Заголовки таблицы.
№ | Наименование стадии/ этапы | Основная характеристика, цель и задачи работника |
1. | ||
2. |
Задание 4 ОШИБКИ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА.
Бланки с записями поведенческих и функциональных ошибок молодого сотрудника.
Рекомендации для успешной адаптации на новом рабочем месте.
Задание 5. «МЫСЛЕННАЯ ПРОГУЛКА»
«План развития на 5 лет».
Год | Позиция/должность (чем занимаюсь) | Что для этого нужно сделать (знать, уметь, какими компетенциями обладать) |
Экспериментальные методики
Методики должны быть выполнены и написаны содержательные выводы. (содержательные – это не менее 10-15 предложений, а не подсчитанные цифры).
Методика Голланда
Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".
Тест
№ | а | б |
инженер-техник | инженер-контролер | |
вязальщик | санитарный врач | |
повар | наборщик | |
фотограф | зав. магазином | |
чертежник | дизайнер | |
философ | психиатр | |
ученый-химик | бухгалтер | |
редактор научного журнала | адвокат | |
лингвист | переводчик художественной литературы | |
педиатр | статистик | |
организатор воспитательной работы | председатель профсоюза | |
спортивный врач | фельетонист | |
нотариус | снабженец | |
перфоратор | карикатурист | |
политический деятель | писатель | |
садовник | метеоролог | |
водитель | медсестра | |
инженер-электрик | секретарь-машинистка | |
маляр | художник по металлу | |
биолог | главный врач | |
телеоператор | режиссер | |
гидролог | ревизор | |
зоолог | зоотехник | |
математик | архитектор | |
работник ИДН | счетовод | |
учитель | милиционер | |
воспитатель | художник по керамике | |
экономист | заведующий отделом | |
корректор | критик | |
завхоз | директор | |
радиоинженер | специалист по ядерной физике | |
водопроводчик | наборщик | |
агроном | председатель сельхозкооператива | |
закройщик-модельер | декоратор | |
археолог | эксперт | |
работник музея | консультант | |
ученый | актер | |
логопед | стенографист | |
врач | дипломат | |
главный бухгалтер | директор | |
поэт | психолог | |
архивариус | скульптор |
Ключ к тесту
Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Интерпретация
Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.
Таблица
Типы профессиональной направленности личности
Типы | Психологические характеристики, особенности личности, способности | Ориентация, направленность, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
Р | Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение | Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. | механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д. |
И | Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность | Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи | физик, астроном, ботаник, программист и др. |
С | Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | врач, педагог, психолог и т.п. |
К | Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства | Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных | бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
П | Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия | бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д. |
А | Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения | музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д. |
2. Методика Климова
Инструкция к тесту:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовое задание:
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту:
Типы профессий | Номера вопросов | |||||||
Человек-природа | 1а | 3б | 6а | 10а | 11а | 13б | 16а | 20а |
Человек-техника | 1б | 4а | 7б | 9а | 11б | 14а | 17б | 19а |
Человек-человек | 2а | 4б | 6б | 8а | 12а | 14б | 16б | 18а |
Человек-знаковая система | 2б | 5а | 9б | 10б | 12б | 15а | 19б | 20б |
Человек-художественный образ | 3а | 5б | 7а | 8б | 13а | 15б | 17а | 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста:
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий:
I. «Человек-природа».Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника».Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек- человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Составитель:
Составитель: Артемьева Г.Н., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования и развития НВГУ
Тюстина Г.Г., доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования и развития НВГУ