Друзья и единомышленники




Цикл классных часов

«Плеяда величайших пианистов»

Преподаватель Жукова С. А.

Великие пианисты являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания и считаются гигантами музыкального мира.

Кто они эти величайшие пианисты?

Сегодня мы познакомимся с одним из них – пианистом–виртуозом, человеком, который является ориентиром и эталоном мастерства для современных музыкантов – Ференц Лист.

 

 

Ференц Лист – Пианист–виртуоз, создатель традиции мастер–классов, благотворитель, пропагандист новой музыки: Лист не укладывается в обычные рамки творца, изобилуя разными характеристиками. Настоящий сын своего века, неоднозначного и мистического.

 

Детство

Лист родился 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян; в наши дни это австрийский Райдинг.

Сейчас в России знают Листа под венгерским именем Ференц, но он представлялся и был известен как Франц.

Отец композитора, Адам Лист, был чиновником в семье князя Эстерхази. Хотя музыкальные занятия Адама Листа носили эпизодический характер, он успел поиграть в капелле под управлением Гайдна, был знаком с известным композитором и педагогом Иоганном Гуммелем и играл с приезжими музыкантами – например, с Бетховеном, кумиром и Адама, и, впоследствии, его сына Ф. Листа.

Когда Ференцу исполняется пять лет, Адам начинает с сыном систематические музыкальные занятия: отдает в капеллу и водит заниматься к местному органисту. Быстро становится ясно, что мальчик очень талантлив.

В восемь лет Ференц дает свой первый концерт, после чего родители решают увезти его в Вену для продолжения обучения, несмотря на определенные денежные трудности. В Вене с ним занимаются, в частности, Карл Черни и Антонио Сальери.

Первым сохранившимся произведением Ф. Листа стала вариация на тему вальса Диабелли, написанная по настоянию К. Черни и включенная в знаменитый сборник вариаций на этот вальс вместе с версиями Л. Бетховена, Ф. Шуберта и самого К. Черни.

Ф. Лист оказывается единственным ребенком – участником сборника. Параллельно с обучением Лист дает концерты, укрепляющие его известность как музыкального вундеркинда.

Спустя несколько лет успешного концертирования семья решает, что Ференцу необходимо продолжать обучение во Франции. Только по приезде в Париж выясняется, что Парижская консерватория не принимает иностранных граждан – об этом Листам сообщает директор консерватории Луиджи Керубини. Ференц все равно занимается с педагогами из консерватории в частном порядке.

В это время начинает формироваться Лист–композитор. Одним из самых значительных произведений того периода является сборник этюдов и упражнений, переработанный позднее в так называемые Трансцендентные этюды.

 

Юность, духовные искания

Интенсивные гастроли в 1826–1827 годах приводят юношу к истощению и летом 1827 года они с отцом едут отдыхать в Булонь. Там и заканчивается детство Ференца: его отец заболевает и скоропостижно умирает.

После смерти отца Лист переживает трехлетний кризис. Он интенсивно «ищет себя», много читает и пишет.

В целом, 1827–1830 годы – это важный период в жизни Листа, который приводит его к идее программной музыки, идее, которую он будет отстаивать многие годы.

Программная музыка переводит на музыкальный язык конкретное немузыкальное содержание, обычно – некий текст.

Например, Генрих Гейне описывает один из концертов Листа так: «Если я не ошибаюсь, он сыграл один пассаж из "Палингенезий" Балланша (писатель), идеи которого он перевёл на язык музыки... ».

 

Друзья и единомышленники

В начале тридцатых годов дружеский круг Листа составляют Берлиоз, Дюма, Мюссе, Жорж Санд и Виктор Гюго.

Много единомышленников у Листа среди композиторов–современников. Середина века оказалась невероятно щедра на гениев: Шопен, Шуман, Вагнер… Почти ровесники, они создавали новое звучание эпохи. Рано получив известность, Лист использовал ее для пропаганды музыки своих коллег по цеху. Так, он горячо поддержал первое исполнение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, и в дальнейшем много сделал для популяризации его идей – в частности, осуществив знаменитое переложение «Фантастической симфонии» для фортепиано. Именно Лист открывает в истории музыки эпоху авторской транскрипции ( свободная виртуозная переработка), приравненной по значимости к самостоятельному произведению.

В это время Лист известен в первую очередь как пианист–виртуоз. Став в 1832 году свидетелем концертов Паганини, он, по легенде, дает себе слово овладеть роялем не хуже, чем Паганини – скрипкой. Это слово он сдержит. К 1840–м годам развитие его техники и, одновременно, постепенный рост известности приведут к настоящей «листомании»: Ференц будет ездить с триумфальными концертами по всей Европе, зарабатывая огромные деньги и с какого–то момента жертвуя практически все доходы на благотворительность.

 

Предлагается прослушать произведение – Н. Паганини–Ф.Лист «Кампанелла»

в исполнении Евгения Кисина

(российский, британский и израильский пианист–виртуоз, классический музыкант).

 

Швейцария

В 1833 году пятнадцатилетний «французский период» заканчивается для Листа отъездом в Швейцарию. Там у Листа появляется время для глубокого погружения в работу (он на время перестал гастролировать и давать концерты с прежней частотой), и начинается его стремительное развитие как композитора, исполнителя и педагога. Лист начинает работать над «Методом фортепианной игры» – заметками о развитии фортепианной техники.

Швейцарская жизнь вдохновляет его на зарисовки вроде «Долины Обермана», «Часовни Вильгельма Телля», «Женевских колоколов» – всего того, что впоследствии станет первой тетрадью знаменитого цикла «Годы странствий», уникального в истории искусства «музыкального путевого дневника». Тогда же Лист пишет фантазию «Гугеноты» и начинает работать над переложениями симфоний Бетховена.

В 1833 году у него рождается дочь, которую назвали Бландиной, в 1837 – вторая дочь Козима, а в 1839 году – сын Даниэль.

Италия

Значительным временем в «годах странствий» становится итальянский период. Именно там Лист впервые в истории фортепианного искусства дает сольный «клавирабенд», фортепианный концерт. Прежние концерты всегда состояли из исполнений разных пианистов, Лист же впервые вышел на сцену один. В 1838 году Лист едет в Венецию, и там из немецких газет композитор узнает о несчастье, постигшем его родину: «жестокое наводнение полностью смыло город Пешт».

У Листа появляется идея поехать в Вену с концертами, чтобы заработанные средства отдать тем, кто пострадал от наводнения. Эта поездка дает начало его карьере благотворителя. После этой поездки он снова начинает крайне активно гастролировать.

 

По–настоящему знаковым событием для появления «культа Листа» является его приезд в венгерский город Пожонь (ныне – Братислава).

В это время режим Габсбургов становится более жестким к венграм, и национально–освободительное движение Венгрии нуждается в поддержке знаменитого земляка. Отчасти поэтому ему оказывают исключительно радушный прием: городской совет отменяет заседание для того, чтобы все могли побывать на концерте великого земляка. Его нарекают почетным гражданином и посвящают ему кантату, которая заканчивается словами «Франц Лист, твое отечество гордится тобой!», а местные магнаты дарят ему «саблю чести», инкрустированную драгоценными камнями.

Все девять концертов вызывают бурю оваций, а заработанные деньги Лист отдает на благотворительность: на дом слепых, создание национального театра и Венгерской консерватории. Часть денег Лист отвозит своему бывшему учителю в Доборьян, а также дает средства на реконструкцию местного органа.

 

Россия

В 1842 году Лист впервые приезжает в Россию. Концерт в зале дворянского собрания (ныне Большой зал Петербургской филармонии), среди прочих, посетили композиторы Михаил Глинка и Александр Серов (отец знаменитого художника Валентина Серова), писатель Федор Достоевский и знаменитый в то время критик Владимир Стасов. Стасов и Серов были в таком восторге от произошедшего, что немедленно разошлись по домам писать друг другу восторженные письма: «Счастливы, истинно счастливы мы, что живем в 1842 году, когда на свете есть такой исполнитель, и этот исполнитель заехал в нашу столицу и нам довелось его слышать» – пишет Серов Стасову.

Стасов отмечает просветительский пыл Листа: тот не боится перемежать популярные произведения серьезной музыкой, исполняет не слишком модных в те времена Баха и Генделя, свои обработки народных мелодий, а также транскрипции современных композиторов, сложных для восприятия широкой публики. Таким образом, Лист пытается выбраться из ненавистного ему амплуа «виртуозного скомороха», стремится не столько развлечь публику, сколько воспитать просвещенного слушателя.

 

Предлагается прослушать произведение – Ф. Лист «Грезы любви

в исполнении И. Котляревского.

(Заслуженный артист России. Лауреат международных конкурсов.)

 

Веймарский период

В 1844 году к Листу начинают ездить на обучение пианисты из разных стран – таким образом, Листа можно считать создателем традиции музыкальных мастер–классов.

На протяжении 1850–х годов Лист часто ездит в Будапешт и работает с венгерскими мелодиями. Но напряженный график не позволяет ему осуществлять полноценные этнографические музыкальные экспедиции, поэтому, как замечает композитор и исследователь творчества Листа Золтан Кодай, в его творчестве этого периода преобладает влияние городского цыганского фольклора.

 

Предлагается прослушать произведение – Ф. Лист «Рапсодия №2»

в исполнении Глеба Аксельрода.

(российский пианист и музыкальный педагог. Заслуженный артист РСФСР)

Поздний период

В 1870 году Лист возвращается к идее создания Венгерской национальной академии музыки и через пять лет реализует ее, становясь президентом академии и руководителем фортепианного класса.

 

 

Даже в последние годы Лист по меркам того времени необычайно много ездит для пожилого человека, ведя обширную гастрольную деятельность, способствуя формированию национального искусства и заложив основы фортепианной школы, которая до сих пор является одной из самых значительных в мире. В 1886 году он посещает последний в своей жизни Вагнеровский фестиваль. После этого 31 июля 1886 года он умирает от простуды в Байройте.

Лист создал фортепианную культуру в том виде, как она существует до сих пор, а его произведения входят в золотой репертуар каждого пианиста. Виртуоз, меценат и пропагандист нового искусства, Ференц Лист оставил большой след в истории музыки не только как композитор, но и как общественный деятель–творец «мистического века».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: