Тема: Музыкально – ритмические движения.
Количество часов: 1
Цель: Значение и задачи музыкально – ритмического воспитания. Виды музыкально – ритмических движений.
Теоретический блок.
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.
Цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.
|
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (I960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.
На современном этапе представляет интерес система, разработанная А.И.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», свое направление она называет РИТМОПЛАСТИКОЙ, которое с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания. Там же указывается, что современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.»
Задачи музыкально-ритмических движений:
1. учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,
2.формировать компоненты музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);
3. развивать музыкальные способности (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);
4. обучать музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;)
|
5. формировать элементарные знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).
6. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. и музыкально-творческих способностей.
7. развивать общие способности ребенка (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.)
Музыкально – ритмические движения - синтетический вид деятельности. Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти. Поэтому владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития и особое значение имеет для детей с задержкой в развитии.
|
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Особое значение в музыкально – ритмическом образовании ребенка в процессе занятия ритмикой имеют такие средства музыкально выразительности, как темп, метроритм и динамика.
*Темп определяет скорость движения ребенка в процессе передачи характера музыки.
*Метроритм (организация сильных и слабых долей в музыке) – координацию тех или иных движений с музыкой,
*Динамика определяет амплитуду движений.
Важно также научить ребенка согласовывать свои движения с формой музыкального произведения, менять характер движений в соответствии со сменой его частей.
В процессе организации занятий ритмикой важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, оказывающие влияние на характер его музыкально – ритмической деятельности.
Рассмотрим в таблице динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.