Вопрос № 36
Революция 1905—1907 гг. послужила толчком к дальнейшим буржуазным преобразованиям в России. Одним из важнейших актов этих преобразований стала аграрная реформа П. А. Столыпина (1862—1911). Этой реформой председатель Совета министров Столыпин стремился направить развитие сельского хозяйства по буржуазному, фермерскому пути. Для этого необходимо было разрушить крестьянскую общину, сковывавшую предприимчивость крестьян и тормозившую развитие капитализма в сельском хозяйстве. Указ9 ноября 1906 г., который стал в 1910 г. после принятия его Государственной Думой законом, разрешал крестьянам выходить из крестьянской общины вместе с землей. Выделенные участки земли стали называть отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу — хуторами.
Как крестьяне воспользовались разрешением выходить из общины? За 10 лет действия столыпинского указа, к 1916 г., в европейской России вышли из общины и получили землю в собственность 2,5 млн крестьянских хозяйств, т.е. менее четверти всех крестьян. Большинство не только не стремились выделяться, но даже защищали общину с оружием в руках.
Кто выходил? Крайние полюса деревни — кулаки и беднота. Впрочем, не вся беднота. По расчетам В. И. Ленина, вместе кулаки и сельские пролетарии в конце XIX в. составляли 70% всего числа крестьянских дворов. Но вышли из общины, как уже сказано, менее 25%. Почему? Русский крестьянин предпочитал иметь землю не в собственности, а в виде общинного надела — ведь это была гарантированная земля, которую нельзя было потерять даже при самом безалаберном хозяйствовании. А пока есть земля, живет надежда снова купить лошадь и стать «справным» хозяином, не хуже других. Ведь бедные крестьяне совсем не рвались в ряды пролетариата, поэтому в ходе реформы за сохранение общины выступили не только середняки, но и большинство бедняков. Сильна была вера у русского крестьянина и в мудрость «мира», отражавшего вековые традиции стабильности. Поэтому выходили из общины, очевидно, лишь те бедняки, которые практически перестали быть крестьянами, имевшие постоянный заработок на стороне. Они продавали полученную в собственность землю, чтобы укрепиться в новом положении наемных рабочих. Кулаки скупали иногда по 20—40 таких участков, которые закон позволял объединять в одном месте, и создавали крупные фермерские хозяйства.
Существенным дополнением столыпинского указа была помощь фермерам через Крестьянский банк. Во время революции, как известно, крестьяне жгли помещичьи усадьбы, и многие помещики разорились, и теперь увеличилась продажа помещичьих земель через этот банк. Пользуясь своей монополией, банк старался, как и прежде, поддерживать высокие цены на землю, но теперь он помогал и покупателям-фермерам. Земля продавалась в кредит, в рассрочку, да еще предоставлялся кредит для организации хозяйства на этой земле.
Другой стороной Столыпинской реформы было переселение крестьян в Сибирь. Правительство вело пропаганду переселенчества, обеспечивало переселение, выделяя транспорт и проводя землеустроительные работы в районах переселения. Этой мерой старались убить сразу трех зайцев. Во-первых, таким образом отправляли подальше наиболее активную, беспокойную часть крестьян. «Дальше едешь — тише будешь», — говорили помещики. Во-вторых, гак решалась проблема крестьянского малоземелья. Уезжали в Сибирь именно те крестьяне, которые наиболее остро нуждались в земле, причем уезжая, они продавали землю соседям, так что и у тех увеличивались площади земли. В-третьих, крестьянская колонизация позволяла осваивать новые, ранее пустовавшие земли.
За первые три года действия реформы в Сибирь было перевезено более 2 млн переселенцев. Крестьяне охотно ехали на новые земли, потому что ходоки сообщали, что земли там много и земля хорошая. Потом поток переселенцев стал иссякать, и уже половина их стала возвращаться в свои прежние деревни. Дело в том, что в одиночку освоить новые целинные земли в незнакомом климате было чрезвычайно трудно. К тому же и условия переселения были тяжелыми. В дороге часто погибал скот, а без лошади на новом месте крестьянину делать было нечего. Те переселенцы, которые путем неимоверных усилий преодолевали трудности, действительно становились зажиточными.
Сибирь получила репутацию района богатого крестьянства. Здесь преобладающими стали крупные фермерские хозяйства, дававшие большое количество товарной продукции. Если в европейской России с десятины посева собирали в среднем 45 пудов зерна, то в Сибири — (>()—150 пудов. Конечно, сказывалось и то обстоятельство, что сибирская земля была еще не истощена. Количество скота на душу населения здесь было намного больше, чем в европейской России. Сибирские фермеры пришли к идее кооперации. Группы многокоровных хозяйств объединялись, строили на кооперативных началах маслодельные заводы (таких кооперативных заводов насчитывалось но Сибири до 1,5 тыс.) и на кооперативных же началах сбывали масло. Надо сказать, что это кооперативное сибирское маслоделие находилось под влиянием иностранного, особенно английского, капитала. Крупные английские фирмы снабжали сибирскую кооперацию кредитами, а также сепараторами и машинами. Они экспортировали масло. Ну а те, кто не мог преодолеть трудностей по налаживанию хозяйства на новом месте, возвращались назад, где у них стояли заколоченные избы и уже не было земли, так как ее продали, уезжая в Сибирь. Эти возвращавшиеся из Сибири крестьяне часто становились участниками новой волны крестьянских выступлений.
П. А. Столыпин говорил, что на капиталистическое переустройство России ему потребуется 50 лет. Он не смог этого осуществить: в 1911 г. был убит. Но все же начатая реформа стимулировала развитие сельского хозяйства. В хозяйстве все шире стали использоваться сельскохозяйственные машины. В стране начало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Конечно, машины применялись лишь в кулацких и помещичьих хозяйствах, но и техника крестьянского хозяйства сделала некоторый шаг вперед. Перед войной в России было 8 млн сох и 9 млн плугов, т.е. именно в это время плуг начал побеждать соху. Несколько повысилась урожайность, хотя и оставалась еще очень низкой. С десятины посева в России собирали в среднем 45 пудов зерна, т.е. в два раза меньше, чем во Франции, и в три раза меньше, чем в Германии. Повысилась товарность, но 3/4 товарного хлеба давали хозяйства кулаков и помещиков, т.е. капиталистические, фермерские хозяйства, тогда как многомиллионное крестьянство — только одну четверть. Крестьянское хозяйство в основе своей оставалось натуральным.
Системы социального обеспечения в социальной работе в основных европейских странах
Социально-исторический контекст практики социальной работы и социального обеспечения в Европе в XX веке связан со многими факторами, среди них важнейшими являются ориентация на семью, как естественно-историческую форму поддержки при всех случаях риска, изменение характера гражданского общества, свободный рынок, появление новых функций у государства, профессионализация социальной работы.
Семья как институт помощи и поддержки в Европе является основой благосостояния общества, не случайно ей уделяется такое большое внимание законодательством всех основных европейских государств. Социальная помощь, социальная работа, социальная педагогика, главным образом учитывают индивида в контексте семейных отношений, с этих же позиций рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и государства, намечаются стратегии государственных подходов к социальному обеспечению.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — в широком смысле — сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики.
Второй важный фактор связан с концептами гражданского общества в XX веке. Гражданское общество через систему благотворительных учреждений и ассоциаций взяло на себя решение многих проблем, связанных с благосостоянием. Во всех основных европейских странах система благотворительности находится под законодательным патронатом государства, она является важнейшим фактором экономики социального сектора. Как структура социальной организации благотворительность развивалась в XX веке в тесном контакте с государственными учреждениями социальной поддержки. Можно было наблюдать как во Франции и Германии большое место в системе благосостояния государства уделено было добровольным организациям, правительство шло навстречу через систему консультаций на государственном и местном уровне, когда необходимо было обеспечивать сотрудничество с бизнесом и государственными организациями. В Великобритании гражданское общество имело существенное влияние на развитие политики благосостояния в государстве. Можно отметить, что в XX веке наметилась тенденция профессиональной деятельности социальных работников в некоммерческих и частных организациях.
Рынок — один из источников благосостояния в современной Европе. Рынок явился одним из факторов усиления практики социальной работы, так как системы социального страхования, работа с организациями, сообществами, в том числе и территориальными, привнесла в практику социальной работы новые элементы развития.
Государство развивалось в XX веке как главный инструмент и источник благосостояния. Концепты социального государства или государства социального благоденствия зарождаются в конце XIX века. Идеология коллективной солидарности позволила на разных континентах западной цивилизации осмысливать в различных моделях «социального государства» (в немецкоязычных странах) и «государства всеобщего благоденствия» (в англоязычных странах) проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения в условиях свободного рынка. Индустриальный рынок и демократическая система породили, с одной стороны, рост национального богатства, с другой — социальное противостояние различных общественных слоев. В этих условиях осуществляются поиски механизмов равенства и справедливости.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ/СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан.
Впервые понятие «социальное государство» вводится немецким ученым Л. фон Штайном в конце XIX века. Он считал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано... способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Понятие «социальное» определяло новое качественное содержание общественного становления на этапе индустриального развития. Избирательное право, формирование страховой системы, позволяющей минимизировать производственные и социальные риски, гарантированный минимальный доход, обеспечение определенного уровня благосостояния — таковы основные политические действия со стороны государства, направленные на снятие деструктивных последствий свободного рынка. В конце XX столетия Д. Крефт и И. Миленц в концепции социального государства структурным важнейшим элементом начинают считать благосостояние граждан и вмешательство государства законодательным путем в важнейшие социально-экономические процессы.
К основным принципам благосостояния в модели социального государства можно отнести:
· социальную справедливость,
· социальное равенство,
· обеспечение социальных гарантий.
Можно отметить, что в XX веке сложилась система социального обеспечения в Европе, где каждое государство имеет помимо общих черт и своеобразие. Так, в Германии и Франции сложная система рассредоточенных страховых касс, а в Великобритании государственные и местные административные структуры решают задачи по социальному обеспечению.
Пенсионное обеспечение распространяется на лиц от 60 — 65 лет. В некоторых странах выход на пенсию для женщин ниже, чем для мужчин. При расчете пенсии учитывается страховой стаж (Германия, Франция). В Великобритании выплачивается единая пенсия (раз в неделю), а также дополнительная пенсия.
В европейских странах выплачиваются семейные пособия и пособия на детей, величина которых определяется возрастом ребенка. В Англии пособие на старшего ребенка выше, чем на последующих детей. В Германии семейные пособия сокращаются или увеличиваются в зависимости от семейного дохода.
Основными источниками финансирования социальной защиты являются страховые взносы от заработанной платы работающих по найму и государственные субсидии за счет налогов.
На развитие профессионализации социальной работы повлияли следующие важнейшие факторы:
Макрофакторы эволюции:
· промышленная революция начала века;
· изменения социальной политики в области прав
· организация системы социального страхования для больных и престарелых.
Мезофакторы эволюции:
· смещение акцентов помощи с материальных на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;
· изменение практических интересов социальных работников, переход от классовых интересов в направлении к личности клиента.
Микрофакторы эволюции:
· концентрация внимания социальных работников «на работе со случаем»;
· обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов со случаем;
· становление техник и методов индивидуальной работы, где деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.