IV. Подготовьте рабочие материалы.




Текст 1

(1)Как-то в поезде, наладивши вагонный быт, мы, четверо пассажиров всех четырех поколений, как обычно, разговори­лись о том о сем. (2)Я была старше всех. (3)Внизу с пятилет­ним сынишкой расположилась молодая, очень приветливая женщина. (4)Другой ее сын Леня, мальчик лет двенадцати, читал на верхней полке журнал, а вторую полку вверху занимал очень общительный сельский интеллигент — то ли агроном, то ли зоотехник. (5)Все мы ехали в Магнитогорск, у нас в Мо­скве была суетливая пересадка, и теперь, когда летнее душное многолюдье и сутолока позади, всем было хорошо, и мы, ока­зывая друг другу мелкие услуги, мгновенно подружились, по­чувствовав себя земляками.

(6)Геннадий Марксович объяснил, что странным отчест­вом наделил его отец, комсомолец двадцатых годов, сменив­ший имя Христофор из-за яростного безбожия: тогда многие меняли имена и фамилии, порочащие звание советского граж­данина.

(7)— Отцу было хорошо, он стал Маркс Степанович — получилось нормально, вроде Марк Степанович, так в селе и говорили: Марко. (8)А мне каково? (9)Чуть проступок какой, так сразу смеются: веди себя разумно, считай себя вроде марксова сына...

(8)С этого монолога Геннадия Марксовича и пошла речь о двадцатых годах. (11)Родился он на Украине, я тоже пере­ехала за Урал уже подростком. (12)Помню и гражданскую войну, и страшный голод, и разруху...

(13)Раннее детство агронома пришлось на тридцатые го­ды, подростковую пору прихватила война. (14)Тут уж моих воспоминаний на две жизни хватит: тридцатые годы, самое их начало — в селе — коллективизация, потом Магнитострой, потом война...

(15)И вот старший мальчик Леня сказал:

— Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи!

(16)Очень развитой, начитанный школьник, оказывается, не пропустил ни одного слова в нашей дорожной беседе. (17)Ему все было интересно. (18)События, связанные с моим пенсионным возрастом, плавно перелились в сегодняшние проблемы, и мальчишечий интерес угас. (19)Леня изменил по­зу, лег на живот, подпер красивое личико ладонями и погру­зился в книгу.

(20)А у меня осталась в голове его фраза: «Сколько же эпох вы пережили?» (21)А за ней и вторая: «И какие разные эпохи!»

(22)Нашел же слово: эпохи! (23)Для меня, для моей жиз­ни — десятилетия, для истории — периоды, а для умного мальчика — эпохи. (24)Так вот что мне довелось, а может, и посчастливилось пройти, и ведь в ногу с людьми, а если гля­нуть шире, то и с народом, — эпохально.

(25)Наверное, Леня читал рассказы, повести, романы, смотрел фильмы, слышал от учителей и о 1ражданской войне, и о преобразовании деревни, и, уж конечно, о военных годах и на фронте, и в тылу. (26)Сколько написано, сколько золотых страниц вошло в классику! (27)А ему, Лене, интересно, он слышит от живого свидетеля и участника и что было, и как было, и какие были случаи. (28)Вот эти случаи разожгли его любопытство.

(29)А если расшевелить душу и оживить для себя те, полу­забытые картины быта и бытия, написать так, как все это виде­лось: сперва — маленьким человечком, потом девчонкой, по­том, потом... (30)Еще одна человеческая, всегда неповторимая судьба не пустяк и кому-то покажется интересной, как моему случайному спутнику. (31)Спасибо тебе, Леня, за толчок. (По Н.Г. Кондратковской)

 

1. Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

1) Попутчики, оказав взаимные мелкие услуги, симпати­зировали друг другу и вели задушевные разговоры, рассказывали о времени и о себе.

2) Мальчик Леня читал о революции, о войне, восстанов­лении села, но никогда не интересовался настоящим.

3) В советские времена люди не верили в бога и поэтому меняли имена, созвучные словам с религиозным зна­чением, на имена, напоминавшие имена и фамилии деятелей коммунистического движения и символы со­циализма.

4) Судьба отдельного человека, описанная в контексте исторических событий, может стать интересной для читателей.

 

2. Почему отец одного из рассказчиков поменял имя?

1) Так было модно.

2) Ему нравилось имя Марк.

3) Ему хотелось сменить имя, напоминавшее христиан­ский символ, на имя философа-материалиста.

4) Его имя Христофор трудно выговаривалось, поэтому порочило звание комсомольца.

3. Почему Мальчик Леня, услышав рассказы старших попут­чиков, сказал: «Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи!» (предложение 15)?

1) Он не знал значения слова «эпоха», думал, что это зна­чит «десятилетие».

2) Он осознал, что жизнь попутчиков проходила в разные переломные моменты истории страны, когда коренным образом менялась реальность.

3) Он думал, что его попутчики — очень старые люди.

4) Он пожалел, что ему самому не довелось жить во вре­мя глобальных преобразований. •

 

4. Почему Леня потерял интерес к беседе, когда попутчики

начали обсуждать «сегодняшние проблемы»?

1) Ему было интересней читать свою книгу.

2) Он больше интересовался тем, что не мог увидеть соб­ственными глазами.

3) Он был уверен в том, что в его время не может быть столь интересных событий, как в прошедшие десяти­летия.

4) Он устал от разговоров взрослых.

 

5. Почему слова Лени так привлекли внимание автора?

1) Автор думал, что Леня на редкость умный мальчик.

2) Автор осознал, что его жизнь заинтересовала мальчика.

3) Автор понял, что жизнь отдельного человека, показан­ная в контексте истории страны, может быть интерес­ной другим людям.

4) Автор согласился с мальчиком в том, что прожил мно­го разных эпох.

 

6. Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) комсомолец, гражданин, монолог;

2) пассажир, война, беседа;

3) эпоха, свидетель, народ;

4) спутник, воспоминания, судьба.

 

7. Как характеризует автора информация, заключенная в предложении 24?

1) Автор всегда старался быть активным членом общества.

2) Автор — это престарелый человек.

3) Автор гордился своими жизненными достижениями.

4) Автор осознавал, что его жизнь неразрывно связана с жизнью всего народа нашей страны.

 

8. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «золотых» (предложение 26):

1) сделанных из золота;

2) дорогостоящих;

3) ценных для будущего;

4) прекрасных, красивых.

 

9. Укажите, что означает употребленное в тексте выражение «расшевелить душу» (предложение 29):

1) расплакаться;

2) расчувствоваться;

3) разнервничаться;

4) вспомнить былые переживания.

 

10. Выберите утверждение(-я), с которым(-и) вы согласны:

1) После слов Лени автор решил написать книгу о своей судьбе и истории страны.

2) Жизнь автора была интересней, чем жизнь Геннадия Марксовича.

3) Леня завидовал попутчикам.

4) Автор понял, что для тех, кто не был свидетелем исто­рических изменений, его судьба может быть интересна.

 

11. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) названа(-ы) пробле­мами), поднимаемая(-ые) автором в тексте:

1) отцов и детей;

2) исторической памяти и забвения;

3) судьбы человека и страны;

4) стойкости и мужества в переломные моменты истории.

IV. Подготовьте рабочие материалы.

1. Выберите и сформулируйте проблему, которую будете ос­вещать в своем сочинении.

_____________________________________________________________________________

2. Подготовьтесь к комментарию проблемы. Ответьте на во­просы:

1) Что вы знали об этой проблеме до чтения текста?

2) Почему автор пишет об этой проблеме? Что его побу­дило взяться за перо?

3) Что именно автор пишет о проблеме? Какие аспекты раскрывает?

3. Подберите цитату из текста, подтверждающую правильное понимание проблематики (проблемы).

Предложения № _____

4. Определите позицию автора по выявленной проблеме.

_____________________________________________________________________________

5. Подберите цитату из текста, подтверждающую правильное понимание позиции автора.

Предложения № _________________________________

6. Ответьте на вопросы:

1) Почему автор придерживается данной позиции?

2) Чем автор доказывает справедливость своей позиции?

7. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме.

_____________________________________________________________________________

8. Подготовьтесь к доказательству своей позиции. Заполните таблицу:

Аргументы Автор, произведение Герой Обоснование
1.Аргумент, постро­енный на читатель­ском опыте      
2.Аргумент, постро­енный на читатель­ском опыте      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: