Сотрудничество государств в рамках специализированных учреждений ООН.




 

Особенность сотрудничества в области прав человека в рамках СБСЕ состоит, в частности, в том, что нормы, создаваемые в результате этого сотрудничества, являются политическими нормами. Основанные на общепризнанных нормах международного права, они охватывают более широкий круг вопросов, чем сами нормы международного права.

Массовые и грубые нарушения прав человека при наличии соответствующих признаков являются международными преступлениями (см. гл. 9). Это общая проблема. Имеется также ряд специальных конвенций по этим вопросам. В 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в переводе на русский

означает уничтожение рода. В Конвенции под геноцидом понимаются действия, которые совершаются с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Эта цель достигается путем следующих действий: убийства членов такой группы; причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства ее членам; предумышленное создание таких условий, которые ведут к полному или частичному уничтожению группы; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения; насильственная передача детей из одной группы в другую (ст. II).[12] Таким образом, массовые убийства не обязательно будут геноцидом, в то же время убийство не является единственным способом совершения преступления геноцида. Наказуемы геноцид, заговор с целью его совершения, покушение, соучастие в нем.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года определяет расовую дискриминацию как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которые основываются только на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения и имеет целью установление неравенства в правах человека в любых областях общественной жизни. В соответствии с Конвенцией государства-участники предусматривают в своем уголовном законодательстве ответственность за распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, за подстрекательство к расовой дискриминации, а также за акты насилия или подстрекательства к насилию в отношении любой расы или группы лиц с другим цветом кожи или другого этнического происхождения и за предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности.[13]

Международный контроль за соблюдением государствами обязательств, содержащихся в Конвенции, осуществляет Комитет по ликвидации расовой дискриминации, 18 членов которого избираются государствами-участниками. Доклады в установленном порядке государства направляют Комитету через Генерального секретаря ООН. Комитет рассматривает также сообщения государств о невыполнении положений Конвенции другими участниками. Кроме того, Комитет принимает и рассматривает жалобы отдельных лиц или группы лиц, которые утверждают, что в отношении них были нарушены права, предусмотренные в Конвенции. Однако этот порядок действует только применительно к тем государствам, которые специальным заявлением признали компетенцию Комитета рассматривать такие жалобы. По завершении рассмотрения жалобы Комитет направляет свои предложения и рекомендации заинтересованному государству и заявителю.

Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года определяет преступление апартеида как преступление против человечества, как бесчеловечные акты, совершенные с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой и ее систематического угнетения. Государства — участники Конвенции обязуются предпринимать меры законодательного или иного характера, которые необходимы для предотвращения и (или) пресечения апартеида, а также принять законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, обвиняемых в совершении преступления апартеида. Они могут быть судимы в национальных судах любого государства — участника Конвенции или в международном уголовном трибунале, который может создаваться для этой цели.[14]

Принцип недискриминации по признаку пола, закрепленный в Уставе ООН, получил развитие в Конвенции о политических правах женщин 1952 года, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и в других международных документах.

Конвенция 1952 года закрепляет право женщин избирать и быть избранными, а также занимать должности на общественной и государственной службе и выполнять общественные и государственные функции на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации.

В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года государства-участники осуждают такую дискриминацию и обязуются проводить политику ее ликвидации. С этой целью они будут включать, если еще не включили, в свое национальное законодательство принцип равноправия мужчин и женщин и обеспечат его практическое осуществление, запретив всякую дискриминацию в отношении женщин, установив необходимые санкции и создав возможность юридической защиты прав женщин. Государства обязуются изменить или отменить все законы, постановления, обычаи, практику, которые устанавливают дискриминацию в отношении женщин. Государства-участники могут принимать временные меры, которые направлены на устранение неравенства между женщинами и мужчинами. Они обязуются принять все соответствующие меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Государства-участники принимают все меры по ликвидации дискриминации женщин в общественной и политической жизни, в области образования, занятости, здравоохранения и в других областях экономической и социальной жизни, в вопросах брака и семейных отношений. Женщинам предоставляется равная с мужчинами правоспособность и одинаковые возможности ее реализации.

Для контроля за соблюдением обязательств по Конвенции создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции. Государства направляют Комитету через Генерального секретаря ООН доклады, в которых сообщается о принятых ими мерах по выполнению положений Конвенции и о достигнутых на этом пути результатах. Комитет в своем ежегодном докладе, представляемом Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС, может вносить предложения и давать рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов государств.[15]

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В Конвенции с учетом того, что дети имеют право на особую помощь и защиту, определены гражданские, политические, экономические и социальные права, в частности право свободного выражения мнения, право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций И мирных собраний, доступ к информации, право пользоваться услугами системы здравоохранения и благами социального обеспечения, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей, право на образование, на отдых и досуг, на защиту от экономической эксплуатации.

Обязанностью государства является широкое ознакомление как взрослых, так и детей с принципами и положениями Конвенции.

Для контроля создается Комитет по правам ребенка, 10 членов которого избираются государствами-участниками и действуют в личном качестве. Государства в предусмотренном в Конвенции порядке предоставляют Комитету доклады, в которых они сообщают о принятых мерах, направленных на проведение в жизнь предусмотренных в Конвенции прав, и о достигнутом на этом пути прогрессе.

Сотрудничество государств в области прав человека осуществляется и в рамках специализированных учреждений ООН. Так, значительное число конвенций принято МОТ. В них содержатся нормы, касающиеся труда и социального обеспечения работающих. В частности, в 1930 году была принята Конвенция (№ 29) относительно принудительного или обязательного труда. Под принудительным или обязательным трудом в ней понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой лицо не предлагало добровольно своих услуг. Принудительным или обязательным трудом не являются военная служба, выполнение обычных гражданских обязанностей, работа по приговору суда, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Государства-участники должны упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. В Конвенции (№ 105) об упразднении принудительного труда, принятой в 1957 году, предусмотрено, что ее участники должны упразднить принудительный или обязательный труд и не могут использовать его в качестве средства политического воздействия или меры наказания за политические преступления, метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, для поддержания трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или в качестве меры дискриминации по признакам расы, вероисповедания, социальной или национальной принадлежности.

Конвенция (№ 122) о политике в области занятости 1964 года предусматривает, что государства-участники провозглашают и осуществляют политику полной, продуктивной и свободно избранной занятости, которая преследует цель

обеспечить работой всех, кто ее ищет и готов приступить к ней, обеспечить как можно большую продуктивность работы, предоставить свободу выбора занятости и обеспечить возможность на получение подготовки и использования своих навыков и способностей для выполнения работы без какой-либо дискриминации.[16]


Заключение

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. При соблюдении определенных условий допускаются по мотивам религиозного или языкового характера, а также для учащихся разного пола раздельные системы образования или учебные заведения, равно как и создание частных учебных заведений.

Государства-участники обязуются привести национальное законодательство и административную практику в такое положение, которое не допускало бы дискриминации в области образования. В частности, иностранцам, проживающим на территории государства, должно быть предоставлено право равного с собственными гражданами доступа к образованию. О мерах, принятых государствами для осуществления Конвенции, ее участники сообщают в докладах, периодически направляемых ими в ЮНЕСКО.


Список литературы:

1. Международное право. /Тункин Г. –М., 1994.

2. Мовчан А. Права человека и международные отношения. –М., 19892.

3. Мюллерсон Р. Права человека: идеи, нормы, реальность. –М., 1991.

4. Островский Я. ООН и права человека. –М., 1968.

5. Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990.


[1] Международное право./Тункин Г. –М., 1994,с. 285.

[2] Островский Я. ООН и права человека. –М., 1968, с. 45

[3] Островский Я. ООН и права человека. –М., 1968, с. 46

[4] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 62

[5] Международное право. /Тункин Г. –М., 1994, с. 287

[6] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 67

[7] Мюллерсое Р. Права человека: идеи, нормы, реальность. –М., 1991,с. 82

[8] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 66

[9] Международное право./Тункин Г. –М., 1994, с. 289.

[10] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 67

[11] Международное право./Тункин Г. –М., 1994, с. 289.

[12] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 68

[13] Мовчан А. Права человека и международные отношения. –М., 1982, с. 25

[14] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 69

[15] Международное право. /Тункин Г. –М., 1994, с. 298

[16] Шестаков Л. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990, с. 70



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: