Планы семинарских занятий
Вид занятия (практические, лабораторные, мелкогрупповые, семинары) | Тема | Цель работы | Учебно-методическое пособие для подготовки и выполнения задания (при наличии) |
Семинар | «Особенности культурных практик средневековой и ренессансной Европы» | Рассмотрение проблематики культурных практик Средневековой и Ренессансной Европы: Культовые практики; бытовые и досуговые практики разных социальных слоев; культурные практики средневекового рыцарства, трубадуров и вагантов; специфика культурных практик ренессансной Европы; Воздействие реформации на европейские культурные практики | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
Семинар | «Культурные практики мусульманского Востока», Средней Азии и Кавказа» | Рассмотрение особенностей повседневных и не повседневных культурных практик мусульманского Востока, включая суфизм. Специфика культурных практик Средней Азии и Кавказа. | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
Семинар | Культурные практики традиционных Индии, Китая и Японии | Рассмотрение специфики культурных практик традиционных Индии, Китая, Японии Повседневные и не повседневные, бытовые, досуговые и духовные практики Индии, Китая и Японии (включая йогу, боевые искусства и так далее); | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
Семинар | «Культурные практики Древней и средневековой Руси» | Рассмотрение проблематики культурных практик древней Руси, включая переход от язычества к православию; Специфика культурных практик в Московской Руси | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
Семинар | Культурные практики Европы и Америки Нового времени, до ХХ века включительно» | Проблематика специфики культурных практик Европы Нового времени периода абсолютизма и развития буржуазного мира. Включая культурные практики Южной и Северной Америки и Европы до ХХ века. | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
Семинар | Особенности культурных практик России дореволюционной и советского периода | Особенности культурных практик России дворянской, купеческой и мещанской. Своеобразие культурных практик советского периода. | История культуры повседневности Учебное пособие. Под научной редакцией В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой М.: Проспект, 2016 |
|
Варианты вопросов для занятий семинарского типа:
1. Культурные практики древней языческой Руси
2. Смысл и культурная практика исихазма и старообрядчества
3. Культурные практики средневековой традиционной Руси
4. Культурные практики европейского абсолютизма и развивающейся буржуазной Европы
5. Культурные практики Южной и Северной Америки в Новое время
6. Культурные практики Европы Х1Х – начала ХХ веков
7.Культурные практики дворянской России
8. Культурные практики России купеческой, мещанской, крестьянской до революции
9. Культурные практики в Советском Союзе
|
Примерные темы творческих заданий (докладов, презентаций)
1. Культовые практики средневековой Европы
2. Культурные практики средневекового рыцарства
3. Практики народной культуры средневековой Европы
4. Культурные практики мусульманского Востока. Суфизм
5. Особенности культурных практик Средней Азии
6. Специфика культурных практик Кавказа
7. Культурные практики традиционной Индии
8. Культурные практики традиционного Китая
9. Культурные практики традиционной Японии
Оценочные средства промежуточной аттестации
Тематика контрольных работ
1) Трансформация культурной практики в культурную индустрию: причины и предпосылки, этапы, сущностные изменения (по выбору: образование, реклама, питание, мода, здоровье и т.д.)
2) Региональный опыт трансформации культурной практики в культурную индустрию (регион по выбору)
Вопросы к экзамену
1.Культурные практики: понятие и явление, типы и виды
2. Возникновение культурных практик в истории человечества
3. Ритуально-мифологические и магические практики первобытности
4. Хозяйственные и пищевые культурные практики первобытности
5. Становление в первобытности практик отношений между полами, общения, воспитания и обработки внешности
6. Хозяйственные культурные практики у скотоводов
7. Практики освоения пространств, организации жилищ скотоводами
8. Особенности культурных практик земледелия и растениеводства в древних «речных» цивилизациях
9. Культурные практики освоения и обработки пространств, устройства поселений земледельцами разных регионов Земли
|
10. Развитие культурных практик устройства жилищ и обустройства в них людей античного мира
11. Особенности культурных практик устройства поселений и жилищ европейцами средневековья и Нового времени
12. Культурные практики устройства поселений, устройства и обустройства жилищ в особых климатических и географических условиях (Дальний Восток, Северные территории Европы, Азии и Америки, и другое)
13. Культурные практики ремесел: обработка камня, гончарное, кузнечное, плотницкое ремесла в истории человечества
14. Культурные практики ремесел: обработка кож и шкур, плетение, прядение, ткачество, шитье в истории человечества
15. Культурные практики народных промыслов в доиндустриальных обществах
16. Культурные практики телесности, гигиены и физической культуры в
Древних цивилизациях, в античном мире (Греция и Рим)
17. Культурные практики телесности, гигиены и физической развитости в христианской Европе (средневековой и Нового времени)
18. Пищевые культурные практики в их историческом развитии, социально-слоевой и региональной специфике
19. Культурные практики одежды и ухода за внешностью в античности и европейском средневековье
20. Особенности развития культурных практик одежды и ухода за внешностью в странах Ближнего и дальнего Востока
21. Культурные практики одежды и ухода за внешностью в Европе Нового времени: функциональность, статусность, моды и стили
22. Культурные практики эстетики быта в сельских и н городских местностях Запада и Востока
23. Развитие культурных практик гендерных отношений: культы, эмансипация
24. Культурные практики брака и семейной жизни в доиндустриальных обществах: исторические и региональные особенности.
