10.06.20.
Субъекты финансового контроля их функции и задачи.
К субъектам внешнего финансового контроля относятся (рис. 2.1):
· Федеральная служба по бюджетному надзору;
· Счётная палата;
· Центральный банк РФ;
· Министерство финансов РФ;
· Федеральное казначейство;
· органы представительной власти субъектов Федерации;
· контрольно-ревизионные службы органов власти;
· налоговые и таможенные органы.
Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.
Внешний и внутренний финансовый контроль. Парламентские органы контроля и органы контроля исполнительной власти.
Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).
Парламентский контроль - контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.
К основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.
|
Независимые органы бюджетного контроля.
Счетная палата государства (уполномоченный государственный орган) является высшим органом государственного финансового контроля, компетенция, организация и порядок деятельности которого определяются национальным законодательством.
Контрольно-счетные органы государственно-территориальных субъектов являются высшими органами государственного финансового контроля в регионах, действующими на основании конституций и уставов государственно-территориальных субъектов и законов государственно-территориальных субъектов о контрольно-счетных органах.
Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной самостоятельностью и свою деятельность осуществляют только на основании закона. Контрольно-счетные органы подотчетны соответствующим органам государственной власти.
В пределах установленной законом компетенции контрольно-счетных органов все государственные органы и учреждения, а также организации и предприятия всех форм собственности обязаны предоставлять контрольно-счетным органам всю информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. Нарушение права контрольно-счетных органов на информацию влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством
|
Министерство финансов РФ, его полномочия и функции в области бюджетного контроля.
Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Минфин осуществляет финансовый контроль за:
· · целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
· · поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
· · доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
· · обеспечением платежеспособности страховщиков;
· · формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
· · использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
· · расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
· · качеством аудиторских проверок.
Структурные службы Министерства финансов РФ и их задачи в области финансового контроля.
Основными задачами Минфина являются:
1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.
4. Разработка проекта федерального бюджета и его исполнение, составление отчета об исполнении.
5. Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ.
7. Осуществление в пределах своей компетенции государственного ФК.
8. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетн6ости (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе).