Домашняя работа. 10 Э. 14.05, 15.05, 16,05.
ЗАДАНИЕ 4-3
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. | |||
прибылА созЫв полОжить досУг полилА | окружИт начАлся понЯв сОгнутый стройнА | ||
лЕкторы наделИт полилА жАлюзи пОручни | перезвонИт отклЮченный закУпорит красИвее аэропОрты | ||
слИвовый дОсуг вручИт зАняло ненадОлго | дОсуха бралА мозАичный исчЕрпать приручЁнный | ||
влилАсь отозвалА приручЁнный звОним оклЕить | клАла кОнусов облилАсь вероисповЕдание договОренность | ||
срЕдствами тортОв позвонИшь мозаИчный лЕкторы | вОвремя щЁлкать граждАнство свЕрлит воссоздалА | ||
прибЫл новостЕй докумЕнт кУхонный знАчимый | озлОбить влилАсь подЕленный ободрЁнный красИвейший | ||
добралАсь мЕстностей полилА сливОвый корЫсть | дешевИзна закУпорив мусоропрОвод укрепИт назвалАсь | ||
аэропОрт начАвшись знАчимый прИнятый избАлованный | докумЕнт стОляр жилОсь отозвалА кУхонный | ||
ненадОлго убЫстрить закУпорив мозаИчный начАвший | налитА новостЕй опОшлить пОртфель наделИт | ||
тОрты взялА дОсуг снятА вернА | снялА нЕдруг зАсветло повтОрит сверлИшь | ||
отдАв создалА зАтем красИвее загнУтый | бАнты дозвонЯтся лыжнЯ жАлюзи взялАсь | ||
корЫсть кормЯщий оптОвый донЕльзя одОлжит | бухгАлтеров плодонОсить одолжИт надорвалАсь заперлА | ||
красИвее квартАл заселенА прИданое началА | ворвалАсь дОверху сирОты Отрочество принудИть | ||
насорИт углубИть сливОвый налИвший сирОты | зАпертый прозорлИва убралА довезЁнный квАртал | ||
налитА лекторОв включИм дОнизу прозорлИва | кремЕнь окружИт дОнизу Оптовый отбылА | ||
слИвовый освЕдомишься аэропОрты нАдолго дОсуха | создалА поднЯв цЕнтнер насорИт диспАнсер | ||
обнялИсь принЯл кровоточАщий сорИшь шофЁр | корЫсть (из) кремнЯ обострЁнный позвОнит ненадОлго | ||
началсЯ прибЫв черпАть зАсветло бАнты | послАла навЕрх включЁн запертА средствА | ||
пОняв откУпорить намЕрение дешевИзна нанЯвшийся | лЕкторов налилА зАгнутый обострИть избАлованный | ||
прАвы ждалА катАлог оклЕить балУясь | баловАть свеклА сОгнутый лгалА экспЕрт | ||
поднЯв нАдолго озлОбить сирОты ждалА | гналАсь нажитА почестЕй недУг отдАв | ||
намЕрение зАтемно закупОрив стАтуя ободрИшься | дОнизу откупОрить звалА зАпертый экспЕрт | ||
кормЯщий балОванный катАлог надОлго ободрИться | бОроду создАв включЕнный иксЫкиломЕтр | ||
молЯщий дефИс осведомИшься заселенА бралАсь | КвартАл занялА нАливший дОнизу балУясь |
ЗАДАНИЕ 6-2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. | |||
ПОВЕСЕЛЕЕ / ряд КРИТЕРИЕВ/ не ПРОРОНЯЯ слов/ ОБОИХ студентов/ ИХ труды | ПОЛУТОРА метрами/ стадо из СЕМИСОТ голов скота/ об ОБЕИХ книгах/ пара САПОГОВ/ новые ДРАЙВЕРЫ | ||
в ДВЕ ТЫСЯЧИ двадцать втором году/ старые ПРОПУСКА на предприятие/совсем ОЗЯБ/ несколько пар ТУФЛЕЙ/ согласно ГРАФИКУ | с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами/ пачка МАКАРОН/ к десятому АПРЕЛЮ/ ОБЕИХ гусынь/ в СОРОКА регионах | ||
домашняя ТУФЛЯ/ по ПРИЕЗДЕ в город/ ПОКЛАДИ на стол/ ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ годами/ без ПОГОН | ТРОЕ волчат/ свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров/ ягоды стали СЛАЖЕ / нет ПОЛУТОРАСТА книг/ перед пятым ИЮНЯ | ||
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками/ ПОЛОЩУЩИЙ бельё/ все ДИРЕКТОРА гимназий/ более ВЫШЕ/ хорошие КРЕМЫ | ДВОЕ сирот/ менее ДЕВЯНОСТО одного процента/ ЛЯГТЕ (на пол)/ пара НОСКОВ / ИХ работа | ||
ЧУДЕСНЕЙШИЙ/ много ВИШЕН/ ДВЕ СЕДЬМЫХ/ САДИ дерево/ В ОБЕИХ сумках | горячие СУПЫ/ любимые ПРОФЕССОРА/ наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ/ в ДВУХСТАХ метрах / на ИХ территории | ||
много ПОЛОТЕНЕЦ/ хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ/ ПОЕЗЖАЙ сейчас /с ДВУМЯСТАМИ бойцами/ к ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВАДЦАТЬ ВТОРОМУ году | ОБОИМИ студентами/ БОЛЬНАЯ мозоль/ пять АПЕЛЬСИНОВ ПРИЕДЬ быстрее/ для СЕМИСОТ детей | ||
в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах/ не МАШИТЕ руками/ ШИРЕ/ килограмм МАКАРОНОВ/ пара ПОЛОТЕНЕЦ | ОБГРЫЗАННОЕ яблоко/ ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями/ ЧЕТВЕРО суток/ ЧЁРНЫЙ тюль/ пара БОТИНОК | ||
у ИХ сестры/ пить из БЛЮДЦЕВ/ нет САПОГ/ ещё БОГАЧЕ/ около ПЯТИСОТ человек | в ОБЕИХ странах/ ПОЛОЖИТЕ сумки/ с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями/ пара ЧУЛОК/ тонна ПОМИДОРОВ | ||
пара ТУФЛЕЙ/ ВЫПРАВЬ текст/ несколько ПОЛОТЕНЕЦ/ старые ПРОФЕССОРА / новые ВЫБОРЫ | ШЕСТЬЮСТАМИ учениками/ ЛЯГТЕ на диван/ много БАКЛАЖАНОВ пирог с ПОВИДЛОЙ/ КЛАДИТЕ на место | ||
группа ОСЕТИН/ СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами/ пустые ТЕРМОСА/ не ЛАЗАЙТЕ через забор/ ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ | опытные ШОФЁРЫ/ одной ТАПКОЙ/ в ОБОИХ государствах/ без КОММЕНТАРИЕВ/ ПОВАРЫвкусно готовили | ||
вкусных ОЛАДИЙ/ НАИБОЛЕЕ КРАСИВЫЙ дом/ ТРОЕ друзей/ много ПОЖИТОК / ШЕСТЬЮСТАМИ рублями | КЛАДИТЕ на полку/ более УМНЕЕ / менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей ПОЕЗЖАЙ сегодня/ несколько ПОЛОТЕНЕЦ | ||
НАИБОЛЕЕ яркий/ пусть ПОПРОБУЕТ/ почётные ТИТУЛЫ/ хорошо СТРИГЁТ/ в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году | пять АМПЕР/ на ширине ПЛЕЧ/ цветок быстро УВЯНУЛ/ ТРЕМЯСТАМИ дисками / почти в СТА странах | ||
ЗАЖЖЁТСЯ свет/ пара ЧУЛОК/ МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ СЕМЬЮСТАМИ рублями/ ПРИЙДУ | почётные ТИТУЛЫ/ мы ХОЧЕМ / ПРОПОЛОЩИ бельё / ЛАЖУ по крышам/ПОЛОЖИ на стол | ||
пара САПОГ/ килограмм ПОМИДОРОВ/ ЕХАЙ вперёд/ в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году / группа ОСЕТИН | килограмм ВАФЛЕЙ/ ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи/ согласно ПРИКАЗУ/ скучает по ВАС/ свыше СЕМИСОТ страниц | ||
любимые ПРОФЕССОРА/ более ВОСЕМЬСОТ миллионов/ ЯРЧЕ солнца ПОЕЗЖАЙТЕ поездом / модных СЕРЁГ | опытные ТРЕНЕРЫ/ двадцать ПЕТЛЕЙ/ килограмм ПОМИДОРОВ/ лучшие ИНЖЕНЕРЫ/ много КОЧЕРЁГ | ||
вместе с ДЕТЬМИ/ много ЯБЛОКОВ/ искомый ОТВЕТ/ НАИЛУЧШИХ снимков/ ТОНКИЙ тюль | нет ЦЫГАН/ ТРОЕ медвежат/ сильно ЖГЁТСЯ/ двадцать ГРАММОВ/ к первому СЕНТЯБРЯ | ||
СОБОЛИЙ воротник / нет ВИШЕН/ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками ответить БОЛЕЕ ТОЧНЕЕ/ ЗАЕЗЖАЙ завтра | килограмм БАНАНОВ/ отряд ПАРТИЗАН/ лампочка ЗАЖЖЕТСЯ/ двое ГРУЗИН / ЕХАЙТЕ в город | ||
пять КАСТРЮЛЬ/ шире ПЛЕЧ / свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРАХ/ НАПОИВ чаем/ НАДЕТЬ наушники | пять СОТНЕЙ книг/ СЫПЛЕТ снегом/ горсть ВИШЕН порция ПЕЛЬМЕНЕЙ/ ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями | ||
у ИХ сестры/ пить из БЛЮДЦЕВ/ нет САПОГ/ ещё БОГАЧЕ/ около ПЯТИСОТ человек | палец с МОЗОЛЕМ/ около ПОЛУТОРАСТА книг/ бочки без ДОНЬЕВ современные ПРИНТЕРЫ/ у ОБЕИХ сестёр |
Задание 8-2
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. | |||
отн..мает / спец..алист / пок..сившийся (забор) / разр..елись / л..пата | заг..релый к..рифей прир..щение прик..снуться одр..хлеть | ||
утр..мбовать / оз..ряющий / обж..гаться / зам..рать / пол..мизировать | водор..сли неув..дающая в..теран разд..рать гор..зонтальный | ||
орб..итальный / сув..ренитет / разг..релся / выб..рать / прик..саться | сж..гание архит..ктурный эст..када бл..стательность уб..рать | ||
оз..рять / утр..мбовать / в..негрет / ст..ринный / расст..лить | выг..рать тр..фарет х..рактеризовать подр..стает л..гичность | ||
пар..доксальный безотл..гательный усм..рить г..релый / неприк..саемый | орг..низация сист..матизировать к..стюм прик..сновение расст..лающийся | ||
с..тирический / вым..ршие / к..сается / прил..жение / пл..дотворный | экв..валент вет..ринар верн..саж зап..реть обог..щать | ||
прогр..ммист / бл..стящий / к..лдовать / прик..сновение / изб..рательный | ак..демия к..талог зам..рать зан..мать наед..не | ||
г..ризонтальный / подск..чить / подр..стать / зат..реть / пол..мический | прик..саться зам.. рать разв..вать (голос) выб..раться ап..лляция | ||
разг..реться / заст..лить / фест..валь / зак..лять / пл..вчиха | Эксп..нат выб..рать с..рдитый прик…саться заг..релый | ||
соч..тать / заг..релый / тр..диционный / прим..чательный / б..ллада | Несг..раемый ст..рожить обж..гающий пор..сль к..нфорка | ||
г..ристая / прод..лжение / изм..рительный / вл..жения / сб..регать | Разр..слась ч..столюбие распол..гается сув..ренитет заг..релись | ||
амн..стировать/ патри..тический /зан..мательный /забл..стели / м..рковный | бл..стательный ун..верситет объед..нение оп..раться ф..олетовый | ||
аккомпан..мент / нел..гичный / подр..сли / неж..лательный / заж..галка | Заг…релый к..рифей распол..житься прик..снуться одр..хлеть | ||
сув..ренитет / оштр..фовать / просл..влять / вы..скочка / пр..оритет | эксп…нат выб…рать с…рдитый прик..саться заг…релый | ||
к..ламбур / р..стение / пок..ряющий / зап..реться / зак..лдованный | инт..нсивный препод..вание к..сательная к..нспект заг..релый | ||
разг..ореться / анн..тация / прим..риться / бл..стеть / прот..рать | прим..рение предпол..гать оз..ряемый аф..ризм прик..сновение | ||
ст..лизовать / те..ретический / сч..стливый / пропаг..ндист / в..лютный | ш... велюра соб...рут р...внинный подж...гать ут...пический | ||
прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток | К..мпромисс заг...рается л...уреат ч..стотный забл..стеть | ||
зАр..сли прил..жить к..мбинация зак..ренелый подг..ревший | ав..нгард отм..рают р..ферендум экспр..ссивный трансп..рант | ||
ок..ймлять см..нать соприк..снувшись реж..ссёрский оч..ровать | б..калея нат..рать к..сательная эфф..ктивный подр.. стать | ||
огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать | см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный | ||
апл..дировать ук..ротитьт изл..жение д..ректор зад...рать | дор..гие к..сательна р..месленный заг..релый к..ридор | ||
обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший | пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф | ||
р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир | г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий |
Домашняя работа. 10 Э. 18.05
Расскажите, что делает автор. Сформулируйте основную проблему.
(1)В клетке зоопарка токовал глухарь. (2)Днем.(3) Прилюдно. (4)Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно.
(5)Глухарь в неволе иссох до петушиного роста и веса, перо в неволе у него не обновлялось, только выпадало, и в веером раскинутом хвосте не хватало перьев, светилась дыра, шея и загривок птицы были словно в свалявшейся шерсти. (6)И только брови налились красной яростью, горели воинственно, зоревой дугою охватив глаза, то и дело затягивающиеся непроницаемой, слепой пленкой. (7)Перепутав время и место, не обращая внимания на скопище любопытных людей, пленный глухарь исполнял назначенное ему природой — песню любви. (8)Неволя не погасила в нем вешней страсти и не истребила стремления к продлению рода своего. (9)Он неторопливо, с достоинством бойца, мешковато топтался на тряпично-вялой траве меж кочек, задирал голову и, целясь клювом в небесную звезду, взывал к миру и небесам, требовал, чтоб его слышали и слушали. (10) И начавши песню с редких, отчетливых щелчков, все набирающих силу и частоту, он входил в такое страстное упоение, в такую забывчивость, что глаза его снова и снова затягивало пленкой, он замирал на месте, и горло его, раскаленное ещё, продолжало перекатывать, крошить камешки на осколки.
(11)В такие мгновения птичий великан глохнет и слепнет, и хитрый человек, зная это, подкрадывается к нему и убивает его. (12) Убивает в момент весеннего пьянящего торжества, не давши закончить песню любви.
(13)Глядя на невольника-глухаря, я подумал, что когда-то птицы-великаны жили и пели на свету, но люди загнали их в глушь и темень, сделали отшельниками, теперь вот и в клетку посадили. (14)Оттесняет и оттесняет человек все живое в тайге газонефтепроводами, электротрассами, нахрапистыми вертолетами, беспощадной, бездушной техникой дальше, глубже. (15)Но велика у нас страна, никак до конца не добить природу, хотя и старается человек изо всех сил, да не может свалить под корень все живое и под корень же свести не лучшую ее частицу, стало быть, себя. (16)Обзавелся вот «природой» на дому, приволок ее в город — на потеху и для прихоти своей. (17)Зачем ему в тайгу, в холодную ночь, по колено, а где и по пояс в воде переть на ток. (18)Он здесь получит удовольствие, за два гривенника насмотрится на зверей, наслушается рёву, песен и стона.
(19)Обойдя огромный зоопарк, я возвращался в подавленном настроении — звери в неволе были болезненно вялы, полуоблезлы, в свалявшейся шерсти и проплешинах. (20)Самые вольные и грозные звери выглядели совсем жалко. (21)Волки смотрели сквозь решетки отстраненными глазами, в которых была такая бездонная тоска, что и не выразить ее человеческими словами…
(22)А меня всё что-то тянуло и тянуло к клетке глухаря. (23)Он «оттоковал», сложил свой дырявый хвост, без интереса порылся в кормушке, наполненной хвоей, смесью семян, песком и какой-то скорлупой. (24)Зрители и слушатели, большей частью дети, набросали на пол клетки уличному певцу е и кедровых шишек да орешков, будто в уплату. (25) Глухарь взял в клюв орешек, подержал его и выронил, не раскусив. (26) Посмотрел на людей без осуждения или сквозь них, в пустоту, и поковылял в угол, за искусственно сделанную из коряги засидку…
(27)И угадывалось, явно угадывалось — он все еще видел дальним зрением и неугасшей памятью недосягаемую тайну, разгорающееся за лесистым болотом небо, нарядных невест, шатающих меж сосен и кочек, осыпанных прошлогодней клюквой. (28)Клёкнул токовник, огляделся, вспомнил, где он, по-стариковски устало опустился на подогнувшиеся лапы, поправил что-то в крыле и задремал…
(По В.П.Астафьеву*)
*Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)- русский советский писатель, классик отечественной литературы, автор рассказов, повестей романов.
Домашняя работа. 10 Э. 19.05
Практическая работа. Вариант 12
1.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сконструированный Крампом для Российской империи крейсер «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость — 23,5 узла, однако из-за крупных конструкторских недочётов Крампа уже через пять лет скорость крейсера сократилась до 14 узлов.
2) Крейсер «Варяг», показавший на испытаниях рекордную для своего времени скорость, вероятно, не был бы затоплен и смог бы прорваться к Порт-Артуру, если бы не конструкторские недочёты инженера Крампа, в результате которых скорость корабля к 1904 году сократилась до 14 узлов.
3) Построенному по последнему слову техники крейсеру «Варяг», тем не менее, не хватило максимальной скорости для того, чтобы прорваться мимо японской эскадры к Порт-Артуру, корабль получил 5 пробоин и был затоплен.
4) Крейсер «Варяг» был затоплен в 1904 году при попытке прорваться к Порт-Артуру, причём корабль с момента постройки не имел на это никаких шансов: расчётная скорость «Варяга» составляла всего 14 узлов, чего было явно недостаточно для успешного прорыва.
5) Конструкторская ошибка инженера Крампа, в результате которой корабль, показавший на испытаниях рекордную для своего времени скорость, через 5 лет снизил скорость до 14 узлов, вероятно, и стала причиной его неудачной попытки прорваться к Порт-Артуру и, в конечном итоге, затопления.
(1)В 1904 году, в самом начале русско-японской войны, крейсер «Варяг» попытался пробиться мимо японской эскадры в Порт-Артур, однако в ходе сражения с японцами получил 5 подводных пробоин и был затоплен. (2)Спроектированный Чарльзом Крампом по заказу Российской империи и спущенный на воду в 1899 в Америке, крейсер этот, казалось бы, имел все шансы прорваться к Порт-Артуру: «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость — 23,5 узла. (3)<...> из-за крупных конструкторских недочётов инженера Крампа паровые котлы корабля вскоре после ввода крейсера в эксплуатацию пришли в негодность и максимальная скорость «Варяга» к моменту сражения сократилась до 14 узлов, чего было явно недостаточно для прорыва. |
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
Например К тому же Зато Однако Следовательно
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЙТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИЙТИ́, приду, придёшь; пришёл, -шла; пришедший; придя; совер.
1. Идя, достигнуть чего-н., явиться куда-н. П. домой. П. в гости.
2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Наступить, настать, возникнуть. Пришла пора учиться. Пришло время обедать. Пришла счастливая мысль.
3. во что. Оказаться в каком-н. состоянии (названном следующим далее существительным). П. в ярость. П. в восхищение. П. в ветхость. П. в движение.
4. к чему. Достигнуть чего-н. после каких-н. действий, решений. П. к соглашению. П. к выводу.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
включАт квартАл опломбИровать ободрИть послАла
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Различные ИНФОРМАЦИОННЫЕ источники предлагали весьма противоречивые сведения.
В новом коллективе я ощущал себя достаточно КОМФОРТНО.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
Эксперты работали с УДВОЕННОЙ энергией, чтобы успеть к сроку.
Участникам соревнования были вручены ПАМЯТНЫЕ значки.
2.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Строительство пирамид—сохранившихся до наших дней наиболее известных каменных монументов—началось в эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, а использование простейших технологий при их возведении было настоящим триумфом организации труда в огромных масштабах.
2) К концу эпохи Древнего царства царские усыпальницы в Египте — пирамиды и другие гробницы — были возведены в соответствии с требованиями фараонов.
3) Грандиозные усыпальницы — и знаменитая ступенчатая пирамида в Саккаре, и самая крупная пирамида, построенная в Гизе для фараона Хеопса, — сохранились до наших дней.
4) В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, началось строительство сохранившихся до наших дней наиболее известных каменных монументов — пирамид, возведение которых на основе простейших технологий было триумфом организации труда в огромных масштабах.
5)В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные усыпальницы — пирамиды.
(1)В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, почти сразу же началось возведение каменных монументов, <...> наиболее известны грандиозные царские усыпальницы — пирамиды. (2)До наших дней сохранились и знаменитая ступенчатая пирамида в Саккаре, и самая крупная пирамида, построенная в Гизе для фараона Хеопса. (3)Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий, а их возведение было, по своей сути, триумфом организации труда в невиданных масштабах. |
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в первом предложении текста?
Однако Несмотря на это Поэтому Потому что Из которых
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТРУД, -а, муж.
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).
4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облилАсь дозвонЯтся нАживший налитА начАв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
АБОНЕМЕНТЫна концерты, проходящие в Концертном зале имени П.И. Чайковского, можно приобрести во всех кассах Московской государственной академической филармонии.
Метеорологи не имеют возможности заранее с достоверностью прогнозировать наступление погодных аномалий, но учёные не исключают, что в дальнейшем нашу планету ВЫЖИДАЮТ резкие колебания погоды.
Перед тем как использовать суспензию для ингаляции, контейнер необходимо ВСТРЯХНУТЬ лёгким вращательным движением.
Прошедший год был отмечен ВПЕЧАТЛЯЮЩИМИ событиями в культурной жизни страны.
3.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.
2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.
3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов — гладиаторов (от лат. gladius — «меч») — состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.
4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.
5) Битвы гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков и изначально сопровождали лишь погребение знатных лиц, но с течением времени такие бои стали просто развлечением для публики.
(1)Обычай устраивать гладиаторские бои, которые представляли собой смертельные поединки между обученными в специальных школах военнопленными, рабами и жаждущими славы добровольцами — гладиаторами (от лат. gladiiis — «меч»), римляне заимствовали у этрусков, для которых бои рабов, проводившиеся при погребении знатной особы, имели глубокое религиозное обоснование и являлись высшей честью, которую могли воздать предку благородные наследники. (2)Первые римские гладиаторские бои были проведены в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме, но поводом для их проведения действительно были поминки знатного римлянина Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения, участниками которых становились несколько сотен бойцов, полностью утратили свой религиозный контекст и стали излюбленным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью которой было увеселение широкой публики. |
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
Наоборот Кроме того Сначала Лишь Однако
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧЕСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, жен.
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).
3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.
4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям!
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сирОты кУхонный врУчит налитА завИдно
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДОСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора.
Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.
4.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений. |
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Однако Даже Несмотря на это Следовательно Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВЫ́ХОД, -а, муж.
1. см. выйти.
2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в.! (напоминание актёру, находящемуся за сценой).
3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.
4. Способ разрешить трудность, выйти из затруднения. В. из положения.
5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода. Высокий в. шерсти у овец.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прозорлИва лгалА диспАнсер дозвонЯтся налитА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.
Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.
Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.
Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей.
В этом словаре отражен СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ служебных морфем русского и украинского языка.