МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

По дисциплине

«ОБЩИЙ УХОД»

Исполнитель:

Никонова В.С.

 

Разработка утверждена на

методическом совещании кафедры.

Протокол от «___»__________2012 г.

 

Зав. кафедрой ____________ Свидерский О.А.

 

 

Самара 2012 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Раздел 3. Манипуляционная техника.

Тема 3.1. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль, профилактика ВБИ. Нормативные документы.

Тема 3.2. Стандарты сестринских манипуляций (по личной гигиене пациентов, применению лекарственных средств, зондовых манипуляций, клизм, использованию газоотводной трубки, катетеризации мочевого пузыря, осуществлению питания и кормления пациента, сердечно-легочной реанимации, подготовке к лабораторным и инструментальным методам исследования).

Цель самостоятельной подготовки:

– сформировать у студентов целостное представление и понимание теоретических подходов к сестринскому делу, историческое и современное понимание статуса профессии медсестры, путей повышения престижности этой профессии, перспективы развития сестринского дела, подготовить студентов по основам сестринского дела

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- ознакомить студентов с понятиями «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция», способами передачи инфекции в ЛПУ;

- обучить студентов мерам профилактики и контроля внутрибольничных инфекций, видам, методам и средствам дезинфекции, преимуществам и недостаткам различных групп дезинфектантов, правилам техники безопасности при работе с ними;

- обучить студентов соблюдению ими и пациентами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил профилактики инфекционных заболеваний;

- обучить студентов правилам инфекционного контроля и профилактики внутрибольничных инфекций, методами стерилизации;

- сформировать у студента умения проводить визикальные методы обследования для выявления нарушенных потребностей пациента и способам их коррекции, с последующей оценкой результатов согласно этапам сестринского процесса;

- сформировать профессиональное, клиническое мышление, основанное на осознании сущности своей профессиональной деятельности;

В соответствии с квалификационной характеристикой специалиста с высшим образованием в результате изучения дисциплины «Основы сестринского дела»

Студент должен знать:

· нормативные документы по инфекционной безопасности и инфекционному контролю, профилактике ВБИ (ОК-5);

 

Студент должен уметь:

· Применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции.

· Обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала.

· Применять универсальные и стандартные меры предосторожности.

· Поддерживать безопасную среду для пациента.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих

компетенций:

· способен и готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (OK-5);

· способен и готов выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги), подготавливать пациента к диагностичес-ким процедурам, осу-ществлять лекарственную терапию по назначению врача (ПК-1);

· способен и готов обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи (ПК-2);

· способен и готов оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-4).

 

Вpемя самостоятельной подготовки47 часов

 

Задание для самостоятельной работы

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины и вопpосы для самоподготовки Содержание раздела и вопpосы самоконтpоля
3. Манипуляционная техника  
3.1. Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль.   Проблемы внутрибольничной инфекции. Инфекционный процесс: определения, способы передачи инфекции. Факторы, влияющие на восприимчивость “хозяина” к инфекции. Инфекционный контроль в ЛПУ. Характеристика и способы передачи возбудителей внутрибольничной инфекции. Группа риска. Меры профилактики и контроля. Обработка рук до и после выполнения манипуляций. Обработка рук и слизистых при контакте с биологическими жидкостями. Значение дезинфекции и стерилизации изделий медициского назначения в профилактике внутрибольничной инфекции. Виды, методы и режимы дезинфекции в ЛПУ. Приготовление и использование дезинфицирущих растворов: 10%, 1%, 0,5% хлорной извести, 1%, 3%, 5% растворов хлорамина. Правила хранения хлорсодержащих растворов. Правила техники безопасности при работе с хлорсодержащими растворами. Характеристика современных средств дезинфекции Дезинфекция предметов ухода за пациентом. Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы: реактивы, постановка, критерии оценки. Стерилизация. Стерилизация в сухожаровом шкафу: режим стерилизации, контроль за режимом, виды упаковки медицинского инструментария.Автоклавирование: режим стерилизации, контроль за режимом, виды упаковки медицинского инструментария. Дезинфекция и утилизация одноразовых медицинских изделий. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предострожности. Возможные проблемы пациента, например, страх перед риском ВИЧ-инфицирования. Сестринское вмешательство в связи с возникшей проблемой.
3.2. Прием пациента.   Устройстройство и функции приемного отделения стационара. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе. Виды санитарной обработки пациентов: полная и частичная. Медицинская документация приемного отделения стационара. Регистрация пациента в “Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации”. Оформление титульного листа “Медицинской карты стационарного больного”, “Статистической карты выбывшего из стационара”, “Экстренного извещения об инфекционном заболевании...”. Транспортировка пациента в лечебное отделение (на больничной каталке, кресле-каталке, на руках, пешком). Возможные проблемы пациента, например: * зуд кожи волосистой части головы, связанный в педикулезом Сестринские вмешальства в связи с возникшими проблемами.
3.3. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим ЛПУ.   Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение для пациента. Виды режимов двигательной активности. Понятие о биомеханике тела и правильном положении тела. Организация рабочего места медицинской сестры для обеспечения правильной биомеханики тела с целью предотвращения травм позвоночника: в положении сидя, стоя, при поднятии тяжестей. Безопасная транспортировка пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках. Перемещение пациента в постели и различные виды его положения в постели (на спине, на боку, на животе, в положении Фаулера и Симса). Помощь пациенту при изменении положения тела. Предупреждение травм у пациента. Специфика риска травм у пациентов разного возраста. Задачи сестринской помощи, связанные со снижением риска падений, ожогов, отравлений и поражений электрическим током. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев (возраст старше 65 лет, нарушение сознания, зрения, слуха, походки и подвижности, побочные эффекты лекарственной терапии). Возможные проблемы пациента, например: * высокий риск падения, связанный с нарушением двигательной функции. Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.4. Личная гигиена пациента.   Положение пациента в простели. Функциональная кровать и различные приспособления для создания пациенту удобного положения в постели. Требования к постельному белью. Приготовление постели. смена нательного и постельного белья у тяжелобольных. Правила сборки и транспортировки грязного белья. Уход за кожей и естественными складками. Пролежни. Методика определения степени риска образования пролежней у каждого пациента. Факторы риска развития пролежней. Локализация, стадии образования пролежней. Сестринские вмешательства при риске развития пролежней. Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях. Тактика медицинской сестры при развитии пролежней. Уход за волосами: мытье головы, расчесывание. Мытье ног. Стрижка ногтей на руках и ногах. Умывание пациента. Бритье лица пациента. Уход за слизистыми. Удаление выделений и корочек из носа. Протирание глаз. Обработка слизистой ротовой полости и губ. Чистка зубов. Очищение наружного слухового прохода. Подача судна и мечеприемника (мужчине и женщине). Уход за наружными половыми органами. Обучение пациента и его семьи элементам ухода за естественными кожными складками и слизистыми оболочками. Возможные проблемы пациента, например: * нарушение целостности кожных покровов: пролежни. * риск появления опрелостей у тяжелобольного пациента. Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.5. Питание и кормление пациента.   Основы рационального питания. Основные принципы лечебного питания. Лечебные столы, характеристика основных лечебных столов. Организация питания в стационере. Составление порционного требования. Обучение пациента принципам рационального и лечебного питания. Кормление тяжелобольных в постели: сервировка стола, кормление из ложки и поильника.Контроль продуктовых передач, содержимого тумбочек и холодильника. Виды искусственного питания пациента: через зонд, через желудочную гастростому, парентеральное, с помощью питательной клизмы. Возможные проблемы пациента, например: * снижение аппетита * дефицит знаний о назначенной диете. Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.6. Методы простейшей физиотерапии. Гирудотерапия. Оксигенотерапия.   Понятие простейшей физиотерапии. Виды простейших физиотерапевтических процедур. Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применения холода. Возможные осложнения и их профилактика. Право пациента на информацию о процедуре. Необходимость согласия пациента на процедуру. Постановка банок. Постановка горчичников. Приготовление и применение грелки, пузыря со льдом. Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего компрессов. Местные ванны: с постепенно повышаемой температурой, теплые, контрастные, холодные. Местные обливания. Обмывание. Растирание. Гирудотерапия. Противопоказания. Осложнения. Постановка пиявок. Оксигенотерапия. Цели и виды оксигенотерапии. Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли. Техника безопасности. Возможные проблемы пациента, например: * чувство страха перед постановкой пиявок * риск переохлаждения пациента при водных процедурах Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.7. Термометрия. Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Колебания температуры тела в течение дня. Термометрия, виды теормометров. Основые способы измерения температуры тела. Обработка, правила хранения термометров и обращения с ними. Регистрация данных измерения температуры тела. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки. Возможные проблемы пациента, например, сухость во рту. Сестринские вмешательства в связи возникшими проблемами.
3.8. Применение лекарственных средств.   Выборка назначений из медицинской карты. Выписка требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки. Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту и в процедурном кабинете. Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту и в процедурном кабинете. Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных стредств. Список А и Б. Оформление журналов учета лекарственных средств. Пути и способы введения лекарственных средств в организм. Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения. Причины, вызывающие у пациента негативное отношение к лекарственной терапии. Право пациента на информацию о лекарственных средствах. Необходимость получения согласия пациента на введение лекарств. Сублингвальный способ применения лекарственных средств. Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально. Наружное применение лекарственных средств: на кожу и слизистые. Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Закапывание капель в глаза, нос, ухо. Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос. Введение ректального суппозитория в прямую кишку. Оснащение и документация процедурного кабинета. Должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета. Виды шприцев и игл. Цена деления шприца. Сборка шприцев и игл со стерильного стола и из крафт-пакета. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Разведение антибиотиков. Анатомические области для парентельного введения лекарственных средств. Техника внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций и внутривенных вливаний на фантоме. Осложнения, возникающие при парентеральном способе введения лекарственных средств. Тактика медицинской сестры. Возможные проблемы пациента, например: * негативное отношение пациента к терапии антибиотиками * отказ пациента от инъекций. Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.9. Клизмы. Газоотводная трубка.   Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная, питательная. Противопоказания и возможные осложнения. Право пациента на информацию. Необходимость получения согласия на процедуру. Подготовка пациента и постановка различных видов клизм (на фантоме). Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры. Газоотводная трубка. Противопоказания и возможные осложнения. Применение газоотводной трубки (на фантоме). Возможные проблемы пациета, например: * запор * усиленное газообразоване в кишечнике (метеоризм) * чувство ложного стыда.
3.10. Катетеризация мочевого пузыря. Применение съемного мочеприемника.   Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения. Право пациента на информацию. Необходимость получения согласия на процедуру. Виды катетеров. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин (на фантоме). Пользование различными мочеприемниками (стеклянными, резиновыми, съемными). Обучение пациента пользованию мочеприемником. Возможные проблемы пациента, например, недержание мочи, боязнь разрыва мочевого пузыря. Сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами.
3.11. Манипуляции, связанные с уходом за стомами.   Виды стом: трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома. Право пациента, имеющего стому, на конфиденциальность. Уход за трахеостомой. Виды трахеостомических трубок. Фиксация трубки с помощью повязки. Периодическая аспирация содержимого трахеи и бронхов. Речевой контакт с пациентами. Уход за гастростомой, илеостомой и колостомой. Особенности питания при наличии стомы пищеварительного тракта. Виды калоприемников для илеостомы и колостомы: однокомпонентные, двухкомпонентные, прозрачные, матовые, с фильтром и без фильтров. Миникалоприемники. Колпачки для стомы. Промывание стомы и смена калоприемника. Защита кожи вокруг стомы. Прупреждение воспаления, инфицирования, травм стома. Утилизация использованных калоприемников. Обучение пациента и (или) его семьи повседневному уходу за стомами. Уход за цистостомой. Промывание мочевого пузыря через надлобковый дренаж антисептическими растворами и помощь врачу при смене головчатых разиновых катетеров. Использование дренажных емкостей для цистостомы. Защита кожи. Обучение пациента и (или) членов его семьи уходу за цистостомой. Возможные проблемы пациента, например: * чувство физической утраты * инфицирование и повреждение стомы из-за неправильного ухода * чувство неловкости из-за неприятного запаха, исходящего от стомы. Сестринское вмешательство в связи с возникшими проблемами.
3.12. Лабораторные и инструменталь-ные методы исследования.   Должностные обязанности медицинских сестер при взятии биологического материала для лабораторного исследования и подготовке пациента к проведению инструментальных исследований. Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений. Беседа с пациентом о сущности прдстоящего лабораторного и (или) инструментального исследования и правилах подготовки к нему. Получение его согласия. Взятие крови из вены для исследования. Взятие мокроты на общий анализ, на микобактерии туберкулеза. Взятие мочи на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, ацетон, диастазу. Суточный диурез. Определение водного баланса. Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь. Взятие биологического материала для бактериологического исследования: мазок из зева, носа. Кал для исследования на простейших, яйца гельминтов, дизентерийную группу, сальмонеллез. Транспортировка биологического материала в лабораторию. Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования. Возможные проблемы пациента, например: * чувство тревоги перед предстоящим инструментальным исследованиям: ФГДС. Сестринские вмешательства в связи с возникающими проблемами.
3.13. Зондовые манипуляции: промывание желудка, желудочное и дуоденальное зондирование.   Цели проведения зондовых процедур. Противопоказания и возможные осложнения при их выполнении. Виды желудочных и дуоденальных зондов. Промывание желудка. Последовательность действий. Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии. Взятие промывных вод для исследования. Исследование секреторной функции желудка зондовым методом. Взятие на анализ желудочного содержимого с помощью энтеральных и парентеральных раздражителей. Беззондовые методы исследования желудочной секреции. Дуоденальное зондирование. Последовательность действий при подготовке и выполнении процедуры. Возможные проблемы пациента, например: * рвотный рефлекс * отказ от процедуры. Сестринские вмешательства в связи с возникающими проблемами.
3.14. Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения.   Признаки клинической и биологической смерти. Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки удушения. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным. (Хеймлиха прием). Осмотр пострадавшего, очистка дыхательных путей. Проведение искусственной вентиляции легких при наличии и отсутствии пульса методом “рот в рот”, “рот в нос”, через трахеостому. Особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезами. Самопомощь при обструкции дыхательных путей. Особенности освобождения дыхательных путей у детей разного возраста. Остановка сердца. Непрямой массаж сердца. Особенности проведения непрямого массажа сердца у детей разного возраста. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации одним или с двумя спасателями. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: