Анализ воспитательного мероприятия




Схема анализа урока по ФГОС.

Класс_____________________________________________________________

Предмет___________________________________________________________

Автор учебника____________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________

 

  Этапы анализа Баллы
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?  
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.  
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)  
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:  
4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты.  
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД  
4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.  
5. Содержание урока:  
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям  
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.  
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.  
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.  
6. Методика проведения урока:  
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.  
6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)  
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.  
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)  
6.5. Применение диалоговых форм общения.  
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.  
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.  
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.  
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.  
6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.  
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.  
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.  
7. Психологические основы урока:  
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.  
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.  
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.  
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.  
8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..  
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)  
Итого:  
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

 


Примерная схема анализа урока

(для преподавателя или проверяющего)

Поташник М.М.

 

Предупреждения категорического характера во избежание неприятностей:

Схема является примерной, поскольку структура урока конкретного преподавателя зависит прежде всего от цели посещения и других факторов. Цель предполагает ограничение числа пунктов из приведенной схемы, по которым и будет проводиться анализ.

Схема эта не безусловное требование, а потому конкретный урок не должен оцениваться по всем приведенным пунктам в полном объеме. За один час беседы с преподавателем удается обсудить не более, чем 6 позиций.

 

Предмет ________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя ________________________________________________________

Группа _________________________________________________________________

Дата __________________________________________________________________

Тема занятия (урока) _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель посещения _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Протокольная запись урока (если необходимо)

Констатирующая часть Оценочная часть
   
   
   
   
   
   
   

Возможный вариант структуры анализа

Оценка реализации основных принципов обучения, с точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании (именно в этом и есть новизна) – Принцип научности максимально сочетался с принципом доступности.

Оценка сочетания точного и одновременного творческого, т.е. личностного, в выполнении программно-методических требований к уроку.

Оценка грамотности определения типа урока.

В какой мере реализации принцип обученности и обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся разных возрастов и классов при проектировании и проведении урока. Учтены ли были интересы склонности и потребности обучающихся.

Оценка полноты проектирования целей урока.

Постановка педагогических целей (обучающие, развивающие, воспитательные, креативные, оздоровительные).

Постановка целей развития образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.

Цели саморазвития преподавателей: а) профессионального, б) личностного.

Конкретизированы ли были (уточнены, изменены)) задачи и содержание учебного материала на основе выводов педагогического или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического, или педагогического консилиума.

Оценка умения поставить задачи урока перед обучающимися (в группах 1 и 2 ступени желательно в указательной форме).

Прослеживается ли понимание преподавателем (или хотя бы форму формулирование их для себя) ценностных оснований содержания учебного материала.

Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала, выделение объекта прочного усвоения. т.е. главного существенного. Способы выделения главного были заимствованы преподавателем, что еще лучше.

Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового материала.

Обеспечена ли практическая направленность учебного материала, его связь с личным жизненным опытом обучающегося.

Включены ли были в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в измененных обстоятельствах, измененных ситуациях.

Осуществлялась ли межпредметная координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного представления о мире, о системе знаний, с целью развития их эрудиции сам факт межпредметной координации учебного материала, говорит об эрудиции преподавателя, а отсутствии этой координации, когда это нужно, говорит о незнании преподавателем программ общего среднего образования, т.е. его слабой личной эрудиции, что плохо.

Выбор и применение преподавателем разнообразных источников сообщения обучающимся новых знаний (оценивается не сам выбор, а обоснованность выбора – именно в этом новизна анализа).

Оптимальность выбора методов обучения, их сочетание и соотношение (оценивается, именно, обоснованность этого выбора).

Использовались ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы).

Использование различных приемов учебной работы (оценивается их целесообразность).

Насколько использованные технологии обучения были психосберегающими и в целом здоровьесберегающими.

Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы или же оценка обоснованности выбора одной из них (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Имела место специально продуманная деятельность преподавателя по воспитанию интереса к предмету.

Знаком ли преподаватель с теми или другими технологиями развивающего обучения. Применял ли их или опирался на какие-то из них в случае необходимости особенно в 5-11 классах.

Уровень сформированности у обучающихся навыков организации учебного труда (оцениваем наличный уровень - что есть).

Имела ли работа преподавателя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений), если таковая была необходима и запланирована в целях.

Характеристика использования дифференцированного подхода к детям: использовал ли преподаватель разные виды дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем по предмету и отношению к учению, или же дифференцировал только объем и степень сложности учебного материала (в пределах требования программы или необоснованно снизил).

Оценка культуры труда преподавателя и обучающихся.

Как осуществлять контроль за усвоением знаний и умений: Оценка содержания вопросов и заданий, обоснованность разнообразных форм контроля, соответствие оценок уровню знаний.

Характер, объем и дифференцированность домашнего задания для разных групп обучающихся, оценка примерных затрат времени на его выполнение. Учет в расписании дня других предметов.

Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах (на сколько экономно использовалось время урока).

Оценка взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Оценка личностного отношения.

Оценка воспитательного влияния личности обучающихся на детей во всех аспектах от внешнего вида до отношения к труду.

Оценка использования возможностей учебного кабинета. Оценивается целесообразность и обоснованность тех или иных средств обучения.

Оценка использования новых компьютерных и коммуникативных технологий.

Соблюдение гигиенических требований на уроке (освещенность, температурный и воздушный режим, посадка обучающихся).

Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения (речь идет не только об эстетики формы, но и об эстетике идей, прозвучавших на уроке и представленных наглядно в учебном кабинете).

Оценка способности преподавателя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при измененной ситуации, умение переходить к реализации запасных методических вариантов (были ли они продуманы преподавателем заранее или же являются следствием импровизационных возможностей преподавателя, и то и другое необходимо, а потому хорошо).

Оценка учета ранее высказанных замечаний и рекомендаций.

Выводы.

Рекомендации и предложения.


 

Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

• анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

• оптимальность применяемых форм и методов;

• реализация поставленных целей;

отношения воспитателя и воспитанников;

профессионализм педагога-воспитателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: