Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.




С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?

В период обучения грамоте первоклассники знакомятся со следующими фонетическими понятиями:

- предложение,

- слово,

- слог,

- ударение,

- звук (гласный, согласный, слияние гласного и согласного).

Ученики с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

Проанализировав два разных букваря, я сделала вывод, что последовательность фонетических понятий одинаковая. Сначала учащихся знакомят со звуком, затем со слогом и словом.

 

2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Что нового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.

«Слог» — минимальная единица речевого потока: гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками.

Первоклассники узнают, что слова состоят из слогов, а значит нужно уметь делить слова на слоги. Знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков, которая способствует развитию фонематического слуха.

Ученики делают вывод, что все слова состоят из слогов и легче писать, диктуя себе по слогам.

Первоклассники учатся читать по слогам;

выполняют деление слов на слоги;

умеют проводить различие между словом и слогом;

учатся устанавливать количество слогов в слове;

узнают, что в слоге всегда есть только один гласный звук, он и образует слог;

учатсяучаствовать в учебном диалоге, учитывать разные мнения;

соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребует от первоклассника решение любой из задач?

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

2) В слоге два звука. Какие это звуки?

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное.

 

Решение лингвистических задач представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…)

 

Цели использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач - привлечение внимания, активизация мышление и стимуляция творческих способностей.

 

Лингвистические задачи позволяют самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.

 

При использовании лингвистических задач на уроках, у первоклассников формируются умения логически рассуждать, анализировать, сравнивать.

1) Гласный.

2) Гласный и согласный

3) 1 гласный

4) 1 слог, дом, друг, шар, лес.

5) Может быть как 1 слог, так и 2 слога.

Т ы – 1 слог, 2 звука, 1 согласный, 1 гласный; ау - 2 слога, 2 звука.

6) Количество слогов разное. КОТ -1 слог, так как 1 гласный звук. МЯУ - 2 слога, 2 гласных звука. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесного ударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, одна из функции которой обладает ударение смыслоразличительная (кружки, кружки, ирис, ирис).

Также ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словообразования (глава — главы — главы — главный). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач.Свойство подвижности ударения в слове используетсяпри проверке написания слов с безударной гласной.

Ударение в русском языке разноместное. Оно может находиться на любом слоге слова (грабли, туфли, лиса, жираф).

 

5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материале которых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварям или учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» из списка основной учебной литературы).

 

Изучение нового материала.

Понятие о звуках речи.

– Ребята, послушайте! (стучит карандашом по столу)

- Услышали звуки?

- Можно из этих звуков «сделать» слово?

- Вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

-Послушайте, и-и-и … Что-нибудь Вам понятно?

- А если так м-м-м…, р-р-р…

- Можно ли из этих звуков сделать слово?

- А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово?

- Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много.

- Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка.

- Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м - губы, и - голосовые связки, р – язык)?

- Слова мы произносим не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки.

- Давайте вместе произнесём разные звуки и понаблюдаем как по-разному движутся губы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

- Ребята, вы помните героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква»? Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка».

- А как вы думаете почему у героев рассказа не получается правильно сказать эти звуки?

- Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

- Произнесем это слово все вместе.

- Что вы сейчас сделали?

- какие органы нашего речевого аппарата поработали?? Молодцы!

 

Рефлексия.

- А сейчас вспомним, что мы сегодня узнали на уроке?

- Что такое звуки? Они одинаковые?

- Молодцы, ребята!

 

- Все, что мы слышим, это звук. Все, что произносит человек – звуки речи.

 

Из звуков речи состоят слова и поэтому мы хорошо понимаем друг друга.

 

7. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работы со звуковыми моделями букваря.

Схемы помогают учащимся наглядно представить себе количество и порядок слов в предложении, звуковую структуру слова при проведении звукового анализа.

 

Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:

1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);

2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).

 

На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определённое количество слов.

 

Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:

1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).

 

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

 

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.

Схемы-модели можно вычерчивать на доске или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

 

Использование схем на разных этапах урока основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.

 

8. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах? Почему?

Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.

Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Кукла, рука, осы, жуки, улитка – эти слова могут быть выбраны для звукового разбора в период обучения грамоте.

Мороз, трава, маяк, колобок, ветер, радость, сахар, лошадь – эти слова не должны быть выбраны для звуко–буквенного анализа в период обучения грамоте.

 

Слова мороз, ветер, сахар – словарные слова, дети в период обучения грамоте с ними не знакомятся.

Трава, колобок – безударные гласные.

Радость, лошадь – парный согласный.

В период обучения грамоте с этими орфограммами обучающие не знакомятся.

 

кни́га

книга — слово из 2 слогов: кни-га. Ударение падает на 1-й слог.

 

Звук к - согласный, глухой парный, твердый.

Звук н – согласный, звонкий непарный, мягкий.

Звук и – гласный, ударный.

Звук г - согласный, звонкий парный, твердый.

Звук а – гласный, безударный.

В слове 5 букв и 5 звуков.

Цветовая схема: книга



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: