Рассмотрим в таблице динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.




Тема: Музыкально – ритмические движения.

Количество часов: 1

Цель: Значение и задачи музыкально – ритмического воспитания. Виды музыкально – ритмических движений.

Теоретический блок.

Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.

 

Цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.

 

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Даль­кроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непри­нужденности.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также раз­рабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (I960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.

На современном этапе представляет интерес система, разработанная А.И.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», свое направление она называет РИТМОПЛАСТИКОЙ, которое с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания. Там же указывается, что современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.»

Задачи музыкально-ритмических движений:

1. учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,

 

2.формировать компоненты музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

 

3. развивать музыкальные способности (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

 

4. обучать музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;)

 

5. формировать элементарные знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).

 

6. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. и музыкально-творческих способностей.

 

7. развивать общие способности ребенка (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.)

 

Музыкально – ритмические движения - синтетический вид деятельности. Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти. Поэтому владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития и особое значение имеет для детей с задержкой в развитии.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

 


Особое значение в музыкально – ритмическом образовании ребенка в процессе занятия ритмикой имеют такие средства музыкально выразительности, как темп, метроритм и динамика.

*Темп определяет скорость движения ребенка в процессе передачи характера музыки.

*Метроритм (организация сильных и слабых долей в музыке) – координацию тех или иных движений с музыкой,

*Динамика определяет амплитуду движений.

 

Важно также научить ребенка согласовывать свои движения с формой музыкального произведения, менять характер движений в соответствии со сменой его частей.

 

В процессе организации занятий ритмикой важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, оказывающие влияние на характер его музыкально – ритмической деятельности.

Рассмотрим в таблице динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.


 

Характер музыки, средства выразительности, движения. Ранний возраст. 6мес.-1г. Ранний возраст. 1г. –2 г. Ранний возраст Первая младшая группа. 2-3 года Вторая Младшая группа 3-4года Средняя группа 4-5 лет Старший возраст
Общий характер музыки, регистровые изменения. Откликаться общим оживлением, ритмично двигать руками и ногами. Отвечать на музыку плясового характера; самостоятельно хлопать в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударять по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша. Передавать спокойный характер плясовой мелодии: притопывать, переступая с ноги на ногу, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте. Передавать в движениях бодрый и спокойный характер музыки. Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца. Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, веселым, изящным, четким, акцентирован-ным.
Динамичес-кие оттенки   Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки, подражая взрослому Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки. Отмечать в движениях тихое и громкое звучание. Передавать в движениях динамические оттенки (тихо-громко) Менять движения с изменением динамики
Темповые изменения         Менять характер и направление движений с изменением темпа. Двигаться в спокойном, небыстром темпе, замедляя темп. Или наоборот ускорять его, в зависимости от музыки.
Метроритм   Звенеть под музыку погремушкой, под пение взрослого ударять по бубну. Отмечать в движениях различный равномерный ритм.     Точно менять движения на сильную долю такта, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот.
Форма музыкального произведения     Со сменой частей музыки менять ходьбу на подпрыгивание или бег. Менять движения в соответственно куплетной форме, чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двухчастную форму, точно отмечать начало и окончание каждой части. Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами; точно останавливаться с окончанием пьесы. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз.
Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки) общеразвивающие упражнения   Передавать ритм ходьбы. Бега, делать ритмичные полуприседания. Ходить с флажком. Ходить под пение взрослого, ходить и бегать под музыку. Двигаться с предметами – бубном, погремушкой, выполнять упражнения с предметами. Осваивать ритм ходьбы, бега. Прямой галоп. Маршировать с флажком в руках. Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать; выполнять плавные приседания и легкие поскоки. Выполнять энергичные и плавные движения с предметами и без. Двигаться топающим шагом, спокойным шагом. Ритмично ходить, легко бегать, выполнять плавные движения ногами, легкие, ритмические поскоки. Бегать поднимая колени или забрасывая ноги назад. Выполнять прямой и боковой галоп, спокойно останавливаться с концом музыки. Выполнять плавные и энергичные движения рук и кистей.
Строевые упражнения, перестроения.   Ходить стайкой за педагогом, выполнять движения в парах Двигаться по кругу, держась за руки, в парах, в разных направлениях. Уметь становиться в круг. Маршировать по кругу друг за другом, двигаться и кружиться в парах, строиться в шеренгу, уметь находить пару, двигаться врассыпную. Двигаться парами легко и свободно, уметь строится друг за другом в колонну, в шеренгу. Двигаться в различных направлениях (вперед—назад, вправо- влево по показу) Уметь перестраиваться в большой круг и маленькие круги. Чередовать простой и дробный шаги. Двигаться противоходом Строиться в две-три шеренги, колонны, В шахматном порядке. Выполнять «расчесочку»  
Танец Хлопать в ладоши, помахивать руками. Притопывать, переступая ногами, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте, выполнять плясовые движения в парах, полуприседая по показу взрослого. Выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, повороты кистей по одному и в парах; передавать характер пляски помахиванием, кружением, полуприседа-нием.. Притопывать одной ногой, кружиться в парах, точно выставлять ногу на пятку, на носок выполнять элементы движений по показу взрослого. Выполнять ритмические хлопки – тарелочки, моталочку. Кружиться легко на носочках. Правильно пользоваться атрибутами для танца. Использовать более сложные движения ног. (выпады, повороты, ковырялочку, приставные шаги и др.) Знать где право – лево выполнять движения синхронно. Координировать движения рук и ног. Уметь использовать сложные атрибуты для танца (напр. ленты на палочках, дуги, шарфики, сабли и пр.)
Сюжетно – образные движения   Выполнять игровые действия: петушки, мячик, где же наши ручки?, поиграем с мишкой. Передавать игровые действия: паровоз, прятки, зайчики и лисичка, котята и кошка, разбудим Таню; выполнять различные движения по тексту песни. Передавать характерные движения игровых образов: зайчики, мишки, птички и др. Инсценировать тексты песен, передавать музыкальные образы: котята, поросята, барабанщики, снеговики, куклы и др. Уметь передавать характер образа Инсценировать сюжеты игр и тексты песен, передавать музыкально – игровые образы. Клоуны, солдаты, богатыри. матрешки, снежинки, сказочные персонажи. и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: