ДОМАШНЕЕ ЗАДАННИЕ:ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РОМАНУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ «Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО




Споры вокруг романа «Преступление и наказание»

— Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?

— Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?

— Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?

— Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?

— Какие позиции ближе всего вам?

Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.

Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.

Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.

2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» — приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».

 

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

В. В. Розанов в статье «О Достоевском» писал: «Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) — чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого художества перемешиваются с чертами морали, философии, наконец, религии».

Слова В. В. Розанова показывают, насколько сложен и глубок роман «Преступление и наказание», жанр которого так непросто определить.

Выводы. Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека. Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.

 

Полифонизм романа.

М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа».

Вывод. Полифонический роман — это жанр, где герои самостоятельны и являются не только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего слова». Каждый герой имеет свой голос, не сливающийся с другими.

Итог уроков. «Колорит этого романа, и уже затем эпизоды его, весь он в своей неразрывной цельности — есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, продуманных человеком о себе», — писал В. В. Розанов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАННИЕ:ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РОМАНУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ «Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

 


[1] См.: Розанов В. В. О Достоевском // Наше наследие. 1991. № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: