Система управления финансами на предприятии




Любое коммерческое предприятие стремится к расширению производства, повышению рентабельности и, следовательно, доходов. Чтобы достичь этих целей предприятию, прежде всего, необходимо как можно более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Для этого в любой коммерческой организации создается так называемая общая система управления, призванная координировать действия сотрудников и подразделений предприятия. В этой системе одним из важнейших компонентов является система управления финансами. Как правило, в организационной структуре предприятия финансовая служба является отдельным обособленным самостоятельным элементом. Финансовая служба состоит из двух больших подразделений: планово-аналитическое подразделение и учетно-контрольное. Нетрудно будет определить, что планово-аналитическое подразделение отвечает за анализ, планирование и организацию финансовых ресурсов, а второе подразделение – за контроль и учет за финансами хозяйствующего субъекта. Однако в малых предприятиях финансовая служба как отдельный элемент системы управления может вовсе отсутствовать, а все вопросы, касающиеся финансов, могут решаться самим руководителем организации совместно с главным бухгалтером.

Сегодня очень часто систему управления финансовыми ресурсами называют финансовым менеджментом. Как известно, менеджмент как процесс управления предприятием и ее ресурсами состоит из двух основных элементов: субъекта управления и объекта управления. Субъект воздействует на объект с помощью общих функций управления, т.е. функций, реализуемых в любом предприятии независимо от его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др. Субъект управления можно представить как совокупность пяти базовых элементов:

1) организационной структуры управления финансами

2) кадров финансовой службы

3) финансового инструментария

4) информации финансового характера

5) технических средств управления финансами

Объект управления может быть представлен в виде совокупности из трех элементов: 1) финансовые отношения, закрепляемые путем заключения финансовых договоров

2) финансовые ресурсы (активы, расчеты, денежные средства)

3) источники финансовых ресурсов

Нельзя также не отметить влияние государственной политики на систему управления финансами в организации. Любому коммерческому предприятию важно знать и учитывать тот факт, что правительство – это главный орган страны. Без ведома государства не должно происходить ровным счетом ничего. Предпринимательская деятельность – это всегда процесс получения финансовой выгоды. В этом случае государство заинтересовано, чтобы именно правительству доставалась максимальная финансовая выгода, а не частным лицам.

Для регулирования этих вопросов в каждом отдельном государстве создаются нормативные акты, которые в какой-то степени ограничивают возможности частного бизнеса. Это не означает, что правительство полностью перекрывает кислород коммерческим организациям, чтобы они не могли развиваться. Правительство создает такую нормативную базу, чтобы часть получаемой прибыли шла в казну. При этом правительству наиболее выгодны доходные предприятия, а не убыточные. Это значит, что, создавая законы, правительство не только ограничивает коммерческую деятельность частных предприятий, но и создает предпосылки для их гармоничного развития.

Некоторые законопроекты помогают открытию мелкого частного предпринимательства, другие снижают налоговую нагрузку в определенный период развития предприятия. В некоторых случаях при определенных условиях правительство вообще может снять налоги с предприятия. Здесь важно отметить, что налогообложение – один из важнейших инструментов государственной политики, так как налоги составляют основную часть доходных статей бюджета государства. И справедливость распределения налогового бремени – одна из основных его проблем. С одной стороны, как уже было замечено выше, любое правительство всегда ставит свои интересы превыше интересов частных фирм и готово в случае нехватки средств повысить налоги. С другой стороны, правительство осознает, что при слишком высоких налоговых ставках возможно массовое уклонение от уплаты налогов. Поэтому главная задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

На данный момент на территории Российской Федерации действует Налоговый кодекс РФ, принятый Государственной Думой 16 июля 1998 года. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Также государство обладает правомочиями через Центральный банк регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции. Исходя из этого, следует отметить, что любые действия государства в отношении экономики могут оказать сильное влияние на экономику частных предприятий и, следовательно, на ее систему управления собственными ресурсами. Однако государственное регулирование не лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Таким образом, в заключении данной главы отметим, что в условиях рыночной экономики финансовый менеджмент является приоритетным для организации и обеспечивает ей экономическую стабильность и рост. В рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия решаются вопросы, касающиеся уровня удовлетворенности стратегическими инвесторами деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде, а также вопросы поиска новых источников финансирования, организации эффективного управления финансовой деятельностью предприятия и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: