В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ установили: проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают:
· массаж и самомассаж;
· пальчиковая гимнастика;
· изобразительная деятельность;
· лепка;
· рисование;
· аппликация;
· ручной труд;
· манипуляции с различными предметами: собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков; шнурование.
· штриховка, работа в прописях. [1]
Игры и упражнения для детей 2-4 лет.
Волшебный мешочек.
Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.
Тактильные дощечки.
Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.
|
Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.
Пальчиковый бассейн.
Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.
Кручу-верчу.
(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)
Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.
Веревочка.
Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.
Прищепки.
Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.
Упражнения с речевым сопровождением.
|
Лиса.
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:
“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”
Ворона.
Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:
“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось - фантик.”
Собаки.
В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:
“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”
Для детей 5 – 7 лет.
Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:
Небо синее в России
Реки синие в России - загибают по одному пальчику.
Есть и клены, и дубы пальцы изображают “ветки”
А какие есть грибы! Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.
Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.[2]
Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек.
Пальчиковый театр. Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими. Следует порекомендовать родителям сводить детей в настоящий театр на различные детские представления.
Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.
Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.
Литература
1) Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. Книголюб, М 2008.
2) Пичугина Г.А., Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. ТЦ "Сфера", М 2011.