Общие задачи навигационного обеспечения




Важнейшей функцией судовождения является обеспечение навигационной безопасности плавания, т. е. предотвращение аварий и происшествий, обусловленных ошибками решения задач морской навигации. Задача обеспечения навигационной безопасности решается непрерывно в течение всего времени пребывания судна в море, независимо от характера его деятельности.

Предварительная подготовка к переходу имеет важное практическое значение: анализ показывает, что значительная часть навигационных аварий и происшествий была предопределена заранее: отсутствием или недостаточной эффективностью такой подготовки. Особое внимание должно уделяться бесперебойному получению и надлежащему использованию навигационной информации по маршруту предстоящего перехода (печатные корректурные документы, радиослужбы навигационных предупреждений, информация от портовых властей и лоцмана и т. д.).

Изучение района плавания в полном объеме выполняется перед выходом в первое плавание по данному маршруту; перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются данные, связанные с изменениями в навигационной обстановке, и учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах.

Маршрут перехода выбирает капитан судна, а предварительную прокладку делает один из помощников капитана по его поручению. Предварительную прокладку выполняют на генеральных, путевых и частных картах. Одновременно с предварительной прокладкой выполняют «подъем» (графическую подготовку) навигационных карт, (ограждающие изобаты и отдельно лежащие опасности); ведущих, контрольных и ограждающих изолиний; границ дальности видимости навигационных ориентиров, секторов огней и секторов опасных курсов.

Главным достоинством обсервации является ее надежность. Точность обсервации является важным фактором, но лишь в той мере, в какой она гарантирует уровень погрешностей не выше допустимого.

Важно выбирать такой метод навигационных определений, чтобы он обеспечивал минимальное отвлечение судоводителя от контроля за навигационной обстановкой, наблюдения, управления судном.

Кроме того, судоводитель должен как можно меньше времени затрачивать на обсервацию, а для этого необходимы: доступность прибора в любой момент, мгновенность снятия отсчетов без дополнительных настроек, простота расчетов и прокладки, уровень автоматизации определения места.

Требуемая частота определений места зависит от точности обсерваций, расстояния до навигационных опасностей, расположения опасностей относительно линии пути, направления и скорости суммарного сноса.

В требованиях МАМС и ИМО задаются предельные радиальные погрешности определения места судна с вероятностью Р = 0,95.

Чем ближе опасности и сложнее навигационные условия, сильнее снос судна в сторону опасности — тем чаще должны быть определения места. Устанавливать дискретность обсерваций менее 5 мин, как правило, нецелесообразно даже в стесненных водах, так как основную роль здесь играют лоцманские методы.

По возможности, место судна обязательно определяется в следующих типовых ситуациях: смена вахты; отход от берега в открытое море (по береговым ориентирам); подход к побережью и навигационным опасностям после перехода открытым морем; подход к району со стесненными условиями плавания, СРД, зоне действия системы управления движением судов; подход к точке поворота и после поворота на новый курс; подход к месту скопления судов (в том числе предполагаемого); ухудшение видимости или подход к району ограниченной видимости; обнаружение неизвестных опасных объектов и глубин, наличие необычных природных явлений; касание грунта и другие аварийные случаи; получение сигнала бедствия; все другие случаи, требующие точного места судна.

Выбор оптимальных методов контроля за местоположением и движением судна по маршруту предстоящего перехода носит творческий характер и требует профессионализма. Для сложных участков перехода предусматриваются не только основные, но и дублирующие методы контроля — как для нормальных погодных условий, так и для ограниченной видимости.

Выбранный маршрут перехода, предварительную прокладку, правила и условия плавания прорабатывает весь штурманский состав судна Протяженные переходы можно прорабатывать по частям, особое внимание должно уделяться наиболее сложным участкам (проливы и узкости, районы лоцманской проводки, подходы к портам и портовые воды и т. п.).

Штурманская работа на переходе должна обеспечивать безопасное плавание судна по выбранному маршруту, надлежащее непрерывное квалифицированное наблюдение за обстановкой, своевременную реакцию на ее изменения, расхождение с судами и другими объектами, возвращение на линию предварительной прокладки, а в случае необходимости или целесообразности — корректировку выбранного маршрута с учетом изменившейся обстановки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: