеспечении качества продуктов питания: состояние и пути стабилизации / И. Ф. Горлов, О. А. Шалимова // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 17, № 2. - С. 48-53.

2. Дадалко В. А О продовольственной безопасности в контексте национальной и экономической безопасности государства//Безопасность бизнеса, 2014, N 1

3. Дадалко В. А., Михалко Е. Р. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия. Минск: ИВЦ Минфина, 2011.

4. Дадалко В.А., Михалко Е.Р. Продовольственная безопасность: национальные интересы, проблемы, тенденции, риски, перспективы. Минск: ИВЦ Минфина Республики Беларусь, 2011. 696 с.

5. Демин С. Ю. К проблеме продовольственной безопасности и импорта продовольствия в Россию / С. Ю. Демин // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2009. - № 4 (66). - С. 135-140.

6. Дронин Н.М. Изменение климата и продовольственная безопасность России: исторический анализ и модельные прогнозы.— М.: ГЕОС, 2014. 304 с.

7. Зельднер А. Г. Государственный протекционизм в условиях системного кризиса: (продовольств. аспект): Науч. докл. М.: Ин-т экономики РАН, 2009.

8. Калиновский И. Шаги к продовольственной безопасности. URL: https://expert.ru/2014/10/17/shagi-k-prodovolstvennoj-bezopasnosti.

9. Ковалев Е. Мировой продовольственный кризис: эскалация проблем // Мировая эко- номика и международные отношения. 2010. № 4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: