Эффективность комплексного ортофонического метода была проверена в условиях сурдо-логопедического отделения детской больницы имени Дзержинского (заведующий отделением кандидат мед. наук Р. Д. Богомильский). Занятия проводились с 80 детьми, страдающими папилломатозом и рубцовым стенозом гортани.
Результаты логопедической работы оценивались по следующим параметрам:
1) восстановление голоса при афонии и дисфонии,
2) улучшение голоса,
3) без изменений. Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:
а) строения и функции нервн о-м ышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных голосовых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса.
У наблюдаемых детей нормальная подвижность голосовых складок была лишь у 5% детей, ограниченная подвижность—у 95% детей. Фонация истинными складками была возможна у 26% детей, ложными—у 74% детей. В процессе логопедических занятий у 55% детей удалось активизировать деятельность деформированных истинных голосовых складок. Качество полученного голоса можно представить следующим образом:
грубый, хриплый — у 12,5% детей,
грубый, хриплый, немодулированный —у 10% детей,
глухой — у 7,5% детей.
б) возраста ребенка. Чем моложе ребенок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы.
Но, с другой стороны, дети младшего возраста подчас не понимают предъявляемых им требований, не проявляют интереса к занятиям, пассивно относятся к отсутствию голоса. Поэтому предъявляются определенные требования к методике проведения логопедических занятий — они должны быть интересными, насыщенными игровым и наглядным материалом. Занятия строятся с учетом возраста ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, состояния психической и речевой сферы;
|
в) длительности и тяже.сти заболевания горта-н и. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения па-пилломатоза и рубцового стеноза гортани значительно травмируют голосовые складки. Заболевание гортани приводит к глубокому нарушению голосовой и речевой функции ребенка, что усугубляется астеническим синдромом, психической травмой и длительной госпитализацией.
Некоторое отставание в темпах психического и речевого развития полностью преодолевается.
Все наблюдаемые нами дети — ученики массовой школы, которые успешно осваивают ее программу. В дальнейшем они продолжают учиться в техникумах, вузах или включаются в трудовую деятельность.
Приводим краткие выписки из историй болезни:
Александр Б., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 10 лет. Восстановлен громкий, модулированный, несколько хриплый голос.
Марк Г., 6 лет. Голос отсутствовал с рождения. Восстановлен громкий, звонкий голос.
Люда М., 9 лет. Голос отсутствовал в течение 7 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.
Игорь С., 8 лет. Голос отсутствовал в течение 6 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.
Мария М., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.
Светлана Б., 16 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый и хриплый голос.
Галя Б., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.
Иван Р., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.
|
Руфина Б., 17 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый голос.
Нелли А., 14 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, несколько хриплый голос.
Светлана Я., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий голос.
Лида К., 14 лет. Дисфония в течении 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос.
Люба Л., 11 лет. Афония, ринолалия в течение 6 лет. Восстановлен громкий голос с незначительной назализацией.
Зоя С., 15 лет. Дисфония в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос.
Проверка отдаленных результатов логопедической работы показала, что у 65% детей после окончания логопедических занятий произошло дальнейшее улучшение качества голоса, у 32,5% он остался без изменений, у 2,5% детей ухудшился в связи с ростом папиллом гортани.
Критерием катамнестической оценки было умение ребенка пользоваться громким голосом в повседневном речевом общении передача эмоциональной окраски речи, богатства ее мелодики и интонаций.
Катамнестические сведения показывают, что почти все дети (кроме двух) пользуются звучным голосом в общении с окружающими и при этом не испытывают особых затруднений. Восстановление голоса положительно повлияло на оздоровление личности ребенка в целом — активизировало его психический тонус и укрепило желание занять свое полноправное место в жизни и детском коллективе.