25. Культурные практики воспитания и образования в доиндустриальных обществах и Европе Нового времени
26. Игровые практики детей и взрослых: историческая и региональная специфика
27. Культурные практики народного художественного творчества в доиндустриальной Европе
28. Культурные практики общения с природой, домашними животными и окультуренными растениями в доиндустриальном и индустриальном обществах
29. Культурные практики повседневного общения в их историческом развитии
30. Ритуально-обрядовые, культовые, мистические практики
31.Так называемые «Духовные» культурные практики разного рода (медитации, йога, суфизм и так далее)
32. Институциональные культурные практики в их историческом развитии (музеи, выставки, библиотеки и тому подобное)
33. Политические, правовые и иные общественно-значимые культурно ориентированные практики
34. Особенности культурных практик разного рода праздников
35. Досуговые культурные практики в их историческом развитии и региональных особенностях
36. Исторические и региональные особенности культурных практик любительского спорта
37. Художественная самодеятельность как совокупность культурных практик индустриальных сообществ
38. Культурные практики средневекового рыцарства, трубадуров и вагантов
39. Культурные практики урбанизации в Европе Нового времени
40. Особенности культурных практик российского дворянства.
41. Особенности культурных практик субкультур
42. Трансформации культурных практик в индустриальных обществах: возникновение культурных индустрий.
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций..
Методика оценивания по Балльно-рейтинговой [КИС14] системе (БРС):
0-30 баллов – посещаемость лекций и семинаров
0-40 баллов – работа на семинарах
0-30 баллов – ответ на промежуточной аттестации
Максимальное число баллов, полученных за семестр – 100.
5 баллов (традиционная оценка) | 30 баллов (экзамен) | 100 баллов (всего) | Экзамен | Зачет |
27-30 | 86-100 | Отлично | Зачтено | |
22-26 | 73-85 | Хорошо | Зачтено | |
18-21 | 60-72 | Удовлетворительно | Зачтено | |
0-2 | 0-17 | 0-59 | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Методика оценивания работы на семинаре:
n – количество семинаров
Выступление на семинаре с использованием материалов лекций и учебного пособия – 1 балл; (1 х n)
Развернутое дополнение предыдущего выступления с использованием материалов лекций и учебного пособия – 1 балл; (1 х n)
Подготовка самостоятельной презентации по вопросу семинарского занятия – 1,5 балла; (1,5 х n)
Реферирование одной статьи из списка рекомендованной литературы – 1 балл; (1 х n)
Реферирование одной статьи из списка рекомендованной литературы и изложение ее содержания на семинаре – 1,5 балла; (1,5 х n)
Реферирование монографии из списка рекомендованной литературы – 3 балла; (3 х n)
Реферирование монографии из списка рекомендованной литературы и презентация результатов на семинаре – 5 баллов; (5 х n)
Активное участие в дискуссии по темам семинара (с аргументированным изложением своей позиции и анализом других подходов) – 2 балла; (2 х n).
Оценивается работа только на семинаре. Реферирование, презентации, выполненный вне графика учебного процесса не засчитывается.
За семестр максимальное число баллов за работу на семинаре – 30 баллов.
Пример оценивания работы на семинарском занятии:
Вид работы | Количество баллов за вид работы | Количество семинаров, на которых был представлен данный вид работы | Общая сумма балов |
Выступление на семинаре с использованием материалов лекций и учебного пособия | |||
Развернутое дополнение предыдущего выступления с использованием материалов лекций и учебного пособия | |||
Подготовка самостоятельной презентации по вопросу семинарского занятия | 1,5 | 1,5 | |
Реферирование одной статьи из списка рекомендованной литературы | |||
Реферирование одной статьи из списка рекомендованной литературы и изложение ее содержания на семинаре | 1,5 | 7,5 | |
Реферирование монографии из списка рекомендованной литературы | |||
Реферирование монографии из списка рекомендованной литературы и презентация результатов на семинаре | |||
Итого: |
Приведенный пример отражает лишь одну из многих стратегий работы, которую может выбрать студент. При другой стратегии работы может быть увеличено число реферируемых статей и монографий и уменьшено число выступлений, В третьей – увеличено число самостоятельных презентаций по вопросу семинарского занятий и т.д. Виды работы и степень своей активности студент определяет самостоятельно. Вместе с тем выбор видов работы на семинаре может быть согласован с преподавателем.
Методика оценивания ответа на зачете/экзамене:
«27-30 баллов» – отвечающий дает полные, всесторонние ответы по каждому из вопросов билета, а также на дополнительные вопросы экзаменатора. Демонстрируется знание научных работ и методов исследования по проблемам культурных практик и индустрий. В ответе демонстрируется широкий кругозор и эрудиция.
«22-26 баллов» – существуют незначительные недостатки в ответе, на дополнительные вопросы даются недостаточно полные ответы, знание научных работ и методов исследований по проблематике дисциплины носят недостаточно полный объем.
«18-21 балл» – существуют серьезные недостатки в ответе: неполный характер, нарушение логики изложения, плохое знание научных работ и методов исследований по проблематике дисциплины, неполные ответы на дополнительные вопросы экзаменатора.
«0-17 баллов» – полностью отсутствует ответ на один или несколько вопросов билета; ответ на вопросы не по существу; все дополнительные вопросы экзаменатора без ответа или даются неверные ответы.
Максимальное количество баллов за экзамен – 30.
Отработки пропущенных занятий:
Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы, разобранных на семинаре тем (перечень вопросов см. в приложении ….).
Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.